1 Мы, главы государств и правительств государств — участников Организа- ции по беюпасности и сотрудничеству в Европе собрались в Лиссабоне чтобы оце- нить ситуацию в регионе ОБСЕ и заложить фундамент для нашей общей безопаснос- ти. основаннои на сотрудничестве По мере приближения к новому столетию сейчас, как никогда важно то что мы совместно формируем регион мира ОБСЕ где все государства и каждый человек в отдельности чувствуют себя в бе юпасности
2 Мы принимаем сегодня лиссабонскую Декларацию по модели общей и все- объемлющей бе юпасности для Европы XXI века чтобы укрепить безопасность и стабильность во всем регионе ОЕСЕ Мы приветствуем историческое решение госу- дарств — участников ОБСЕ подписавших ДОВСЕ приступить в начале 1ЧЧ7 года к переговорам по его адаптации к изменяющеися обстановке в области безопасности в Европе Мы намерены реали ювать весь наш потенциал для укрепления мира и процветания во всем регионе ОБСЕ и как продемонстрировали наши совместные усилия — через ОБСЕ и другие соответствующие институты — продвигаться к устоичивому миру в Боснии и Герцеговине
Ч Мы подтверждаем принципы ОБСЕ таккак они эафиксированыв хель- синкском Заключительном акте и другие обя 1ательства ОБСЕ Мыполагаем, что соблюдение всех этих принципов и выполнениевсех обязательств требуют улуч- шения и постоянного обзора Мы признаем что серьезные рискии вызовы, в том числе касающиеся нашей безопасности и с\веренитета по-прежнемувызывают большую озабоченность Мы обязаны справиться с ними
4 Уважение прав человека остается основополагающим для нашей концеп- ции демократии и для процесса демократизации закрепленных в Парижской хар- тии Мы полны решимости укрепить демокр1тические завоевания, достигнутые в ходе перемен, произошедших с 148е) года и мирным путем управлятьих дальнеи-
Часть III Документырегионального характер
шим развитием врегионе ОБСЕ Мы будем сотрудничать в укреплении демократ ческих институтов
^ ОБСЕ приэвана играть ключевую роль в укреплении безопасности и ci бильности во всехих измерениях Мы принимаем решение прололж1ть нашиус| лия для дальнейшего повышения ее эффективности как главного инструмента ра него предупрежд! пия предотвращения конфликтов регулирования кризисов и вс можностеи посгк энфликтпого восстановления Мы об ратае ми я с просьбой к Дейс вующему председателю npt'ставить на встрече Совета министров в Г)0? годуд( клад о продел энной работа
Ь Лиссабонская Декларация по модели общей всеобъемлюще;! безопасности1! для Европы XXI века является вс'объемлющим выражением кшшх усилии на- правленных на укрепление безопасности и стабильности в pirnone ОБСЕ ц этом смысле она дополняет взаимно по [кр< тяющие усилия других европейских и транс- . атлантических институтов п организации в этой области i
7 Контроль пал вооружениями составляет важный элемент нашеч общей безопасности Договор об ОБСЬ в особенности является и впредь будет оставаться ключевым для нашеи бе'опасности и стабильности Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ) работа которого также влжна д 1Я нииеи безопаснос- ти принял сегодня два решения определяющие новые напрзв юпия дадьнеишеи работы Концептуа 1ьную ба )у для контроля над вооружениями и Pa звитие no- | вестки дня ФСБ Будучи примером безопасности основанной на сотрудничестве, Договор об открытом небе охватывающий территорию от Ванкувера до Владивос- тока призван повысить транспарентность между всеми сторонами Напоминая о| Будапештском решении 1444 года мы вновь особо по щеркиваем значение вступле-] ния в силу и выполнения этого Договора В дополнение к тгому прекращениенеза-i конных поставок оружия в частности в зоны конфликтов могло бы )начительно| содействовать не только региональной но и глобальной безопасности 1
