Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Массовые представления 7 страница



Опыт современных режиссеров-постановщиков массовых те­атрализованных представлений позволяет утверждать, что сати­рический характер маскарада-шествия «Торжествующая Минер­ва» был заложен его автором-постановщиком еще на уровне пои­сков и нахождения замысла сценария будущего представления. В то же время, изучая воспоминания Болотова, понимаешь, что только безудержная фантазия и творческая смелость режиссера, его высочайший профессионализм позволили Волкову блиста­тельно осуществить то, что им было задумано на уровне замысла будущего действа.

В процессии-маскараде, прошедшем по улицам Москвы (от Кремля по Мясницкой к Красным воротам, затем по Новой и Старой Басманным, по Покровке и Маросейке и закончившейся опять в Кремле), участвовали десятки сотен людей. Здесь были и различные фольклорные и сказочные персонажи, и ряженые в са­тирических масках, и «исполины», и «карлы», и разнообразные аллегорические фигуры, и специально выписанные из-за границы жонглеры, акробаты, эквилибристы и т.д. и т.п. Все это под музы­ку и пение фабричных хоров151, па разукрашенных, раззолоченных колесницах, специальных площадках и пешком, с шумом, на глазах у тысяч зрителей, стоящих на специально сооруженных под­мостках несколько часов двигалось по центральным улицам Мос­квы. Это было поистине общенародное зрелище, вовлекшее в свою орбиту огромные народные массы...

Конечно, постановка такого действа говорила не только о ве­ликом режиссерском даровании Федора Волкова, но и о выдаю­щихся организационных способностях. Не секрет, что успех любо­го массового представления, любого массового действа во многом, если не во всем, зависит от его тщательной предварительной ре­жиссерской разработки, от подготовительной работы с постано­вочной группой, от репетиций с исполнителями и коллективами. Великому русскому актеру и, бесспорно, режиссеру все было по плечу. Ибо, как отзывались о нем современники, «сей муж был ве­ликого обымчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенный многим учением и прилежанием. Театральное искусство знал в высшей степени» (Державин), «муж глубокого разума, наполненного до­стоинствами, который имел большие знания и мог быть челове­ком государственным» (Фонвизин).

Постановка этого маскарада стоила Волкову жизни. Вскоре (4 апреля 1763 года) он скончался.

В заключение разговора о «Торжествующей Минернс» следует отметить, что это массовое действо-зрелише состоялось за 30 лет до Великой Французской революции!

Не менее пышным было и торжество по случаю подписания с Турцией мира в Кучук-Кайнарджи (1774). Россия по этому догово­ру получила Азов, южные степи, право покровительства турецким христианам, торговые выгоды и большую контрибуцию.

Для меня это торжество интересно прежде всего тем, что из-за созданного постановщиком места действия оно своим решением в корне отличалось от, например, «Торжествующей Минервы». Соб­ственно, по своему жанровому решению это было гуляние. Дело все в том, что автором и создателем этого торжества был 36-лет­ний Василий Иванович Баженов — знаменитый русский архитек­тор, построивший в Москве целый ряд выдающихся зданий, в том числе Дом Пашкова, колокольню и трапезную церкви «Всех скор­бящих радостей» на Ордынке, усадьбу Царицино и многие другие. Естественно, что его профессия не могла не отразиться на образ­ном решении этого торжества...

В доказательство опять обращусь к Андрею Болотову.

Действо происходило на Ходынском поле. «На небольшом и отлогом возвышении, посреди всего сего поля находящегося, воз­двигнут был превеликий, со множеством комнат и всходов и вы­ходов павильон... Сей холм окружен был со всех сторон разными другими зданиями и предметами. С одной стороны, в недальнем расстоянии от павильона, воздвигнуто было не какое большое, круглое, низенькое здание, похожее на иекакий обширный замок, с глухими вокруг стенами, и внутри имевшее отверстую площадку, окруженную вокруг с одной стороны помянутою глухою наруж­ною стеною, а со внутренней — одними только колоннами, и са­мою легкою, наподобие навеса сверх их кровлею. Все это было ра­скрашено и расписано великолепным образом... Кроме сего, на подобие крепости, снаружи расписанного круглого здания, воз­двигнуто было другое, также низенькое, но полуокруглое здание, составленное из множества прекрасно сделанных лавочек, напол­ненных разными купеческими товарами и украшенных также изящным образом... Все сие обширное поле долженствовало алле­горически изображать... частичку полуострова Крыма, которую приобрели мы через заключение мира... от сего холма отделенная равнина должна была представлять часть Азовского моря... кру­глое здание — крепость Керчь, а полукруглое — Таганрог...»1'2

В центре равнины, изображавшей Азовское море, были уста­новлены корабли Российского флота и вражеские турецкие фелу­ки. На двух ведущих из Москвы к Ходынскому полю дорогах, изо­бражавших Днепр и Дон, были установлено множество балаганов, каруселей, столбов с призами на самом верху и т.д.

