Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Музыкальный руководитель



Исходя из режиссерского замысла и изученного сценария, му­зыкальный руководитель продумывает и обговаривает с режиссе­ром: общее решение всего представления и каждого его эпизода, характер музыки (как, в каком качестве и где она будет использо­вана, ее форма — лейтмотив, фон, обозначение эпохи), ее монтаж. От него зависит интерпретация музыки, темпы, динамика и дру­гие ее нюансы; продолжительность звучания, взаимосвязь с происходящим в тот или другой момент представления действием и т.д. Он определяет (создает) как звуковую, так и шумовую парти­туру представления.

Поскольку используемая в представлении музыка чаше всего подбирается из уже существующей, то, естественно, закономерно, что эту работу осуществляет музыкальный руководитель. Безу­словно, что качество такого подбора, его точность, характер и стиль целиком зависят не только от понимания им стоящих перед ним задач, но — и это, пожалуй, основное — от его, назовем это так, музыкальной культуры, от знания и умения разбираться в му­зыкальной литературе и, наконец, от вкуса. Причем не только его, но и режиссера. Я не случайно вспомнил об этом. Если разобрать­ся, то именно отсутствие этих качеств приводило к тому, что из представления в представление кочевали увертюра А. Петрова к кинофильму «Укрощение огня», последняя часть сюиты Г. Свири­дова «Время, вперед!», «День Победы» Д. Тухманова и другие. Ме­лодии этих произведений действительно стали символами эпохи, события. Но неплохо вспомнить и о мере использования симво­лов, ибо, как говорит Нароков в пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники», «Мера и есть искусство!»1"7

Музыкальный руководитель обьединяет усилия всех участни­ков создания музыкального звучания представления. Именно он проводит репетиции с музыкантами, в частности, если это предус­мотрено сценарием, репетиции сводных номеров (сводного хора, сводного оркестра) и других музыкальных кусков. Любопытное наблюдение: обычно музыкальным руководителем становится (назначается) либо руководитель хора (одного из хоров), либо ди­рижер одного из оркестров, принимающих участие в представле­нии.'7* Опыт подсказывает, что в массовых представлениях прини­мают участие оркестры самых разнообразных направлений, не го­воря уже о хорах. Так, например, в представлении «Увенчанные славой» принимали участие и симфонический, и духовой, и на­родный оркестры Что касается хоров, вряд ли найдется предста­вление, в котором не были бы задействованы народные, академи­ческие и особенно в последнее время детские хоры. Вот почему в больших, масштабных массовых представлениях помимо музы­кального руководителя представления в художественно-постано­вочную группу входяг главный дирижер и главный хормейстер, которые создают сводные коллективы и репетируют с ними.

Все это, безусловно, не означает, что роль музыкального руко­водителя, как можно полумать, сводится только к выполнению за­даний режиссера. Создание музыкальной ткани представления, ее содержания, ее компонентов (в том числе и шумов) — дело музы­кального руководителя. Друюе дело, что окончательный вариант рождается в результате обоюдного согласия сторон, которое дости­гается в процессе совместной работы. Достшается в спорах, дока­зательствах, в совместном поиске лучшего решения всею тою, что связано с музыкой, за коюр>ю в одинаковой степени с режиссе­ром (если не в большей) отвечает музыкальный р>ководигель.

Главный балетмейстер

Естественно, что все связанное в представлении с хореогра­фией, и в первую очередь со здание сводных хореографических но­меров, хореографических сюит (чаше всего по жанрам: классика, характерный, народный, бальный и т.д.) — епархия этого человека. Обычно шкой балетмейстер обладает особым композиционным даром, видением многофигурных композиции. Ему присуще уме­ние не только выстраивать сложную драматур!ию танцевальных линий, поз и т.д., но и находшь, исходя из режиссерского замы­сла, яркое образное решение танца, в котором, как правило, уча­ствуют все задействованные в представлении хореографические коллективы. Такое умение создавать блистательные танцевальные композиции, отдельные хореографические сюиты всегда отличало творчество М.С. Годенко, Т.Л. Устиновой, Л.Е. Обранта, да и мно­гих других замечательных балетмейстеров второй половины XX ве­ка, много и плодотворно участвующих в создании самых различных массовых представлений. Само собой разумеется, что судьба вклю­ченных в представление танцевальных коллективов (классиче­ских, народных, бальных и т.п.) находится в руках ыавного балет­мейстера, отвечающего за всю хореографическую часть представлепим. Разбираясь сейчас в пиленных мною самых различных по масштабу массовых представлениях, да и вспоминая собственные, невольно понимаешь, что успех хореографической части этих представлений в какой-то степени зависел не только от таланта балетмейстера, но и еще от одной его особенности — при всех при­сущих руководителям танцевальных коллективов амбициях, а это действительно так, от умения человека на этой «должности» нахо­дить общий язык с руководителями танцевальных коллективов, умения выработать с ними общую творческую платформу еще до начала репетиций.