8 Мы приветствуем выполнение Каэахстаном Украиной и Белоруссиеиих| обязательсгв по выводу со своих территории всех ядерных боеголовок Это являет-] ся историческим вкладом в уменьшение ядерной угрозы и создание общего про-| странства бс зопасности в Европе |
Ч Всеобъемлющий подход ОБСЕ к безопасное гн требует улучшения ситуа-| ции с выполнением всех обязательств в области чечовеческого и змерения в част-| нести в том что касается уважения прав человек > и основных свобод Это еще| более эакрспит общие ценности свобо того и демократического общества во всех| государствах-участниках что является важной основои нашей общей бе ;опасности| Среди острых проб icm в области человеческого измерения продо 1жающиеся на-| рушения прав человека такие как недобровольная миграция неполная демократи-j чация \ грозы независимым средствам массовой информации подтасовки на выбо-^ pax и проявления ирессивного национализма расизма шовинизма ксеносробии п антисемитизма ио-прежнему угрожают стабильности в регионе ОБСЕ Мы обя1у-| емся продоли itl решать эти проблемы |
10 На фоне недавних траге щи беженцев в регионе ОБСЕ и с учетом проблей насильственной миграции мы вновь осуждаем и принимаем на себя обязательства отказаться от любой политики этнических чисток или массовых выселении Наши государства будут содействовать согласно международным стандартам Иезонас-| ному и достоиному возвращению беженцев и лиц перемещенных внутри стран Ия обустройство в местах первоначального проживания доля но проводиться без 'шс-| криминации Мы приветствуем работу советника БДИПЧ по вопросам миграции и выражаем поддержку продолжению его усилии по выпо-нению Программы деист-| вии принятой в мае 1 )')() гола на Региональной конференции по рассмотреним вопросов беженцев перемещенных лиц других форм т доСровольных персмеще-1 нии и лиц возвращающихся в соответствующие государства |
11 Свобода печати и средств массовой информации является одной из пред| посылок подлинно демократических и гражданских обществ В хельсинкском За» ключите льном акте ми приняли на себя обя !ательство уважать этот принцип Гстд потребность усилить выполнение обшательств ОБСЕ в области средств массовое информации с учетом при необходимости работы других международных оргаци| зации Мы поэтому поручаем Постоянному совету рассмотреть пути усиления вин! мания к выполнению обязательств ОБСЕ в области средств массовои информации;
а также разработать мандат дляназначения представителя ОБСЕ по вопросам,!
Декларация лиссабонского саммита iqqft г
относящимся к свободе средств массовой инерормации и представитьего не почд- нее чем к встрече Совета Министров в 1ЧЧ7 году
12 Такой же вс< ооъем пощии подход к бе юпасности требует постоянныхуси- лии по выполнению оГпзател^лв ОБСЕ в области экономического измерения и адекватного ра !вития юятелыюсти ОБСЕ касающеися экономических социаль- ных и 'ч\ологич( с; и\ проблем относящихся к безопасности ОБСЕ допжна сосредо- точиться на кыяв (иии рисков оо\ (.