Опыт современных режиссеров-постановщиков массовых театрализованных представлений позволяет утверждать, что сатирический характер маскарада-шествия «Торжествующая Минерва» был заложен его автором-постановщиком еще на уровне поисков и нахождения замысла сценария будущего представления. В то же время, изучая воспоминания Болотова, понимаешь, что только безудержная фантазия и творческая смелость режиссера, его высочайший профессионализм позволили Волкову блистательно осуществить то, что им было задумано на уровне замысла будущего действа.
В процессии-маскараде, прошедшем по улицам Москвы (от Кремля по Мясницкой к Красным воротам, затем по Новой и Старой Басманным, по Покровке и Маросейке и закончившейся опять в Кремле), участвовали десятки сотен людей. Здесь были и различные фольклорные и сказочные персонажи, и ряженые в сатирических масках, и «исполины», и «карлы», и разнообразные аллегорические фигуры, и специально выписанные из-за границы жонглеры, акробаты, эквилибристы и т.д. и т.п. Все это под музыку и пение фабричных хоров151, па разукрашенных, раззолоченных колесницах, специальных площадках и пешком, с шумом, на глазах у тысяч зрителей, стоящих на специально сооруженных подмостках несколько часов двигалось по центральным улицам Москвы. Это было поистине общенародное зрелище, вовлекшее в свою орбиту огромные народные массы...
Конечно, постановка такого действа говорила не только о великом режиссерском даровании Федора Волкова, но и о выдающихся организационных способностях. Не секрет, что успех любого массового представления, любого массового действа во многом, если не во всем, зависит от его тщательной предварительной режиссерской разработки, от подготовительной работы с постановочной группой, от репетиций с исполнителями и коллективами. Великому русскому актеру и, бесспорно, режиссеру все было по плечу. Ибо, как отзывались о нем современники, «сей муж был великого обымчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенный многим учением и прилежанием. Театральное искусство знал в высшей степени» (Державин), «муж глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог быть человеком государственным» (Фонвизин).
Постановка этого маскарада стоила Волкову жизни. Вскоре (4 апреля 1763 года) он скончался.
В заключение разговора о «Торжествующей Минернс» следует отметить, что это массовое действо-зрелише состоялось за 30 лет до Великой Французской революции!
Не менее пышным было и торжество по случаю подписания с Турцией мира в Кучук-Кайнарджи (1774). Россия по этому договору получила Азов, южные степи, право покровительства турецким христианам, торговые выгоды и большую контрибуцию.
Для меня это торжество интересно прежде всего тем, что из-за созданного постановщиком места действия оно своим решением в корне отличалось от, например, «Торжествующей Минервы». Собственно, по своему жанровому решению это было гуляние. Дело все в том, что автором и создателем этого торжества был 36-летний Василий Иванович Баженов — знаменитый русский архитектор, построивший в Москве целый ряд выдающихся зданий, в том числе Дом Пашкова, колокольню и трапезную церкви «Всех скорбящих радостей» на Ордынке, усадьбу Царицино и многие другие. Естественно, что его профессия не могла не отразиться на образном решении этого торжества...
В доказательство опять обращусь к Андрею Болотову.
Действо происходило на Ходынском поле. «На небольшом и отлогом возвышении, посреди всего сего поля находящегося, воздвигнут был превеликий, со множеством комнат и всходов и выходов павильон... Сей холм окружен был со всех сторон разными другими зданиями и предметами. С одной стороны, в недальнем расстоянии от павильона, воздвигнуто было не какое большое, круглое, низенькое здание, похожее на иекакий обширный замок, с глухими вокруг стенами, и внутри имевшее отверстую площадку, окруженную вокруг с одной стороны помянутою глухою наружною стеною, а со внутренней — одними только колоннами, и самою легкою, наподобие навеса сверх их кровлею. Все это было раскрашено и расписано великолепным образом... Кроме сего, на подобие крепости, снаружи расписанного круглого здания, воздвигнуто было другое, также низенькое, но полуокруглое здание, составленное из множества прекрасно сделанных лавочек, наполненных разными купеческими товарами и украшенных также изящным образом... Все сие обширное поле долженствовало аллегорически изображать... частичку полуострова Крыма, которую приобрели мы через заключение мира... от сего холма отделенная равнина должна была представлять часть Азовского моря... круглое здание — крепость Керчь, а полукруглое — Таганрог...»1'2
В центре равнины, изображавшей Азовское море, были установлены корабли Российского флота и вражеские турецкие фелуки. На двух ведущих из Москвы к Ходынскому полю дорогах, изображавших Днепр и Дон, были установлено множество балаганов, каруселей, столбов с призами на самом верху и т.д.