Режиссер по пантомиме

Сегодня реже, но еще совсем недавно в массовых представле­ниях можно было видеть отдельные эпизод].!, решенные средства­ми пантомимы. Так, например, в одном из массовых представле­ний, состоявшемся на одной из площадей Москвы, можно было увидеть пантомиму «Труд», которую с большим успехом исполнял увеличенный состав пластическою коллектива, которым руково­дил Гердрюс Мацкявичус (он был и постановщиком этого эпизо­да). Это была сложно динамически развивающаяся картина еди­ного, работающего, как часовой механизм, коллектива. Нередко в массовых представлениях пантомимические сцены использова­лись в качестве связок между эпизодами. Несомненно, такая по­становка, как и вообще постановка предусмотренного сценарием какого-либо выраженного средствами пантомимы куска предста­вления, требовала наличия в художественно-постановочной груп­пе такого специалиста. Что обычно и происходило.

Оттого, насколько точно и подробно будут обговорены с глав­ным балетмейстером и режиссером по пантомиме все стороны, касающиеся создания сводных номеров и связок, в конечном сче­те зависит их успех. А это означает, что результат работы главного балетмейстера и режиссера по пантомиме в значительной степени зависит не только от их профессионального мастерства, но и от знания режиссером основных законов, «условии игры», специфи­ки искусства пантомимы и хореографического искусства. Как, кстати, и «условий игры» и других видов и жанров искусства, с ко­торыми режиссеру приходится сталкиваться в процессе создания массового представления, на что я уже не раз обращал внимание.

Кинорежиссер

Функции этого члена художественно-постановочной части заключаются прежде всего в создании согласно сценарию киноро­ликов и другого проекционного материала (слайдов, диапозити­вов и т.п.), то есть всех моментов представления, решенных видео­средствами.

Исходя из реальных возможностей технического и специаль­ного оборудований,их создание осуществлялось и осуществляет­ся либо съемками необходимых сюжетов (по специально создан­ному режиссером киносценарию), либо необходимыми досъемка-ми к уже существующему киноматериалу, либо подбором (монта­жом) существующих кинокадров. Но в любом случае режиссер по кино обязательно не только обсуждает с режиссером содержание каждого киносюжста, но и вместе с ним просматривает и утвер­ждает его. Обычно только после этого проводится окончательный монтаж киноролика (или кинороликов). Вспоминая опыт работы с кинорежиссером при осуществлении и проведении представле­ния, следует добавить: наиболее эффективное использование под­готовленного проекционного материала возникает тогда, когда режиссер по кино, помимо того что он возглавляет всю киногруп­пу (монтажеров, киномехаников и т.д.), берет на себя организа­цию и четкую работу киномехаников и других лиц, связанных с проекционной аппаратурой.

Если это предусмотрено сценарием и постановочным планом, то в художественно-постановочную группу входят: либо режиссер по слайд-фильмам, либо телевизионный режиссер, а то и оба.

В свою очередь, у каждого из специалистов есть штат своих ассистентов и других помощники, которые, подчиняясь и выпол­няя задания ведущих специалистов, организационно входят в про­изводственно-техническую группу.

Если сценарием представления предусмотрены цирковые, оригинальные и спортивные моменты, сложные трюки каскадеров, то, естественно, это означает, что в художественно-постано­вочной группе обычно есть, во всяком случае должны быть, спе­циалисты этих направлений (режиссер, тренер и т.д.). Говорить об их обязанностях, думаю, нет нужды.

