Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рациональные и иррациональные мысли.



Мысли о происходящем часто приходят вместе с происходящем. Мы слышим звук и тут же делаем относительно него вывод. Впоследствии очень часто выясняется неправильность этого вывода. Ваш друг из раздела 3.1., который опаздывал к назначенному времени - с ним не произошёл несчастный случай. Он явился с фантастическим подарком, что, к сожалению, заняло немного больше времени. Между прочим, мы очень часто делаем поспешные выводы на счёт прошедших событий.

Иррациональные мысли - это мысли, которые обосновываются неправильно. Они неадекватно поддерживаются реальными фактами. Например, "все гости могут увидеть, как трясётся моя чашка". В дальнейшем оказывается, что никто из гостей не заметил этого. Или: "они не пришли ко мне в гости, потому что я не нравлюсь им", когда на самом деле, почтой были утеряны ваши приглашения.

Рациональные мысли - это реальные мысли. Они логически вытекают из реальных событий. Если кто-то постоянно посылает вам небольшие подарки, восхищается вами и говорит, что желает вас видеть как можно чаще, то мысль "он в меня влюблен" будет достаточно рациональной. Если хозяйка вечеринки подходит к вам с протянутой рукой, когда вы входите в комнату, то также рационально будет предположить, что она желает пожать вам руку и поприветствовать вас. Рациональные мысли не являются всегда позитивными. Если кто-то вас критикует, то не рациональным будет предположить, что он вами восхищается в этот момент. Однако также иррационально думать, что другой человек питает к вам ненависть. Что-то связанное с вами было подвергнуто критике - этот вывод является более рациональной мыслью.

Достаточно часто встречаются так называемые "логические ошибки". Например, "избыточное обобщение". Это означает, делать обобщающий вывод, исходя из единичного случая. К примеру: "вы никогда не говорите что-нибудь приятное мне", "они всегда сплетничают за моей спиной", "я никогда ничего не делаю правильно".

Другим примером является взгляд на вещи "сквозь замутненные очки". Это означает уделять значительно больше внимания негативным событиям, даже значительно преувеличивать их, в то время как положительные аспекты события остаются за кадром. Возьмём, для примера, человека, рассказывающего о презентации, которую он вчера проводил: " Она не удалась. Я потерял нить. Практически не было вопросов. И один из слайдов оказался перевёрнутым". Этот человек не обратил внимания на позитивные факты, которые однозначно присутствовали в этом событии.

 

Изменение мыслей.

Если вы достигли определённого профессионального уровня в отслеживании ваших мыслей, то в дальнейшем это умение можно развить в новую способность. С этого момента добавляется четвёртый шаг, который называется "изменение мыслей". Теперь вы сможете определять, почему определённые мысли являются иррациональными, и какие мысли более соответствуют действительности.

Существуют два основных пути изменения мыслей:

тщательное изучение и новый опыт, показывающие неправильность ваших мыслей.

Вначале определите, действительно ли ваши мысли рациональны и адекватно соответствуют реальным событиям. Вам нужно определить это с помощью определённого числа стандартных вопросов. Задавайте эти вопросы каждой мысли, которую вы хотели бы изменить.

Это всё позволит вам приобрести хорошее БОЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ СОБСТВЕННЫМ МЫСЛЯМ.

Со временем вы сможете задавать себе другие вопросы, которые будут для вас полезными.

1. Если я взгляну на весь свой собственный опыт вплоть до сегодняшнего дня, то будет ли эта мысль объективной?

2. По моим наблюдениям, как другие чувствовали себя в подобных ситуациях?

3. Могу ли я услышать или увидеть что-нибудь по радио, телевизору, в книге или журнале, или от других людей, что способствовало бы доказательству правдивости моей мысли?

4. Может ли что-нибудь доказать неправильность моего суждения?

5. Могут ли другие люди (вы можете взять кого-то конкретно) думать также как и я?

6. Если это касается осуждения других людей: "Буду ли я думать по-прежнему, если ситуация примет другой оборот?".

7. Если кто-то другой думает также, и я желаю уменьшить его тревогу, какие конкретные факты мог бы я противопоставить его мыслям.

8. Могу ли я к той же самой ситуации подойти с другими мыслями, которые по возможности будут менее тревожными? Если да, то почему этого нет в действительности? (Эти мысли вы будете записывать в графе НОВЫЕ МЫСЛИ).

Ответив на эти и другие вопросы и возражения, вы сможете достаточно независимо определять степень рациональности ваших мыслей. Часто она весьма невелика или вообще отсутствует. В таком случае ваши мысли иррациональны, их можно понять, но они в корне неверны. Поэтому вы ищите новые мысли, объясняющие событие.

Например:

 

ДАТА: 17 апреля

СОБЫТИЕ: соседка заговорила со мной.

ЧУВСТВО: волнение (80)

МЫСЛИ: 1. я вот-вот покраснею (95) 2. она подумает, что я идиот, если я покраснею (80).

РАБОТА С МЫСЛЯМИ:

1. Я часто краснею, но не каждый раз, когда я думаю об этом. Я не покраснел позавчера, когда беседовал с другой соседкой.

2. Я уже краснел в присутствии этой соседки и не заметил, что у неё появилось впечатления, что я идиот. Соседка всегда очень хорошо отзывалась о Т., а он также часто краснеет.

НОВЫЕ МЫСЛИ:

1. Несомненно, есть возможность, что я покраснею, но наряду с ней существует вполне разумный шанс, что этого не произойдёт.

2. Если даже я покраснею, то это вовсе не означает, что соседка подумает, что я идиот. Возможно, для неё это не будет иметь никакого значения.

 

Вы можете заметить, что работа с мыслями и их замена занимают больше места в Рабочей тетради, чем первоначально. Вы можете не жалеть места для их записи. С этого момента вы будете подобным образом вести свою Рабочую тетрадь. Вы можете приступить к практической работе с вашими мыслями. Скоро это станет для вас привычным и обычным делом. Это будет небольшая попытка взглянуть на ваши представления с другой точки зрения. Вы найдёте, что здесь усилия приведут к эффекту.

Вы получите больше информации об общих логических ошибках в проявлениях социальной фобии, и как вы можете с помощью контр-мыслей противостоять им.

Теперь вы можете практиковать проверку каждой мысли с помощью данных вопросов.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.