Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в бытии, часть которого он составляет, и жизнепонимание, то есть самосознание человека, уяснение смысла и цели его собственного бытия. Ясно, что эта вторая задача не может быть решена без связи с первой, поскольку без теоретической ориентировки в бытии вообще нельзя понять места в нем человека, значения человеческой истории, равно как и отдельных человеческих стремлений, следовательно, нельзя и оценить их объективно. Но философия не исполнила бы своего предназначения быть учением о цельном мировоззрении, если бы она ограничилась одним только теоретическим учением о бытии, игнорируя область практической человеческой жизни, человеческих стремлений, упований и оценок, которые также входят в состав целостного бытия.
Учение о том, что есть (теоретическая философия) и учение о том, что должно быть (практическая философия или этика) неразрывно связаны между собой, ибо “должное”, “идеал” есть категория человеческой жизни, момент духовного бытия, которое само имеет корни в общем бытии и связано с ним [см. об этом ниже - главу, посвященную философской онтологии].
Названные учения составляют две части, на которые философия делится. Теоретическая философия, в свою очередь, включает в себя теорию бытия и теорию знания. Практическая - подразделяется на этику в узком смысле, философию права и философию истории. Философия права по основному, традиционно-типическому ее содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, "нормальный" строй общества.
Эстетика, как наука о красоте и искусстве, в систематическом отношении стоит как бы в промежутке между теоретической и практической философией, поскольку ряд вопросов, изучаемых ею, непосредственно связан с онтологией, то есть учением о бытии, и гносеологией, то есть учением о знании, а другой ряд - примыкает к этическим.
К сказанному необходимо добавить, что, собственно, решение всякого философского вопроса дается с точки зрения мирового целого. Поэтому эстетика, как отдел философии, есть наука о мире, поскольку в нем осуществляется красота (или безобразие). Точно так же этика есть наука о мире, поскольку в нем осуществляется нравственное добро (или зло). Гносеология есть наука, открывающая те свойства мира, благодаря которым возможны истина о нем.
Осмысливая вопрос о значении философии, необходимо иметь в виду, что в процессе исторического развития оно существенно менялось в связи с изменением общественных условий и явлениями внутреннего порядка. В первом разделе данного пособия при характеристике основных этапов развития философской мысли этот вопрос будет подробно освещен [см. с. 11-12]. В своих же сущностных характеристиках значение философии уже было разъяснено при характеристике специфического предмета философии и ее отношения к специальным наукам и искусству, при объяснении проблемы взаимосвязи теоретической и практической философии. К сказанному следует добавить, что у философии есть еще один неотмеченный нами смысл. На него впервые обратил внимание Ф. Ницше в своем учении о задачах философии, как создание новых идеалов и ценностей. Осмысление данного вопроса позволит лучше понять значение философии в жизни человека и общества.
Знаменитый русский философ Вл. Соловьев, характеризуя эволюционный процесс, пишет о существовании пяти царств - царства минерального, царства растительного, царства животного, царства человеческого и, наконец, царства идеала - Царства Божьего. Его последователям удалось доказать, что утверждение царства идеала в истории неосуществимо, но это не значит, что сфера идеала не присутствует в человеческой истории. Человек, создавая культурные ценности, данное царство расширяет. Философские умозрения, поскольку они принадлежат культуре, тоже относятся к названному царству. Являясь, подобно искусству, бескорыстной сферой деятельности, участвуя в создании новых идеалов и ценностей и в рациональном обосновании вечных и абсолютных ценностей, философия принадлежит к высшим сферам человеческой деятельности. Следовательно, и занятие ею, то есть изучение философии, есть одна из форм приобщения к царству высших ценностей, совершенствующих и человека, и человечество.