Кстати, количество ведущих (главных) творческих специали­стов и других, входящих ц художественно-постановочную группу участников не чем-то раз и навсегда установившимся, обязатель­ным и У1еизменяемым. Состав художественно-постановочной группы определяется режиссерским замыслом и сценарием.

Осуществить постановку и проведение массового представле­ния невозможно и без участия в художественно-постановочной группе ассистента или ассистентов режиссера — первых помощни­ков режиссера-постановшика по нсем организационно-творче­ским вопросам и помрежей (помощников режиссера), которые обеспечивают во время репетиций и представления своевремен­ный выход и уход участников со сиены и порядок в закулисном пространстве. Любопытное наблюдение: обычно \\\ количество определяется числом выходов на сцену (поле стадиона), к кото­рым добавляется еще один — помощник, ведущий представление. Именно он во время представления руководит всем ходом пред­ставления, всеми службами. Когда-то, по существующей до сих пор легенде, в Художественном театре на время спектакля этот по­мощник режиссера становился главным лицом в театре. Без его разрешения никто не имел права вмешиваться в его работу. И в знак его власти ему на это время вручались ключи от театра. Так это или нет, но по опыту знаю, что в этой легенде скрыт большой смысл. Вообще-то число ассистентов и помощников режиссера напрямую зависит от масштабов и места проведения массового представления.

В состав художественно-постановочной группы^ что немало­важно, входит и заведующий постановочной частью.

Часто помимо перечисленных помощников, в целях более четкой организации и проведения самого представления, исполь­зуются люди, обеспечивающие непрерывную связь со всеми находяшимися за сценическим пространством группами исполните­лей и всеми техническими службами.

Само собой разумеется, что работает постановочная группа по единому плану-графику, который предварительно создается ре­жиссером-постановщиком.

Поскольку у входящею в художественно-постановочную группу специалиста при всем единомыслии есть свой взгляд не только на предстоящую работу, но и вообще на массовые предста­вления, то, несмотря на личное доброжелательное, а порой и дру­жеское отношение к постановщику, все равно сплотить их и соз­дать из них единый механизм — задача для режиссера не из легких. Конечно, режиссер-постановщик массового представления, как и любой режиссер, должен в достаточной мере обладать способно­стью эмоционально-волевого воздействия на других людей. Соб­ственно, это качество позволяет ему увлекать за собою людей, за­интересовать их предстоящей работой. Вот почему так важна пер­вая встреча режиссера-постаноищика с художественно-постано­вочной группой, когда он не только знакомит се участников со сценарием представления, по и, что очень важно, подробно рас­сказывает о своем видении будущего представления, раскрывает свой замысел и псе то, что не вошло, да и не могло войти, в текст сценария.17" Умение хорошо объяснить, увлечь задуманным, на­править фантазию коллег в нужном направлении значительно облегчает всю дальнейшую работу режиссера. Важно только на­править их фантазию в нужное режиссеру русло, но при этом ни в коем случае не насиловать се (фантазию). Наоборот, дать им пол­ную свободу в поиске и решении своих действии и, само собой ра­зумеется, не требовать от них сиюминутных решений. Вообще, для режиссера первая истреча с постановочной частью — серьезное творческое испытание. Не так-то просто выслушать суждения своих коллег о сценарии с нередко справедливыми замечаниями и дельными предложениями и дополнениями. Но прислушиваться необходимо: как говорится, «один ум хорошо, а два лучше». В ре­зультате обычно вырабатывается общая точка зрения на предстоя­щую работу, обговариваются, исходя из режиссерского замысла, общие и частные задачи каждого: художника'4", композитора, ба­летмейстера и т.д. (кто и что делает и кто за что отвечает). Как по­казывает опыт, в дальнейшем художественно-постановочная груп­па собирается ежедневно {на летучку, после или перед репетиция­ми), а иногда в случае необходимости и чаше. Вообще же, помимо этого режиссер в неурочное время работает с каждым мастером по отдельности.