Надо полагать, что возникшее у постановщика еще на уровне замысла решение воссоздать часть Крымского полуострова с крепостями Керчь и Таганрог было естественным, поскольку Баженов был прежде всего архитектором и художником. Но такое решение отмечаемого события, хотел этого или не хотел, а скорее всего хотел, постановщик не могло не продиктовать жанр предполагаемого торжества. Вот почему это было не шествие, не представление, не маскарад, а было, как нетрудно заметить, праздничным гулянием.
Некоторые итоги сказанного
Итак, первое: конецХУП и первая половинаXVIII века знаменательны разрушением художественных канонов русского Средневековья и перемещением праздника из деревень в города. Отсюда изменился их характер. Новые времена — новые песни. Уходят исконные мотивировки праздника, практически исчезает его «магическая сила». Собственно, уже в то время существовала одна из основных особенностей праздника или массового театрализованного представления — зависимость их содержания и его образного решения от аудитории, от того, для кого предназначено это действо. Эта особенность и сегодня является одной из основополагающих при создании сценария массового действа.
Второе: XVIII век, эпоха Петра 1, а затем Екатерины II, знаменательна существенными изменениями задач, стоящих перед Нетрадиционным театром. На первый план выходит пропагандистская цель создаваемых действ.
Знаменательна эта эпоха и рождением нового вида, жанра Нетрадиционного театра — торжественно-веселого массового театрализованного маскарада-шествия.
В этих маскарадах-шествиях, пожалуй, впервые широко использовался прием раскрытия содержания аллегориями, порой весьма сложными, рассчитанными на грамотного зрителя.
Несмотря на несомненно значительное влияние на маскарады-шествия, на их образно-художественное решение западноевропейских зрелищ того времени, все же, судя по описанию, главенствующими в них были русские народные традиции.
Эта эпоха в истории Нетрадиционного театра отмечена и рождением в Петербурге такого самостоятельного жанра, как огненные представления. Для меня очень важно, что при этом они, так же как и шествия-маскарады, имели свой сюжет, свое развитие действия. То есть в основе этих пиротехнических действ-фейерверков лежал заранее продуманный и созданный сценарий. Причем разыгрывались эти огненные зрелища как на суше, так и на воде. Но чаще всего они (суша и водное пространство) были единым местом действия.
Третье: в этом же XVIII веке появилась еще одна разновидность представлений — дворцовые зрелища. Но по своему месту проведения, по своему содержанию они были далеки от народа и преследовали совершенно определенную цель: выразить приближенными к престолу людьми свои верноподданнические чувства. Не случайно эти зрелища вскоре переродились в дворцовые балы-маскарады. Не говоря уже о том, что вскоре они стали одним из видов традиционного театра.
Четвертое: несмотря на появление в XVII—XVIII веках форм и жанров Нетрадиционною театра, все они, как и раньше, заканчивались народными гуляниями, которые во многом, если не во всем, были связаны с народными традициями.
И последнее: я сознательно напоследок оставил размышления о наиболее значительном и весьма важном факте в истории развития Нетрадиционного театра.
Конец XVII века и особенно век XVIII, вошедший в мировую историю как «блистательный», век, выдвинувший на арену светской и политической жизни множество незаурядных личностей, знаменателен и для истории Нетрадиционного театра. Главным, по моему разумению, существенным фактом в жизни Нетрадиционного театра является приход профессиональных художников (режиссеров и драматургов) в этот вид сценического искусства, что было особенно важным в его дальнейшем существовании и развитии. Именно тогда мы впервые узнаем, что создателем грандиозного массового представления -- маскарада-шествия «Торжествующая Минерва» — был профессиональный режиссер, причем не безызвестный, а один из самых выдающихся театральных деятелей того времени, первый актер России Федор Волков.