лов лент ix экономическими социальными и экологическими проблемчми оосужлении их причин и потенциальных последствий и привлечь вним шие соответствующих международных институтов к потреоности принятия надлежащих мрр в це •'ях уменьшения трудностеи являющихся следст- вием зт1[\ рисков С этой целью ОЕСЬ должна и 'идее укреплять (boii свят с подкрепляющими др\г друга м; л душролш imii экономи юскими и финансовыми институтами включая регулярные кожу [ьтщии на соответствующих уровнях с целью повышения способности выявлять и ош нивать на рпжеи стадии экономи- чески! социал; ные и э] ологическис факторы имеющие отношение к бе юпасности Следует усилить взаимолеиствш с региональными суорсгиондльными и тршсгра- ннчиыми инициативами по сотрудничеству в экономической и экологическои об- ластях поскольку они спосооствуют укретению добрососедских отношении и оею- пасности Мы поэтому поручзем Постоянному совету рассмотрев роль Секрета- риата ОЬСЕ в экономическом шмсрении и выработ 1ть мандат координатора в рам- ках Секретариата ОБСБ по экономической и экологи !ескои деяте пыюсти который будет представлен не позднее чем к встрече Сов'та министров в \W! году
1 - Мы отлаем должное достижениям Миссии ObCF в Боснии и Герцеговине в содействии выполнению Оощего рамочного (оглашения о мире в Боснии и Герцегови- не Прагматиче-ское сотрудничество с междутрогщыми институтгмии СВС а также роль BiitOKoro представителя в шачитсдьнои мере содействовали этому успеху ощутимо продемонстрировав тем сам^м способы д( иствии на основе сотрудничества, на которых может строитьсч бе !опасност1> посредством денствии подкрепляющих друг друга институтов
14 Мы приветствуем соглашение. Президиума Боснии и Герцеговины о фор- мировании Совета министров ito npi ютавляет собой важный шаг в формировании эффективных во всех огношсниях совместных институтов
m])i подтверждаем потребност! випо шения в полном объеме мирного согла- шения мы приветствуем руководящие принципы согласованные на заседании Ру- ководящего комитета на уровне, министров инострчнных д1 i и Президиума Боснии и 1 ерцеговииы в Париже 14 ноябрз lO'lli тда а также ре ни ние ОБСЕ о продлении мандата миссии в Ьоснии и ГерцеговинЕ па \W7 год учитывая во <можность его продления в рамках двухгоди щого периода консолидации Мы принимаем на себя обя ;ательства предоставит! миссии все необходимые финансовые и людские ре- сурсы для выполнения ею своего MainaTii
1л ОБСЕ будет и далее играть важную роль в продвижении и консолидации Mtlpa в Боснии и I ерцеговине на основе принципов и обя!ательств ОБСЕ Мы под- тверждаем что ОБСЕ будет осущес-т-впять нюлюденне за подготовкой и проведе- нием выборов в муниципальные органы в 1асти в 1'1'17 году и приветствуем соответ- ствующее сог пшснир сторон подписавших Приложение •I Соглашения о мире Мы будем в потом ооъеме поддерживать работу миссии и ее вклад в р<али;ацию итогов выборов Мы булем содеиствов1ть укр< плению демократии посредством кон- кретных прогршм и активно дсиствовать в деле укреп юния прав человека иих Мониторинга Мы оу дем прододя it], содействовать выполнению мер по суброгио- нальнои стабили зщии между сторотми Соглашения о мире
Id Напоминая о том что г" |вная ответственность за выполнение мирного соглашент лежит m с ших сторотх мы при шваем их добросовестно сотрудни- чать с ОБСЕ и другими институчами в выполнении гражданских аспектов Согла- шения о мире рол!, Высокого про ктавителя в этом контексте по-прежнему будет иметь особое iin iphiip Мы при »ы1яем стороны в полном объеме сотрудничать с МеждународныУ! триоуна юм по бывшей Югославии
17 Согтшение о мерах по укреплению доверия и безопасности в Боснии и Герцеговнш и Соглашение по субрегиональному контролю над вооружениями про- должают игр 1ть важную роль в содействии и укреплении военной стабипьности в Боснии и Герцеговине и boi pvr нее Необходимо создавать благоприятные условия для полного выполнения этих соглашении Невыполнение обязательств по этим со- глашениям продолжает,однако, вычывать у нас серьезную озабоченность Мыпод-