Остается добавить, что весьма плодотворным является присут­ствие если не на первом, то на одном из первых совещаний худо­жественно-постановочной группы всех заинтересованных лиц, в том числе и руководителей художественных, спортивных и других участвующих в представлении коллективов и, конечно, директора или представителя административной группы. Вызвано это тем что, как правило, на первой встрече вырабатываетсяпредваритель­ный варианттворческо-орпшизаниошюи работы: обговариваются сроки и места просмотров коллективов и других будущих участни­ков представления согласно предварительно созданному режиссе­ром-постановщиком плану-графику, предусматривающему весь ход работы от первого до последнего дня (просмотров, репетиций и т.д.) над созданием и выпуском представления.1"1

ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧАСТЬ

Параллельнос созданием художественно-постановочной группы для осуществления всей творчески технической работы, связанной с подготовкой и проведением массового представле­ния, создается производственно-техническая группа или, как ее чаще всего называют (как в любом театре), постановочная часть. В ее главе стоит так называемый заведующий постановочной ча­стью, которому подчиняются все службы, связанные с созданием, а затем и проведением массового представления.

Ее состав порой бывает oi ромен и всегда весьма разнообразен по профессиям. Но все они непосредственно связаны с создани­ем, а затем и с обеспечением проведения представления.

Обычно в нее входят: звукорежиссер, который помимо рабо­ты за пультом во время представления по согласованию с музыкальным руководителем создает музыкальную и шумовую своеоб­разную «звуковую фантазию» — основу звуковой атмосферы пред­ставления, одного из важнейших выразительных средств. Следует заметить, что звукорсжиссура — эго весьма значимая и в то же вре­мя сложная область пюрчесгпа. Во-первых, очень часто сцениче­ское пространство, особенности места проведения представления вносят в создание звуковой атмосферы дополнительные, а порой и неожиданные трудности. Скажем, существующая система ра-диоуселения Красной площади не позволяет пользоваться допол­нительными микрофонами без помех, без «завязки» звука. Во-вто­рых, подготовка и запись фонограммы, в которой существуют свои закономерности и без которой, насколько я могу вспомнить, не обходится ни одно представление, требует значительных уси­лий. Скажем, определение и выделение в ней ыавных смысловых кусков, которые при монтаже фонограммы придают ей особую звуковую динамику Любопытно, что такое звучание фонограммы становится не только частью сценической атмосферы представле­ния, но и его смысловой и эмоциональной линей Вообще, следу­ет заметить, что в работе звукорежиссера запись и монтаж фоно­граммы — весьма непростой и важный этап По существу, он за­вершает всю подготовительную работу по созданию звуковой ai-мосферы представления.

В то же время было бы ошибкой умолчать о том, что не все ре­жиссеры — сторонники записи всей сопровождающей музыки на магнитную пленку. Не только потому, что никакое механическое звучание не заменит живою исполнения, живого звучания, а еще и потому, что перед режиссером и музыкальным руководителем возникает серьезнейшая проблема соединения живого микрофон­ного звучания с механическим. Правда, если еще недавно это бы­ло серьезным препятствием, которое разные режиссеры и музы­кальные руководители так или иначе преодолевали, то в послед­нее время с совершенствованием звуковой аппаратуры, и прежде всего записывающей, эта проблема практически исчезла.

Естественно, что звукорежиссер руководит работой всех ради­стов и звукооператоров.

В постановочную часть входит и художник по свег>. ведаю­щий разработкой схем освещения. Именно он создает световую партитуру, осуществляя световое решение представления. Он же руководит работой электриков-осветителей, которые обеспечива­ют ее воплощение.

Само собой разумеется, что в постановочную часть входят и специалисты других, причем самых разных профессий, без кото­рых немыслимо вещественное воплощение представления. Это художники-исполнители, макетчики, тренеры по видам спорта (если есть такая необходимость), репетиторы (балетмейстеры и хормейстеры), концертмейстеры (для вокалисюв и танцоров), ор-кестровщики, настройщики музыкальных инструментов, пере­писчики нот. Я не могу представить себе современную постано­вочную часть без техников-радистов, операторов звукозаписи, ки­номехаников, машинистов сцены, монтировщиков декорации, ко­стюмеров, бутафоров, реквизиторов, гримероп-постижеров и т.д.

В состав постановочной части иногда входят и инженеры по разработке конструкции, электронному оборудованию (в зависи­мости от технических условии представления), по конструирова­нию больших кукол, по разработке надувных конструкции, по монтажу и эксплуатации телепроекционного оборудования, пиро­техники. У каждою из них могут быть свои помощники, техники, операторы, рабочие и т.д.