Казалось бы, что в этом особенного? И до него были люди, которые выполняли эту же работу. Правда, их имена нам неизвестны.151 Но что с того?
Все же дело не в том, что нам становится известно имя постановщика, а то, что мы с большой долей достоверности можем разобраться не только в том, что создал Волков, но и как это было им, профессионалом, осуществлено.
Важно это, поскольку многие из современных принципов режиссерской работы над созданием массового театрализованного представления, массового действа, существовавшего на Руси еще в XVIII веке, (конечно, претерпев существенные изменения) действительны и сегодня. Например, первичность режиссерского замысла, работа вместе с драматургами над созданием сценария, театрализация всего действия, использование самодеятельных коллективов (фабричных хоров), вовлечение в действие зрителей, что в успехе такого действа огромную роль играет подготовительный период, работа с постановочной группой, то есть организационные способности режиссера и т.д.
В то же время становится ясным, что в решении содержания будущего представления огромную роль играет гражданская позиция режиссера-автора. Ибо сатирический характер маскарада-шествия «Торжествующая Минерва» был заложен режиссером в сценарий еще на уровне замысла. Хотя, как мы знаем, Екатерина II преследовала другие цели.
А вот из описания другого празднества, осуществленного В.И. Баженовым, праздника в ознаменование подписания мира с Турцией, становится ясным, что художественно-образное решение торжества, его художественное оформление весьма зависимы и от профессии постановщика, и от его жизненных пристрастий. Как известно, Василий Иванович был одним из самых значительных русских архитекторов.
XIX ВЕК И РУССКИЙ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР
Весьма непростым, наполненным огромным количеством самых различных событий в жизни русского государства был для России XIX век.
Царствования Александра I, Николая I, Александра II и Александра III отмечено не только большим числом войн: с Ираном, Турцией, более чем тридцатилетней войной на Кавказе, поражением в крымской кампании, разгромом турецкого флота при Синапс, итальянским походом Суворова, нашествием Наполеона и Отечественной войной 1812 года, именами великих полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона и многих других полководцев. Это время отмечено не только важнейшими событиями в жизни государства Российского: отменой крепостного права, судебной реформой, восстанием декабристов, первыми марксистскими кружками, по и огромнейшим, приобретшим мировое значение вкладом в области науки, естествознания и техники; именами Л.М. Бутлерова, Д.М. Менделеева. А.С. Попова, А.Г. Столетова, П.Л. Чебышева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.Н. Яблочкова; открытием университетов в Казани, Киеве, Томске, Одессе; первым кругосветным путешествием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева и открытием Антарктиды; постройкой первой железной дороги Петербург—Павловск, а затем Петербург—Москва; первым изданием «Слова о полку Игореве» и многими другими событиями.
Именно XIX век отмечен именами величайших поэтов и писателей: А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, основоположников критического реализма и России Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, драматургов А.Н. Островского, А.В. Сухово-Ко-былина; открытием Московского общедоступного художественного театра; именами революционных демократе — В.Г. Белинского, Н.А. Чернышевского, Н.Г. Добролюбова; композиторов М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского; открытием консерватории; именами художников И.К. Айвазовского, В.Г. Перова, И.Е. Ренина, А.К. Саврасова, П.А. Федотова, И.И. Шишкина, архитектора Ф.О. Шехтеля и многих других деятелей искусства и культуры, лавших по праву XIX веку в истории России, эпохе расцвета русской культуры, название «золотой век России».
Общий расцвет национальной культуры не мог не отразиться на судьбе российского театрального искусства. Уже к середине XIX века, и особенно к концу столетия, помимо императорских театров в Петербурге и Москве (Мариинский, Александрийский, Малый, Большой) огромное число профессиональных театров возникло в провинции. Как правило, это были либо «товарищества на паях»154, либо частные антрепризы151.
Без сомнения, занятию ведущего положения в мировом сценическом искусстве русский театр во многом обязан появлению целого ряда статей о существе и особенностях актерского искусства вообще и в частности сценического искусства. Достаточно вспомнить рассуждения о театре Пушкина, Гоголя, Островского, Щепкина и других, чтобы понять истоки расцвета актерского творчества в России.