24—528
692 Часть III Документы регионального характера
держиваем подтвержденную в ноябре IWd года в Париже Руководящим комитетом и Прешдиумом Боснии и Герцеговины необходимость в почнои мере выполнятьчх и не допускать отхода (it обоих еопииении Мы при !ываем стороны выполнять свои обяяте чылва путем сотрудничеетвi в i\\s доброи вопи С учетом регионального контрочя над воорун ениями и в ивш.имоети от удовчетворитечьного прогресса в вып )чненин Статен II и IV будут прочочженн \сичия предпринимюмые ччя про- движения выполнения Статьи V Причодения 1В Сопашения о мире
If! Выпочнение мирного согчашетп по Ьоснии н I ерцеговнне открьпо п\ть усилиям на региона льном и суорегиот н ном уроьнях innpi в -нннымна достижение прочного мирч стаоичъности и чоороеоеедства в Юго-Восточнои Европе Мы привет- ствуем pi iBHTlie рТЭЧИЧНЫХ ИНИЦИАТИВ ПрОДВИПЮЩИХ Cyi)p( Г1ЮН ПЬНЫИ ДИ 1ЛОГ И
corp't чничество таких kik процесс стчоичыюсти m^iTbiii ь Р^аиомоне инициатива ПО еотрудни кетву в Юго bo(.to шои Европе hi нтрпьно европейская инициатив! И Bceeoi емтющи" орощее спои и иоети бе «in юности и сотр; чничества вновь акти- ВИ !ирошнныи в редул!Т1те принятия Софииекои декларации министров нносгр1Н- ных чеч сгрчн Юго-Восточнои 1'вропы ОБСЬ мппа бы внести вкч 14 в использование в ночном ooLCMt потенциала р1!чичных регионпьных уеипии по сотрудничеству, предиринимк mi ix В1аимно подкреичяющим и \силив'1ющим оор»;ом
1'1 Мы приветствуем посттнное внимание OBCF к cohi!hoh Респубчике Югославия Мы ожила» м что чо 1госрочная миссия ОБСЕ в Косово Санджаке и Воевочиш сможет воюоновить свою работу в вошожно короткпи срок Выпочняя свои MamiT такая миссия должна помимо прочего активно сочок.твовать наблю- дению и ситуацией и укрепчению диалога с цепью пр(ополения существующих трудности! Другие формы bob к ценности ОЬСЕ такжь бы-ш Г>ы жечатель)1ыми Они допя пы включат) усичия по ускорению чемократн iciiiiin pi )витию не (ависи- мых cpfitTB массовон ин({)орма11ни и об(С]цч(нию свободных и справедчивых вы- боров Н пюминая о нинпх пред! [ivh[iix Ч(.кл1рациях мы призываем к рч !витнго предметного дна поп мгжчу (|)едера 1ьнпми в [астямн и ч ^бaнcкими представите- лями Косово с цечыо решения всех останнщмя т^м проб чем
20 Мы подтвррждасм нашу ночною но-^чержку суверенитету и территориаль- нои целостности Груши в преч( чах ер ме/i "^н фочно при шатщыхграниц Мы осаж- даем этническую чистку рь !учьтатами которой ятяются массовые рачрмления и наснчьственнос изгнание прсиму1црств( шю гру шнского нюечення в Абха iini Де- структивные чеиствия сепарчтиспв вкчюччющие воспреиятсгвон жие воврчщению беженцев и nepcMt щенных тип а также решения о проведении выо 1ров в Аохт?ии и Цхинвччьском раноне/Южноп Осетии почрывают позитивные ',сичия пречприни- маемые для того 1тобы прочвштуть вперед политическое yptry-шрование консрчи!»- тов Мы убеждены что международное сообщество прежче всегоООН и ОБСЕ с участием Россиискон Федерации в качестве содеиствующеи стороны продолжат вносить актнвш in bi 1ад в поиск мирного урсгушрования