Как это ни странно, перечислить всех специалистов, могущих войти в постановочную часть, просто невозможно Невозможно предугадать, какие понадобя!ся специалисты для постановочной части данного представления. Важно другое;в любом случае число специалистов и их профессии определяются для каждого предста­вления исходя из режиссерского замысла, его сценария и режис­серского постановочного плана

Естественно, что каждая служба постановочной части, как и каждый член художественно-постановочнойгруппы, исходя из общего плана-графика, разрабатывает свои собственные графики работы Правда, практика говорит, что чаще всего эти планы-графики из-за объективных причин редкоточно выполняются. Хотя — и это тоже правда — все стремятся не нарушать его.

Любопытно, что еще в 1920-е годы при постановке первых массовых представлений тоже создавалась специальная группа -«штаб», которая, правда, состояла из трех отделов: «Мобилиза-ционно-учетный отдел штаба», который занимался организацией, сбором участников представления; «Продовольственный отдел», занимавшийся питанием, а все участники представления получа­ли паек (селедку, осьмушку хлеба, иногда леденцы) и «Строитель­но-технический отдел», который добывал прожектора, налаживал пиротехнику, строил сценические площадки и трибуны для зрите­лей (если последние были нужны).

В работе постановочной части (думаю, как и раньше, так и те­перь) есть, с моей точки зрения, одна, но очень важная особен­ность. Поэтому позволю себе небольшое, но примечательное для меня как режиссера отступление.

Если я, создавая сценарий, а затем его воплощая, нахожу ка­кие-то новые, неожиданные сюжетные ходы, повороты действия, приемы, решения, то, как правило, все технические службы — от радистов, электриков и до макетчиков и подсобных рабочих, -увлеченные работой, стараются, как говорится, «не щадя живота своего», не только выполнить задание в срок, но и обычно подходят творчески к порученному им делу. Но не дай Бог, если режиссер идет проторенными дорогами, пользуется трафаретными ходами и приемами, то постановочная часть, ее службы, конечно, выполня­ют задания, но относятся к своей работе без особого энтузиазма. Им просто скучно выполнять давно известную, виденно-перевиден-ную, изрядно надоевшую им работу.

Ловлю себя на мысли: а ведь то же самое, такое же отношение возникает и у членов художественно-творческой группы. Если вдуматься, то даже в гораздо большей степени. И тогда становит­ся ясно, что никакие режиссерские разглагольствования о нова­торстве, о самостоятельном, оригинальном видении будущего представления и т.п. не вызовут интереса у тех, с кем режиссеру приходится осуществлять постановку, если в режиссерском замыеле, в сценарии массовою представления нет не лежащих на по­верхности ходов, неожиданных поворотов, нестандартных прие­мов. Азбучная истина? Может быть. Но она справедлива.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА

В представлениях, особенно масштабных, где занято большое количество коллективов и исполнителей, как правило, создается и административная группа во главе с директором-администратором.

Если вдуматься, то уже ее название говорит о содержании ра­боты и обязанностях этой группы. Именно она обеспечивает ма­териально-техническую сторону представления, размещает заказы на изготовление оформления, костюмов, реквизита, бутафории, ре­кламы, пригласительных и других билетов и иной печатной продук­ции; контролирует процесс их изготовления к сроку, определенно­му планом-графиком, обеспечивает доставку транспортом коллек­тивов и исполнителей на репетиции и само представление; их раз­мещение в месте проведения репетиций; организует, если нужно, питание участников представления, обеспечивает условия для от­дыха, дежурство врача, санитарные условия для зрителей, так и для участников. Эта же группа с помощью соответствующих организа­ций обеспечивает общественный порядок, меры противопожарной безопасности и т.д. и т.п. Но, пожалуй, надо было бы начать с того, что, собственно, в ее руках находится решение всех финансовых во­просов. И прежде всего составление сметы расходов и доходов. Хо­тя в XX веке в нашей стране, не в пример дням сегодняшним, соз­датели массовых представлений не ставили перед собой коммерче­ских задач.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

XX век в искусстве массовых форм театра знаменателен еще и тем, что именно в эти годы выработалась оправдавшая себя опре­деленная последовательность осуществления массовых действ, и в частности массовых представлений. Если внимательно рассмо­треть процесс осуществления того или другого массового действа, то можно увидеть, что он (этот процесс) для режиссера-постанов-шика обычно делится на три части, три этапа:

- первый — организационный, в который входит помимо соз­
дания постановочных групп и решения дру!их оргвопросов зна­
комство с замыслом представления и его сценарием, во время ко­
торого обсуждаются возникшие предложения, уточняются детали
каждого эпизода и другие элементы представления, намечается
просмотр предполагаемых по сценарию коллективов и исполните­
лей;

- второй — работа нал созданием окончательного варианта
сценария1^, после чего режиссер обговаривает с членами художе­
ственно-постановочной 1рунпы содержание и характер работы
каждого;

- третий — с начала рспсшции и до выпуска, до дня премье­
ры, причем при параллельной работе специалистов постановоч­
ной группы совмссмю с руководи гелями коллективов по коррек­
тировке отобранных номеров и созданию сводных номеров.

Такая последовательность, конечно, не догма, по практика доказала плодотворность именно такой последовательности.

ОТБОР

Если вдуматься, казалось бы, втакое несложное яело, как отбор номеров, коллективов и исполнителей-^, то выясняется, что это не совсем так. Только правильное осмысление темы и идеи предста­вления помогает режиссеру отобрать из всего многообразия мате­риалов, связанных с событием, которому посвящено представле­ние, и из репертуара коллективов и исполнителей все то, что наибо­лее точно и ярко их (идею и тему) выражает.

Кто бы и что бы ни утверждал, что, мол, отбор материала, и в том числе коллективов и исполнителей, процесс не столько твор­ческий, сколько технический, особенно при возможности широ­кого выбора, я с этим не могу согласиться.

Ведь не только тема и идея определяют отбор, скажем, кол­лективов и исполнителей. Режиссер отбирает то, что не только по репертуару, по и по художественным достоинствам соответствует его режиссерскому замыслу и может с наибольшей точностью его выразить. Из множества возможных номеров решающую роль в выборе того, какими художественными средствами будут выраже­ны тема и идея, играет образное решение представления, его за­мысел и форма его воплощения. Немаловажнымдля режиссера является и эмоциональная заразительность номера, и элемент неожиданности, и возможность включения его в пластическое ре­шение представления.

Нет нужды говорить о том, чю только после просмотров для режиссера происходит окончательный отбор номеров и исполни­телей и их репертуара.

Окончательный вариант сценария

Вот почему, я считаю, ч го только после этого и внесения в сценарий других поправок и уточнении, рожденных в результате обсуждения с участниками посгановочиои фумпы и по их предло­жению (а порой — по настоянию), и, естественно, с которыми по­становщик согласен, рождается его окончательный вариант. Пра­вда, скажу опять: в конце концов, ценное ib этих поправок и заме­чаний напрямую зависит не только от степени дарования и про­фессионализма каждого входящего в постановочную группу, но и от того, насколько они говорят на одном творческом языке с ре­жиссером-постановщиком и насколько он сумел увлечь их своим видением будущего представления.

Надо заметить, что в большинстве случаев предложения чле­нов художественно-постановочной группы не только конкретизи­руют, но и обогащают воплощение задуманного режиссером-авто­ром сценария.

Обыкновенно окончательный вариант сценария создается тогда, когда режиссер вносит в исто вес ic поправки, с которыми он согласился. Это естественно и закономерно.

Только после этого режиссер, исходя из объема предстоящей работы и сроков, отведенных на создание представления, присту­пает к составлению плана-графика работы над представлением (Приложение № 1).

РЕПЕТИЦИИ

Думаю, что этот этап работы режиссера над созданием массо­вого представления не только так же важен, как и рождение ре­жиссерского замысла, но и более ответственен. Ведь именно от ре­зультата репетиции зависит судьба представления.