Надо полагать, что возникшее у постановщика еще на уровне замысла решение воссоздать часть Крымского полуострова с кре­постями Керчь и Таганрог было естественным, поскольку Баже­нов был прежде всего архитектором и художником. Но такое ре­шение отмечаемого события, хотел этого или не хотел, а скорее всего хотел, постановщик не могло не продиктовать жанр предпо­лагаемого торжества. Вот почему это было не шествие, не предста­вление, не маскарад, а было, как нетрудно заметить, праздничным гулянием.

Некоторые итоги сказанного

Итак, первое: конецХУП и первая половинаXVIII века знаме­нательны разрушением художественных канонов русского Сред­невековья и перемещением праздника из деревень в города. Отсю­да изменился их характер. Новые времена — новые песни. Уходят исконные мотивировки праздника, практически исчезает его «ма­гическая сила». Собственно, уже в то время существовала одна из основных особенностей праздника или массового театрализован­ного представления — зависимость их содержания и его образного решения от аудитории, от того, для кого предназначено это дей­ство. Эта особенность и сегодня является одной из основопола­гающих при создании сценария массового действа.

Второе: XVIII век, эпоха Петра 1, а затем Екатерины II, знаме­нательна существенными изменениями задач, стоящих перед Не­традиционным театром. На первый план выходит пропагандист­ская цель создаваемых действ.

Знаменательна эта эпоха и рождением нового вида, жанра Не­традиционного театра — торжественно-веселого массового театра­лизованного маскарада-шествия.

В этих маскарадах-шествиях, пожалуй, впервые широко ис­пользовался прием раскрытия содержания аллегориями, порой весьма сложными, рассчитанными на грамотного зрителя.

Несмотря на несомненно значительное влияние на маскара­ды-шествия, на их образно-художественное решение западноев­ропейских зрелищ того времени, все же, судя по описанию, гла­венствующими в них были русские народные традиции.

Эта эпоха в истории Нетрадиционного театра отмечена и рож­дением в Петербурге такого самостоятельного жанра, как огнен­ные представления. Для меня очень важно, что при этом они, так же как и шествия-маскарады, имели свой сюжет, свое развитие действия. То есть в основе этих пиротехнических действ-фейерверков лежал заранее продуманный и созданный сценарий. При­чем разыгрывались эти огненные зрелища как на суше, так и на воде. Но чаще всего они (суша и водное пространство) были еди­ным местом действия.

Третье: в этом же XVIII веке появилась еще одна разновид­ность представлений — дворцовые зрелища. Но по своему месту проведения, по своему содержанию они были далеки от народа и преследовали совершенно определенную цель: выразить прибли­женными к престолу людьми свои верноподданнические чувства. Не случайно эти зрелища вскоре переродились в дворцовые балы-маскарады. Не говоря уже о том, что вскоре они стали одним из видов традиционного театра.

Четвертое: несмотря на появление в XVII—XVIII веках форм и жанров Нетрадиционною театра, все они, как и раньше, заканчи­вались народными гуляниями, которые во многом, если не во всем, были связаны с народными традициями.

И последнее: я сознательно напоследок оставил размышления о наиболее значительном и весьма важном факте в истории разви­тия Нетрадиционного театра.

Конец XVII века и особенно век XVIII, вошедший в мировую историю как «блистательный», век, выдвинувший на арену свет­ской и политической жизни множество незаурядных личностей, знаменателен и для истории Нетрадиционного театра. Главным, по моему разумению, существенным фактом в жизни Нетради­ционного театра является приход профессиональных художни­ков (режиссеров и драматургов) в этот вид сценического искус­ства, что было особенно важным в его дальнейшем существова­нии и развитии. Именно тогда мы впервые узнаем, что создате­лем грандиозного массового представления -- маскарада-ше­ствия «Торжествующая Минерва» — был профессиональный ре­жиссер, причем не безызвестный, а один из самых выдающихся театральных деятелей того времени, первый актер России Федор Волков.