21 Мы отме i >ем что чос.тигнут опредетенныи прогресс в направлении поли- тического урег^чирования в Мочдове Теперь треснется реальная политическая вочя ччя преочочсния остающихся тру щостеи с цечыо досчнжения риисния осно- выв ютщегося на принципах суверенитета и территориачьнои lie честности Респуб- лики Молдова Мы прививаем все стороны наращивать свои ^стия в этих цечях Напоминая о решении Будапештского саммита мы вновь выражкм озабоченность недостаточным npoipfCLOM в том что касается вступления в сичу н выпочнения молдавско-российского сог [динния от 21 октября lI'M года о выводе российских bohci Мы ожича<м скорого органи юванного и печного выводч российских войск Во испочнснш мппатч мин ни и других i оответствующих решении ОБСЕ мы под- держиваем обя i iTt 11 ство ОБСГ в том шсче чере i свою миссию пристпьно на- блюдчть (а осмцсствчшисм ^того пр )цесса а также содействовать достижению урегучировщия в восто той части Моччовы в тесном сотрудничестве t российским и укрчинским посречникчми О чостигнутом прогрессе Действующий пречседатечЬ доложит ( -к дунииси встр( к Совета министров
22 Mil привстству(м недавние шаги в направлении мирного урегулирования в Чечне Ро<(ииекая Фе дерщия Мы признаем ценную роль которую сыграла Группа содействия ОБСЕ в сод< иствии диачогу в направлении политического решения кри- чиса Мы почагаем что Группа содеисгвия дочжна и далееиграть свою рочь в будущем особенно с целью продвижения кпрочному мирному урегулированию, осуществлялмониторинг прав человека и поддерживая деятельность гуманитар- ных организации
Заявление Деиствующего ПредседателяОБСЕ 1416 г 693
23 Мы подчеркивюм шачение центрачьно азиатских государств в ОБСЕ Мы привержены выращиванию усилии ОЬСЕ нчправченных на ра эвитие демокра- тических структур и укрепчение верховенства пкона на поддержание стабичь- ности и предотвращение конфчик-ов в jtdm регионе
24 Мы привержены д)Ч1Н(ишему ра эвитию диалога с нашими средиземно- морскими партнерами по сотру чничеству Японией и Республикой Корея В этом контексте укрепление беютсжлги и сотрудни юетва в Сре чи « мноморье имеет важное значение дчя стаби 1ьноети в регионе OLCE Мы приветствуем постоянный интерес к ОБСЬ проявляемы и сре ди !емномор1-кими партнерами по еогрудничест- ву а также Японией и Республикой Корея и углубление диалога и сотрудничества с ними Мы пригчаш'гем их принять участие в нашей деятельности включая встре- чи, где применимо
25 Следующаявстреча Совета Министров состоится в Копенгагене в декабре 1997 года
2() Мы принимаем к сведению приглашение Турции провести следующий саммит ОБСЕ в Стамбуле
27 Польшабудет выполнять обяэанностиДействующего председателя ОБСЕ в 1948 году
12. Заявление Действующего Председателя ОБСЕ
Лиссабон, 3 декабря 199Ь г
Все вы знаете что в течение двух последних лет не бы ч достигнутпрогресс в разрешении нагорно-караоахского конфчикта и вопроса о территориальной це- лостности Аэероаиджанскои Респ^бчики Я сожачею что усилия Сопредседателей Минской Конференции примирить точки эрения Сторон в отношении принципов урегулирования не принесчи успеха
Три принципа которые дочжны составчять основу урегулирования нагорно- карабахского конфчикта были рекомендованы Сопредседателями Минской груп- пы Эти принципы поддерживаются всеми государствами—чченами Минской груп- пыОни явчяются следующими
— территориальная це честность Респубчики Арменияи Азербайджанской Республики
— правовой статус Нагорного Карабаха определенный в соглашении на осно- ве самоопределения которое обеспечит Нагорному Карабаху самую высокую сте- пень самоуправления в составе Азербаиджана
— гарантированная безопасность дчя Нагорного Карабаха и всего его населе- ния включая взаимные обя 1ательства обеспечить соблюдениеположении урегули- рования всеми Сторонами
Я сожачею что одна делегацияне смогласогласиться с этим. Эти принципы поддерживаются всемидругими государствами-участниками
Данное заявлениевойдет в документы Лиссабонского саммита
Раздел 3. Документы Содружества Независимых Государств1
1. Устав Содружества Независимых Государств2
Минск, 22 января1993 г.
