Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные философские науки и их роль в жизни человека



Философия как учение о научно обоснованном цельном мировоззрении необходимо объединяет две стороны знания. Мировоззрение включает в себя миропонимание, то есть теоретическую ориентировку человека в бытии, часть которого он составляет, и жизнепонимание, то есть самосознание человека, уяснение смысла и цели его собственного бытия. Ясно, что эта вторая задача не может быть решена без связи с первой, поскольку без теоретической ориентировки в бытии вообще нельзя понять места в нем человека, значения человеческой истории, равно как и отдельных человеческих стремлений, следовательно, нельзя и оценить их объективно. Но философия не исполнила бы своего предназначения быть учением о цельном мировоззрении, если бы она ограничилась одним только теоретическим учением о бытии, игнорируя область практической человеческой жизни, человеческих стремлений, упований и оценок, которые также входят в состав целостного бытия.

Учение о том, что есть (теоретическая философия) и учение о том, что должно быть (практическая философия или этика) неразрывно связаны между собой, ибо “должное”, “идеал” есть категория человеческой жизни, момент духовного бытия, которое само имеет корни в общем бытии и связано с ним [см. об этом ниже - главу, посвященную философской онтологии].

Названные учения составляют две части, на которые философия делится. Теоретическая философия, в свою очередь, включает в себя теорию бытия и теорию знания. Практическая - подразделяется на этику в узком смысле, философию права и философию истории. Философия права по основному, традиционно-типическому ее содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, "нормальный" строй общества.

Эстетика, как наука о красоте и искусстве, в систематическом отношении стоит как бы в промежутке между теоретической и практической философией, поскольку ряд вопросов, изучаемых ею, непосредственно связан с онтологией, то есть учением о бытии, и гносеологией, то есть учением о знании, а другой ряд - примыкает к этическим.

К сказанному необходимо добавить, что, собственно, решение всякого философского вопроса дается с точки зрения мирового целого. Поэтому эстетика, как отдел философии, есть наука о мире, поскольку в нем осуществляется красота (или безобразие). Точно так же этика есть наука о мире, поскольку в нем осуществляется нравственное добро (или зло). Гносеология есть наука, открывающая те свойства мира, благодаря которым возможны истина о нем.

Осмысливая вопрос о значении философии, необходимо иметь в виду, что в процессе исторического развития оно существенно менялось в связи с изменением общественных условий и явлениями внутреннего порядка. В первом разделе данного пособия при характеристике основных этапов развития философской мысли этот вопрос будет подробно освещен [см. с. 11-12]. В своих же сущностных характеристиках значение философии уже было разъяснено при характеристике специфического предмета философии и ее отношения к специальным наукам и искусству, при объяснении проблемы взаимосвязи теоретической и практической философии. К сказанному следует добавить, что у философии есть еще один неотмеченный нами смысл. На него впервые обратил внимание Ф. Ницше в своем учении о задачах философии, как создание новых идеалов и ценностей. Осмысление данного вопроса позволит лучше понять значение философии в жизни человека и общества.

Знаменитый русский философ Вл. Соловьев, характеризуя эволюционный процесс, пишет о существовании пяти царств - царства минерального, царства растительного, царства животного, царства человеческого и, наконец, царства идеала - Царства Божьего. Его последователям удалось доказать, что утверждение царства идеала в истории неосуществимо, но это не значит, что сфера идеала не присутствует в человеческой истории. Человек, создавая культурные ценности, данное царство расширяет. Философские умозрения, поскольку они принадлежат культуре, тоже относятся к названному царству. Являясь, подобно искусству, бескорыстной сферой деятельности, участвуя в создании новых идеалов и ценностей и в рациональном обосновании вечных и абсолютных ценностей, философия принадлежит к высшим сферам человеческой деятельности. Следовательно, и занятие ею, то есть изучение философии, есть одна из форм приобщения к царству высших ценностей, совершенствующих и человека, и человечество.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.