Казалось бы, что в этом особенного? И до него были люди, которые выполняли эту же работу. Правда, их имена нам неизвест­ны.151 Но что с того?

Все же дело не в том, что нам становится известно имя поста­новщика, а то, что мы с большой долей достоверности можем ра­зобраться не только в том, что создал Волков, но и как это было им, профессионалом, осуществлено.

Важно это, поскольку многие из современных принципов ре­жиссерской работы над созданием массового театрализованного представления, массового действа, существовавшего на Руси еще в XVIII веке, (конечно, претерпев существенные изменения) дей­ствительны и сегодня. Например, первичность режиссерского за­мысла, работа вместе с драматургами над созданием сценария, те­атрализация всего действия, использование самодеятельных кол­лективов (фабричных хоров), вовлечение в действие зрителей, что в успехе такого действа огромную роль играет подготовительный период, работа с постановочной группой, то есть организацион­ные способности режиссера и т.д.

В то же время становится ясным, что в решении содержания будущего представления огромную роль играет гражданская пози­ция режиссера-автора. Ибо сатирический характер маскарада-ше­ствия «Торжествующая Минерва» был заложен режиссером в сце­нарий еще на уровне замысла. Хотя, как мы знаем, Екатерина II преследовала другие цели.

А вот из описания другого празднества, осуществленного В.И. Баженовым, праздника в ознаменование подписания мира с Турцией, становится ясным, что художественно-образное реше­ние торжества, его художественное оформление весьма зависимы и от профессии постановщика, и от его жизненных пристрастий. Как известно, Василий Иванович был одним из самых значитель­ных русских архитекторов.

XIX ВЕК И РУССКИЙ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР

Весьма непростым, наполненным огромным количеством са­мых различных событий в жизни русского государства был для России XIX век.

Царствования Александра I, Николая I, Александра II и Алек­сандра III отмечено не только большим числом войн: с Ираном, Турцией, более чем тридцатилетней войной на Кавказе, поражением в крымской кампании, разгромом турецкого флота при Си­напс, итальянским походом Суворова, нашествием Наполеона и Отечественной войной 1812 года, именами великих полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона и многих других полководцев. Это время отмечено не только важнейшими собы­тиями в жизни государства Российского: отменой крепостного права, судебной реформой, восстанием декабристов, первыми марксистскими кружками, по и огромнейшим, приобретшим ми­ровое значение вкладом в области науки, естествознания и техники; именами Л.М. Бутлерова, Д.М. Менделеева. А.С. Попова, А.Г. Сто­летова, П.Л. Чебышева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.Н. Яблоч­кова; открытием университетов в Казани, Киеве, Томске, Одессе; первым кругосветным путешествием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева и открытием Антарктиды; постройкой первой же­лезной дороги Петербург—Павловск, а затем Петербург—Москва; первым изданием «Слова о полку Игореве» и многими другими со­бытиями.

Именно XIX век отмечен именами величайших поэтов и писа­телей: А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, осно­воположников критического реализма и России Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, И.С. Турге­нева, А.П. Чехова, драматургов А.Н. Островского, А.В. Сухово-Ко-былина; открытием Московского общедоступного художествен­ного театра; именами революционных демократе — В.Г. Белин­ского, Н.А. Чернышевского, Н.Г. Добролюбова; композиторов М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского; открытием консерватории; именами художни­ков И.К. Айвазовского, В.Г. Перова, И.Е. Ренина, А.К. Саврасова, П.А. Федотова, И.И. Шишкина, архитектора Ф.О. Шехтеля и многих других деятелей искусства и культуры, лавших по праву XIX веку в истории России, эпохе расцвета русской культуры, наз­вание «золотой век России».

Общий расцвет национальной культуры не мог не отразиться на судьбе российского театрального искусства. Уже к середине XIX века, и особенно к концу столетия, помимо императорских театров в Петербурге и Москве (Мариинский, Александрийский, Малый, Большой) огромное число профессиональных театров возникло в провинции. Как правило, это были либо «товарище­ства на паях»154, либо частные антрепризы151.

Без сомнения, занятию ведущего положения в мировом сце­ническом искусстве русский театр во многом обязан появлению целого ряда статей о существе и особенностях актерского искус­ства вообще и в частности сценического искусства. Достаточно вспомнить рассуждения о театре Пушкина, Гоголя, Островского, Щепкина и других, чтобы понять истоки расцвета актерского творчества в России.