Государства, бобро«о ibiio объединившиесяв СодружествоИсюнисимыхГо- сударств (далее — Содружество),
основываясь на исторической общности своих народов и сложившихся между ними свя юн,
действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами между- народной! права, положениями Устава ОрганизацииОбъединенных Наци", Хель- синкского Заключительного акта и другими документами Совещанияпо безопас- ности и сотрудничеству в Европе,
nnpcM^cf- обеспечить общими усилиями экономический и социальныипро- гресс своих народов,
преисполненные pcuuwocmu претворять в жизнь положения Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, Протокола к этому Соглашению, а также почожеппя Алма-Атинской декларации,
разчшюя сотрудничество между собой в обеспечении международногомира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационально- го согласия,
.•ж-с-юд создать условия для сохранения и развития культурьсех народов государств-членов,
стлре/иясъ совершенствоватьмеханизмы сотрудничества в Содружестве и повышатьих эффективность,
решили принять Устав Содружества идоговорились о нижеследующем
Раздел I. Цели и принципы Статья 1
Содружество основанона началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являютсясамостоятельными и равноправными субъектами меж- дународного права
Сшружество служит дальнейшемуразвитию и укреплениюотношений друж- бы, добрососедства, межнационального согласия,доверия, взаимопонимания и вза- имовыгодного сотрудничества междугосударствами-членами
Содружество не является государствоми не обладает наднациональными
ПОЛНОМОЧИЯМИ
Статья 2
Цсчями Содружества являются
осущечтвчение сотрудничества в политической,экономическои, экологичес- кой, гуманитарнои культурной ииных областях,
всестороннее и сбалансированное экономическое и социальноеразвитие госу- дарств-чченов в рамках общего экономическогопространства, межгосударственная кооперация и интеграция,
обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнан- ными принципамии нормами международногоправа и документами СБСЕ,
сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международ- ного мира и безопасности, осуществлениеэффективных мер по сокращению во- оружении и военныхрасходов, ликвидацияядерного и другихвидов оружиямассо- вого уничтожения,достижению всеобщего и полного разоружения;
' Документы приводятся в хронологическом порядке. 2 Устав ратифицирован Верховным Советом Российской Федерации15 апреля 1993 г
Устав СодружестваНезависимых Государств695
солеиствпе гражданам государств-членов всвободном общении, контактах и передвижении в Содружестве.
взаимная правовая помощь и сотрудничество в другихсферах правовых от- ношении
мирное paipeuicHne споров и конфликтов междугосударствами Содружества.
Статья 3
Для достижения цепей Содружества государства-члены,исходя изобщепри- знанных норм международного прав.] и Хельсинкского Заключительного акта,строят свои ОТ1101Щ11ИЯ п соответствии l нижес чечующими взаимосвязанными и равноцен- ными принципами
уважение суверенитета государств-членов,неотъемлемого права народов на самоопреде lernic и права распоряжайся своеи судьбой безвмешательства извне;
нермцимост). государственных границ, придание существующихграниц и отказ от противоправных терршорнатьных приобретении,
террптирпапьная це честность государств и отказ отлюбых действии, направ- ленных на расчленение чужой территории
нспрпмс пение силы или угро!ы силы против политическойнезависимости государетва-ччена
ра '-решение споров мирными средствами таким обра юм,чтобы не подвергать угрозе меж1\иародиы11 мир, Ое юпасность и справедливость
верховенство международного права В межгосударственныхотношениях,
не вмеша гепьстпо ко внутренние и внешние дела Друг друга,
обеспечение прав чечовека ч основных свобод .i in всех, без различиярасы, этничесмп] принадлежности, я;ыьа религии, политических илииных убеждений;
добросовестное выполнение принятыхна себя обязательств по документам Содружеств вк-почая настонщии Устав,
учет пнтер( (ob друг др\га и Содружества в цепомоказание на основевчаим- ного сопасин помощи во ясех об частяхих взаимоотношений,
объединение уси-шп и оказание поддержки друг другу в целях создания мир- ных усчцвип жи жи пародов государств — членов Содружества, обеспечениеих политического, жономичесього и социального прогресса,
pa iBiiTiH в (апмовыгодного акономического инаучно-технического сотрудни- чества, расширение интеграционных процессов,
духовное единениеих народов, котороеосновывается на уважении их само- бытности тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культур- ного обмена
Статья 4
К сфе-рам совместили деятельностигосударств-членов, реализуемой ва рав- ноправно» основе чере i общие координирующие институтыв соответствии с обяза- тельствами, принятыми государствами-чтецами врамках Содружества, относятся
об( спечение прав и основных свобот, человека,
координация ппещнепо штичсскои деягечыюсти,
сотрудничество в формировании ч ра (витпп общегоэкономического пространст- ва, общеепропешкого и еврачшккого рынков таможеннойполитики;
сотрудничество в развитии систем транспорта,связи,
охрана 1доров1,я и окружающеи Среды,
вопросы соцнальнои н миграционной политики,
борьба с оргйннюваннои преступностью,
сотрудничество в области обороннои политикии охраны внешних границ
Настоящии перечень может быть дополненпо взаимному согласию государств- членов.