Да, к моменту начала репетиции режиссер уже знает творче­ские силы, он имеет в своем распоряжении порядок и конкретное содержание эпизодов и всего представления, каким будет офор­мление, как будет решено сценическое пространство, где, когда и какая будет звучать музыка, в какие моменты действия возникнут те или другие спецэффекты,кинокадры, слайды, какие будут зву­чать шумы и т.д. и т.п. И все это не в его мысленном представле­нии — все зафиксировано на бумаге, на полях сценария, в парти­туре. Все обговорено, уточнено с помощниками, с постановочной группой, каждый из них знает, что и с кем ему надо делать

Произнося слово «репетиция»,обычно подразумевают весь период подютовки и создания сценического произведения. Именно поэтому в большинстве не только театроведческих работ, но и всяких пособии, связанных с непосредственной практиче­ской работой, эго! этап называется «репетиционным периодом». Пожалуй, такое определение этой стадии создания массовою дей­ства, как и любого другого сценическою произведения, наиболее соответствует такому определению Убеждает меня в этом, прежде всего, то, что понятие «репетиционный период» при обшей конеч­ной цели — создание определенного сценическою действа — как бы вобрало в себя целый ряд конкретных задач и последователь­ных действии, по своей сути, по своему содержанию достаточно отличающихся друг от друга. Не случайно каждая отдельная соста­вляющая «репетиционного периода» имеет свое название, в ка­кой-то степени выражающее суть содержания той или другой ре­петиции.

Размышления о репетиционном периоде массовою предста­вления убеждают меня, что при всех задачах, которые требуют ре­шения режиссером-постановщиком во время этого этапа, цель у него такая же, как любого, ставящего спектакль театрального режиссера — практически за репетиции создать задуманное предста­вление Правда, в отличие от театральною режиссера, режиссер массовою действа осуществляет постановку значительного по масштабам зрелища, с офомным количеством участников, порою достигающим нескольких тысяч человек. Причем осуществляет, как я уже не раз подчеркивал, в сжатые до предела, минимальные сроки. Нет нужды говорить, что эти обстоятельства — число участ­ников и дефицит репетиционного времени — создают условия, во многом принципиально отличающиеся от условии, в которых ре­петирует театральный режиссер А значит, изменяют приемы, ха­рактер и содержание самих репетиции, составляющих весь репе­тиционный период

Создан «партитуру представления», режиссер-постановщик совместно с постановочной группой приступает к репетициям бу­дущего представления, во время которых пречсгоит

- свести отдельные (отобранные номера) в эпизоды, введя в них (в эпизоды и номера) нужные дополнительные игровые мо­менты,

—создать и отработать массовые номера;

—ввести в эпизоды фоновую \i\3i.ik>, шумы, свет и другие по­
становочные элементы,

—затем свести все это в единое целое

Раскрытие технологии репетиции по созданию массового представления не входит в мою задачу. Мне важно понять и вы­явить отличия, свойственные тому или другому виду репетиции

Естественно, законов ведения репетиции не существует, да и не может существовать. У каждою режиссера своя «метода», свои привычки, свои приемы их проведения, свои приемы работы с ис­полнителями Нетрудно понять, что на этих репетициях оконча­тельно складываются мизансцены, устанавливается порядок вы­ходов и уходов исполнителей, отрабатываются монтажные пере­ходы — связки между номерами, добивается четкость, слажен­ность и точность исполнения эпизодов и т.д.

Конечно, любая репетиция — творческий процесс не только для исполнителей, но и для самого режиссера. Следя за тем, что происходит на сценической площадке, постановщик не только проверяет правильность действий исполнителей, но и мысленно соотносит получающийся результат с задуманным и, если это необходимо для более выразительного действия, вносит опреде­ленные коррективы.

Естественно, что мнение режиссеры прежде чем приступить к репетициям, предварительно намечают для себя схему тех же ми­зансцен и переходов исполнителей, принципы смены зрелищных элементов и т.д. помня при этом весьма важное обстоятельство, смысл которого томно выразил один из выдающихся советских ре­жиссеров А.Д. Попов: «...нельзя лепить мизансцены из пассивной актерской массы. Необходимо иметь разбуженного к действию, целесообразно действующего актера»'". Действительно, несмотря на предварительную наметку передвижения исполнителей, все равно репетиция не является механической «разводкой» по зара­нее намеченным местам, а акг творческий, при котором режиссер добивается у исполнителей осознанного действия.

