Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философская, научная и художественная картины мира



Предисловие

Данное учебное пособие выполнено с учетом требований государственного образовательного стандарта. Оно состоит из двух частей. Первая - посвящена истории философской мысли. Введение, а также главы первая и вторая на историко-философском материале знакомят изучающего философию с кругом ее основных проблем и разнообразными вариантами их решения. Глава третья более сложна и аналитична. По характеру постановки проблем и изложению материала она, скорее, примыкает ко второй, теоретической части пособия. Ее рекомендуется изучать совместно с главами, посвященными философской онтологии и гносеологии. Содержание четвертой главы вводит читателя в круг проблем русской философии XIX - XX веков.

Вторая часть пособия посвящена систематическому изложению философских понятий. Анализ проблем выполнен в опоре на отечественную философскую традицию. Частью тексты пособия написаны автором самостоятельно, частью же являются близким к тексту изложением первоисточников, то есть работ выдающихся мыслителей, что в каждом конкретном случае отмечено в тексте. Тесная связь текстов пособия с первоисточниками позволяет рекомендовать его не только для ознакомления с основными философскими проблемами, но и для подготовки к семинарским занятиям.

В заключении отметим, что при освоении философии, даже первоначальном, главным “пособием” должно быть самостоятельное ознакомление с основными произведениями классиков философской мысли. При внимательном чтении и умении задумываться над прочитанным, эта задача вполне доступна для начинающих, и их труд при этом будет вознагражден неизмеримо более, чем при ознакомлении с учебниками, то есть с философскими учениями из вторых рук.

 

 

Введение

Философия: Ее роль в жизни человека и общества

Понятие философии

Греческое слово философия буквально значит любомудрие. Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении. Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в мире. Зачатки цельного мировоззрения есть почти у каждого человека. Если они складываются под влиянием жизненного опыта человека, то в этом случае говорят об обыденном мировоззрении. Если же человек в понимании мира опирается не только на жизненный опыт, но и на авторитет догматических религий, то его мировоззрение называют религиозным. Философия есть цельное мировоззрение, поскольку, в противоположность обыденному и религиозному, оно научно обосновано.

Что такое наука или научное знание? Этот вопрос просто и ясно разъясняется известным русским философом С.Л. Франком [см.: 31, с. 7-8]. Во-первых, он справедливо полагает, что научное знание не совпадает с книжной ученостью, поскольку последняя есть плод накопления научного знания, которое должно ей предшествовать. Во-вторых, научное знание не совпадает со знанием как таковым, поскольку то или иное знание (например, техническое или практически необходимое) есть у каждого человека вообще; научное же знание - далеко не у каждого. Более того, существовали народы высокой культуры (например, народы древнего Востока - египтяне, вавилоняне, иудеи, финикияне), не имевшие никакой науки. Их знания (например, технические, астрономические и др.) 1/ передавались в течение веков от поколения к поколению без заметного сколько-нибудь быстрого развития; 2/ считались неприкосновенными истинами, независимыми от мысли личности, и по большей части санкционировались религиозным авторитетом; 3/ никогда не доказывались и не проверялись. Когда древние греки, в конце VII в. и в начале VI в. до нашей эры, познакомились с этими знаниями, они быстро превратили их в настоящее научное знание. Это было достигнуто благодаря тому, что, во-первых, знание начало разрабатываться бескорыстно, как знание ради самого знания, без непосредственного отношения к жизненным нуждам, ради искания самой истины; во-вторых, знание развивалось свободно, каждый мыслитель считал себя вправе самому доискиваться до истины, изменять и исправлять существующую систему знаний, и потому греки в продолжение относительно небольшого времени, с VI по III век до н.э., развили слабые зачатки знания в законченные и обширные науки (астрономию, геометрию, медицину, физику, биологию, общественные науки); в-третьих, знание доказывалось и проверялось, то есть строилось рационально, в логически разработанной системе понятий. Поэтому мы говорим, что наука родилась в древней Греции.

Итак, наука есть знание, осуществляемое путем свободного личного искания истины, ради нее самой, логически обоснованное и приведенное в систему. Данное определение науки выглядит устаревшим, поскольку, начиная с Нового времени и по сегодняшний день, не только бескорыстный поиск истины выступает в качестве основной характерной черты науки, а практическая польза, приносимая ею, но для уяснения вопроса о возникновении научного знания, для понимания вне исторической сущности науки и, наконец, для осмысления понятия философии, оно выглядит вполне адекватным.

Первоначально, в древней Греции, в первых научных школах (VI век до нашей эры) существовала только одна единая наука, охватывающая все знание. Это было одновременно и естествознание во всей его полноте, и учение о человеке, его душе, смысле его жизни. Поэтому понятия “философия” и “наука” в данную эпоху совпадали. Позднее наступило разделение науки на ряд отдельных наук, то есть разделение труда между научными исследователями. С этого момента философия начинает существовать как отдельная наука. Так, в IV веке до нашей эры афинский философ Платон, наряду с науками арифметикой, геометрией, астрономией, устанавливает особую науку “диалектику” или “учение об идеях”, тождественную понятию философии. Его ученик Аристотель, изучивший самостоятельно множество наук и отчасти их создавший (логику, физику, зоологию, ботанику, этику, эстетику), вводит наряду с ними особую науку “первую философию”, имеющую своим предметом учение о бытии как целом.

Сегодня науку, изучающую какую-то часть мира, относят к специальным (примерами последних могут служить астрономия, физика, химия, анатомия, психология и проч.). Философия же изучает мир в качестве целого, создавая учение о бытии как таковом; этим она отличается от специальных наук.

Философская, научная и художественная картины мира

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.