В то же время в общем решении спектаклей, в мизансцени-ровке, в сценографии царствовала рутина, а роль режиссера сводилась к тому, что он был «разводящим». И все же, начиная со второй половины XIX века и особенно к его концу, профессия «режиссер» как на Западе, так и в России, начинает занимать ведущее место в театре. Важнейшее значение в выдающихся успехах русского театра имело появление таких реформаторов-режиссеров, как А.П.Ленский и особенно К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, а позже В.Э. Мейерхольд и А.Я. Таиров.
К сожалению, я не могу то же сказать о русском Нетрадиционном театре первой половины XIX века. Конечно, как и ранее, широко отмечались церковные и календарные праздники, проводились ярмарочные народные гуляния1"' со своим красочным хаосом, с традиционными выступлениями Петрушки и медвежьими потехами, балаганными дедами-зазывалами. Но гораздо реже, чем в XVIII веке, проводились общенародные, специально организованные праздничные действа, посвященные какому-либо общегосударственному событию, например по случаю той или другой победы. Пожалуй, и торжества по поводу коронаций царствующих особ после Екатерины II, судя по сохранившимся свидетельствам, трудно отнести к разряду общенародных празднеств. Тем более что в 1854 году опубликовываются «Правила о публичных маскарадах, концертах, балах с лотереями и других увеселениях в столицах», которые в законодательном порядке устанавливали право на проведение увеселений, в том числе и различных театрализованных представлений, только казенным театрам. Разумеется, что последние ни в коей мере не были заинтересованы в создании таких действ. Нельзя забывать, что этот, да и другие дальнейшие запреты, были вызваны боязнью власти предержащей роста в России демократических тенденций после Отечественной войны 1812 года и особенно после восстания декабристов.
И все же никакие административные меры и запреты не могли убить в народе тягу к творческому самовыявлению, потребность в зрелищах, что особенно проявилась в последней четверти XIX века, в годы, ставшие важнейшими в дальнейшей истории не только русского Нетрадиционного театра.
Так, в 80—90-е годы XIX века в Петербурге и Москве на гуляниях, преимущественно в городских садах, большой популярностью пользовались различные театрализованные аллегорические и карнавальные шествия и феерии. Причем известно, что их постановщиками были профессиональные театральные режиссеры. Именно это обстоятельство привело к тому, что постановки этих режиссеров в значительной мере способствовали созданию современных форм массовых театрализованных представлений. Я имею в виду прежде всего русского режиссера, художника и драматурга А.Я.Алексеева-Яковлева, чья творческая жизнь была связана с петербургскими народными театрами и крупнейшего московского театрального деятеля, режиссера и актера М. В. Лентовского. Что касается М.В. Лентовского, то, как пишет Ю.А. Дмитриев, он, помимо того что был «наделен замечательным талантом организатора и в то же время отличался той решительностью, которая иногда переходила через край»м, обладал неуемной фантазией, что позволяло ему создавать грандиозные представлении. Так, «летом 1883 года Лентовский организовал в связи с коронацией Александра III грандиозное гуляние на Ходынском поле. Он использовал данные ему возможности для организации народного праздника. На гуляниях действовали цирк братьев Никитиных, четыре театра, хоры песенников, оркестры, раешники, петрушечники. Желавшие соревновались в беге на ходулях, взбирались на мачты, участвовали в соревнованиях по борьбе. Но главным на празднике было аллегорическое шествие «Весна-красна».
Герольды оповещали о возрождении весны. Читались стихи:
Красавица весна! Привет тебе, родная,
Избавила ты нас от ледяных оков.
Дыханием поля и нивы согревая,
Одела все кругом в живительный покров.
И ни одного слова на протяжении всего шествия о царе, о том, что он вступает на престол.
В торжественном параде проходили участники шествия, одетые в костюмы майских жуков, кузнечиков, пчел (последние олицетворяли союз труда и пользы). Мужики вели на вожжах полевых вредителей — жучка Кузьку и гесанскую муху, которые были побеждены благодаря мужицкому труду.
Проходили глашатаи, за ними бо!атыри земли русской: Илья Муромец, Святогор, Еруслан Лазаревич и другие, влекущие на веревке Соловья-Разбойника.
Ехавшая на iслеге Весна была окружена цветами и бабочками. На другой телеге ехал Змеи Горыныч (Вредная сила), ему отрубал