Статья 5
Основной правовои базоймежгосударственных отношений в рамках Содру- жества являются многосторонние идвусторонние соглашения в различных облас- тях взаимоотношении государств-членов
Соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствамгосударств-членов по настояще- му Уставу
696 Часть III. Документырегионального характера
Статья 6
Государства-члены содействуют сотрудничествуи развитию связей междугосу- дарственными органами, общественными объединениями, экономическимиструктурами.
Раздел II. Членство
Статья 7
Государствами — учредителямиСодружества являются государства,подпи- савшие и ратифицировавшие Соглашение о созданииСодружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г- и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1Я91 г. к момгнгу принятия настоящего Устава.
Государствами — членами Содружестваявляются тегосударства-учредите- ли, которыепринимают на себя обязательствапо настоящему Уставув течение одного года после его принятия Советом глаЬ государств.
Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружестваи принимает на себяобязательства, содержащиеся в настоящем Уставе, путемприсоединения к немус согласия всех государств-членов.
Статья 8
На основании решения Совета глав государствк Содружеству в качестве ассоциированного членаможет присоединиться государство, желающееучаство- вать в отдельных видах его деятельности, на условиях,определяемых соглашением об ассоциированном членстве
По решению Совета главгосударств на заседаниях органов Содружества мо- гут присутствовать представителидругих государствв качестве наблюдателей.
Вопросы участия ассоциированных членов и наблюдателейв работе органов Содружества регулируются правилами процедурытаких органов
Статья 9
Государство-член вправе выйтииз Содружества. О таком намерении государст- во-член извещает письменно депозитария настоящего Уставаза 12 месяцев до выхода.
Обязательства, возникающие в период участия в настоящем Уставе, связы- вают соответствующие государства доих полного выполнения
Статья 10
Нарушения государством-членом настоящего Устава,-систематическоеневыпол- нение государствомего обязательств по соглашениям,заключенным в рамкахСодру- жества, либорешений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств.
В отношении такого государства могут применяться меры, допускаемыемеж- дународным правом
Раздел III. Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество
Статья 11
Государства-члены проводят согласованную политику в области междуна- родной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства
вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира
Статья 12
В случаевозникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориаль- ной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие ме- ханизм взаимных консультации с целью координации позиции ипринятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции п использова- ние в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН.
Решение о совместном использовании вооруженных силпринимается Сове- томглав государств Содружества или заинтересованнымигосударствами—члена- ми Содружества с учетомих национального законодательства.
Устав Содружества Независимых Государств697
Статья 13
Каждое государство-член принимает надлежащие мерыпо обеспечению ста- бильного положения на внешних границах государств-членов Содружества.На ос- нове взаимного согласия государства-члены координируют деятельность погранич- ных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленногопорядка пересечения внешнихгра- ниц государств-членов.
Статьи 14
Высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешнихгра- ниц государств-членов является Совет глав государств Координацию военно-эко- номической деятельности Содружества осуществ.чяет Совет глав правительств.
Взаимодействие государств-членов в осущесгилении международных согла- шенийи решении других вопросов в области безопасности и разоруженияоргани- зуется путем совместных консультаций.
Статья15
Конкретные вопросы военно-политическогосотрудничества государств-чле- нов регулируются специальными соглашениями.