Но при всем этом я убежден, что успех репетиции массового представления напрямую зависит и от того, как она организована, каков ее порядок. Например, к какому времени репетиции вызы­вается тот или друюй участник, тот или другой номер. Но как па репетициях кого-либо спектакля, так и на репетициях массового представления очень важна (правда, опыт подсказывает, что го­раздо важнее, чем на репетициях спектакля) творческая атмосфе­ра, в какой она проходит. Режиссер массового представления по­нимает важность не только организационной стороны репетиций, но и элементарного внимания к людям. Например, не помотает сохранять на репетиции творческую атмосферу, когда режиссер держит всех вызванных людей до конца репетиции по принципу «а вдруг понадобятся». До сих пор помню, как у одного режиссе­ра, не отпускавшего всех вызванных до конца репетиции, нужны они были ему или не нужны, участники, перефразируя популяр­ную в те 1960-е годы песню, пели: «Есть у репетиции начало, нету репетиции конца». Вообще, умение вссги репетицию в ритме, без пауз, без потери времени, в творческой обстановке — важный фак­тор в успехе работы режиссера-постановщика.

Думаю, что содержание репетиции эпизодов не нуждается в особых рассуждениях «по поводу». Практически главное здесь -успеть отрепетировать все намеченное и необходимое количество отведенных на каждый эпизод репетиции и времени. При этом са­мо собой разумеется, что постановочная группа принимает непо­средственное участие в каждой репетиции, исходя из того, что (со­гласно графику) нужно сделать, чего нужно добиться именно на этой репетиции от участников репешции.

Репетиции с массовкой

Создание массовых с цен и характер и\ репетиций имеют свои, причем решающие особенности. Сказанное хорошо известно то­му, кто хоть раз осуществлял постановку массовою представления.

К сожалению, ни кнш, пи учебников о законах и особенностях репетиций с массовкой до сих пор нет. Поэтому неудивительно, что многое в моих рассуждениях будет опираться на собственный опыт.

Обычно еще до встречи с участниками массовых сцен, мы­сленно представляя себе их деиспшя, режиссер составляет схемы планировки, построения мизансцен, переходов и т.д. То есть все. от чего организационно зависит плодотворность проведения ре­петиций, обдумывается заранее.

Встреча с участниками массовых сцен, как правило, начина­ется не с частностей, а с их знакомства с общей картиной, общим рисунком массовых сцен, порядком действий и с объяснения их смысла в общей концепции всего представления. При этом ре­жиссер-постановщик старается не загружать собравшихся многи­ми задачами и избегает длинных речей. Участники массовых сцен ждут от режиссера не речей, а действии. На этой же встрече обыч­но обговариваются все «реплики» (cm налы — визуальные, музы­кальные и т.п. и их последовательное!!,), по которым участникам придется так или иначе действовать.

Одна из решающих особенностей репетиции массовых сцен заключается в том, что, как показывает практика, проводится она не со всеми участниками, а с руководителями групп, которые создаются заранее."11 Трудно не согласится с И.М. Тумановым, кото­рый справедливо подчеркивал, что «условия, в которых рождают­ся массовые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса, потому что масштаб их испольювапия громадный».ш

Дело в том, что чаше всего из-за недостатка времени группа, которую возглавляет ее «руководитель», действует по принципу «делай, как я!». Именно каждый руководитель группы во время представления следит за командами ведущего представление ре­жиссера и руководит своей группой. Обычно еще до проведения обшей «прогонной» репепшии, прикрепленные к руководителям групп ассистенты режиссера, оговорив задачи групп — рисунок их движений, ритм и темп, сигналы для того или другого действия и т.д. — проводят с ними отдельные репетиции. Они прослушивают фонограмму, с ними проходят схему, как правило, довольно эл­ементарных движений (нетал, перешел, повернулся, поднял пра­вую руку и т.д.), характер пластики. Конечно, все пластические композиции репетирую 1ся по фрагментам, причем чаше всего «под счет».

Потом, когда на репетицию вызываются все участники массо­вых сцен, эти пластические композиции рспежруются подряд, одна за другой, от начала до конца их действия в представлении. Это нужно не только исполнителям, но и самому режиссеру. Ведь все, что отрабатывается на этой репетиции, не самоцель. Син­хронность перестроений, четкость исполнения, темпоритм дви­жения — все направлено на главное — создание художественного образа.

Конечно, то, о чем я говорю, лишь схема. На деле все гораздо сложнее.

После репетиции представления по частям (эпизодам) насту­пает время сводной репетиции, которая проводится после монти­ровочной репетиции

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.