В то же время в общем решении спектаклей, в мизансцени-ровке, в сценографии царствовала рутина, а роль режиссера сво­дилась к тому, что он был «разводящим». И все же, начиная со вто­рой половины XIX века и особенно к его концу, профессия «ре­жиссер» как на Западе, так и в России, начинает занимать ведущее место в театре. Важнейшее значение в выдающихся успехах рус­ского театра имело появление таких реформаторов-режиссеров, как А.П.Ленский и особенно К.С. Станиславский и В.И. Немиро­вич-Данченко, а позже В.Э. Мейерхольд и А.Я. Таиров.

К сожалению, я не могу то же сказать о русском Нетради­ционном театре первой половины XIX века. Конечно, как и ранее, широко отмечались церковные и календарные праздники, прово­дились ярмарочные народные гуляния1"' со своим красочным хао­сом, с традиционными выступлениями Петрушки и медвежьими потехами, балаганными дедами-зазывалами. Но гораздо реже, чем в XVIII веке, проводились общенародные, специально организо­ванные праздничные действа, посвященные какому-либо общего­сударственному событию, например по случаю той или другой победы. Пожалуй, и торжества по поводу коронаций царствующих особ после Екатерины II, судя по сохранившимся свидетельствам, трудно отнести к разряду общенародных празднеств. Тем более что в 1854 году опубликовываются «Правила о публичных маскарадах, концертах, балах с лотереями и других увеселениях в столицах», которые в законодательном порядке устанавливали право на про­ведение увеселений, в том числе и различных театрализованных представлений, только казенным театрам. Разумеется, что последние ни в коей мере не были заинтересованы в создании таких действ. Нельзя забывать, что этот, да и другие дальнейшие запре­ты, были вызваны боязнью власти предержащей роста в России демократических тенденций после Отечественной войны 1812 го­да и особенно после восстания декабристов.

И все же никакие административные меры и запреты не мо­гли убить в народе тягу к творческому самовыявлению, потреб­ность в зрелищах, что особенно проявилась в последней четверти XIX века, в годы, ставшие важнейшими в дальнейшей истории не только русского Нетрадиционного театра.

Так, в 80—90-е годы XIX века в Петербурге и Москве на гуля­ниях, преимущественно в городских садах, большой популярно­стью пользовались различные театрализованные аллегорические и карнавальные шествия и феерии. Причем известно, что их поста­новщиками были профессиональные театральные режиссеры. Именно это обстоятельство привело к тому, что постановки этих режиссеров в значительной мере способствовали созданию совре­менных форм массовых театрализованных представлений. Я имею в виду прежде всего русского режиссера, художника и драматурга А.Я.Алексеева-Яковлева, чья творческая жизнь была связана с пе­тербургскими народными театрами и крупнейшего московского театрального деятеля, режиссера и актера М. В. Лентовского. Что касается М.В. Лентовского, то, как пишет Ю.А. Дмитриев, он, по­мимо того что был «наделен замечательным талантом организато­ра и в то же время отличался той решительностью, которая иног­да переходила через край»м, обладал неуемной фантазией, что по­зволяло ему создавать грандиозные представлении. Так, «летом 1883 года Лентовский организовал в связи с коронацией Алексан­дра III грандиозное гуляние на Ходынском поле. Он использовал данные ему возможности для организации народного праздника. На гуляниях действовали цирк братьев Никитиных, четыре театра, хоры песенников, оркестры, раешники, петрушечники. Желав­шие соревновались в беге на ходулях, взбирались на мачты, уча­ствовали в соревнованиях по борьбе. Но главным на празднике было аллегорическое шествие «Весна-красна».

Герольды оповещали о возрождении весны. Читались стихи:

Красавица весна! Привет тебе, родная,

Избавила ты нас от ледяных оков.

Дыханием поля и нивы согревая,

Одела все кругом в живительный покров.

И ни одного слова на протяжении всего шествия о царе, о том, что он вступает на престол.

В торжественном параде проходили участники шествия, оде­тые в костюмы майских жуков, кузнечиков, пчел (последние оли­цетворяли союз труда и пользы). Мужики вели на вожжах полевых вредителей — жучка Кузьку и гесанскую муху, которые были по­беждены благодаря мужицкому труду.

Проходили глашатаи, за ними бо!атыри земли русской: Илья Муромец, Святогор, Еруслан Лазаревич и другие, влекущие на ве­ревке Соловья-Разбойника.

Ехавшая на iслеге Весна была окружена цветами и бабочками. На другой телеге ехал Змеи Горыныч (Вредная сила), ему отрубал

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.