Раздел IV. Предотвращение конфликтов и разрешение споров
Статья 16
Государства — члены принимают все возможные меры дляпредотвращения конфликтов, прежде всегона межнациональной имежконфессиональной основе, могущих повлечьза собой нарушение прав человека-
Они оказывают друг другуна основе взаимного согласияпомощь в урегули- ровании таких конфликтов, в том числе и в рамкахмеждународных организаций.
Статья 17
Государства—члены Содружества будут воздерживаться от действии,спо- собных нанести ущерб другим государствам-членам и привести к обострениювоз- можных споров.
Государства-члены будут добросовестно и в духесотрудничества прилагать усилия к справедливому мирномуразрешению своихспоров посредствомперегово- ров или достижению договоренностей о надлежащей альтернативнойпроцедуре урегулирования спора
Если государства-члены не разрешают спор при помощи средств,указанных в части второи настоящейстатьи, они могут передатьего в Совет глав государств.
Статьи18
Совет глав государств правомочен в любой стадииспора, продолжение кото- рого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасностив Содружестве, реко- мендовать сторонам надлежащую процедуру или методы егоурегулирования.
Раздел V. Сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях
Статья 19
Государства-члены сотрудничают в экономической и социальной областях по следующим направлениям.
формирование общего экономическогопространства на базерыночных отно- шений и свободного перемещения товаров, услуг,капиталов и рабочейсилы;
координация социальной политики,разработка совместных социальныхпро- грамм и мер поснижению социальноинапряженности в связис проведением эконо- мических реформ;
развитиесистем транспорта и связи,а также энергетических систем;
координациякредитно-финансовои политики;
698 ЧастьIII Документырегионального характера
содействие развитию торгово-экономическихсвязей государств-членов,
поощрение и взаимная защита инвестиции
содействие стч та рп нации и сертификации промышленной продукциии товаров,
правовая охрана интетектуальнои собственности
содепствнс ра ;вптию общего информационного пространства,
осуществление совместных природоохранных мероприятииоказание взаим- ной помощи в ликвидации последствии экологическихкатастроф и других чрезвы- чайных ситуации,
осуществление совместных проектов и программ в областинауки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта
Статья 20
Государства-члены осуществляют сотрудничества в областиправа, в част- ности, путем заключения многосторонних и двусторонних договоров обока)ании правовои помощи и способствуют сближению национального законодательства
В случае противоречии между нормами национального законодательства го- сударств-членов, регулирующего отношения в сферах совместно!! деятельности, государства-члены проводят консультации и переговорыс целью выработки пред- ложении для устранения этих противоречии
Раздел VI. Органы содружества. Совет глав государств и Совет глав правительств
Статья 21
Высшим органомСодружества является Советглав государств Совет глав государств,в котором на высшемуровне представлены все госу- дарства-члены, обсуждает и решает принципиальные вопросы,связанные с дея- тельностью государств-членов в сфере их общихинтересов
Совет глав государств собирается на 1аседания два раза в год Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе одного из государств-членов
Статья 22
Совет главправительств координируетсотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальнойи иных сферах общих интересов
Совет главправительств собирается на заседания четыре раза в годВнеоче- редные заседания Совета могутсозываться поинициативе правительства одного из государств-членов
Статья 23
РешенияСовета глав государстви Совета глав правительств принимаются с общего сопасия — консенсусом Любоегосударство может)аявить о своей незаин- тересованности в том или ином вопросе, чтоне должнорассматриваться в качестве препятствия дляпринятия решения
Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совмест- ные заседания
Порядок работыСовета глав государств и Совета глав правительств регули- руется Правилами процедуры
Статья 24
Главы государств и главыправительств на заседании Совета главгосударств и Совета глав правительств председательствуютпоочередно в порядке русского алфавита названии государств — членовСодружества
Заседания Совета глав государстви Совета глав правительств проводятся, как правило, в Минске
Статья 25
Советглав государств и Совет главправительств создают рабочие и вспомо- гательные органы как на постоянной,так и на временной основе
Эти органы формируются и.з представителей государств-членов,наделенных соответствующими полномочиями