Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Массовые представления 2 страница



Например, бог Белее, похитив у Перуна скот, прятался от пре­следования, оборачиваясь то камнем, то деревом, то змеем, то ка­ким-нибудь животным и даже человеком. Иногда идол, изобра­жающий Белеса, был снабжен атрибутами скота — рогами и копы­тами. Интересно, что, по преданиям, бог Белес состязался с пасту­хами в бросании диска и был связан с музыкой и танцами. Можно предположить, что эти особенности так или иначе находили свое отражение в общих ритуальных действах древних славян.

Баба-яга — лесная слепая старуха-волшебница, которой до сих пор пугают малых детей, — с самого начала жила в лесу в избушке на курьих ножках. Одна нога у Бабы-Яги была костяная, груди огромные. Забор вокруг ее избушки был сложен из человеческих костей, а на заборе висели человеческие черепа. Засовом, запи­рающим ворота, была человеческая нога, а вместо замка — рот с острыми зубами. По этой сказке Баба-Яга похищала маленьких детей, которых старалась изжарить.

И здесь можно предположить, что взрослые не только расска­зывали детям сказку про Бабу-Ягу, но и проделывали ряд ритуаль­ных действий, оберегающих детей от ее посягательств.

А вот построение сказки о Кощее бессмертном, чья смерть находилась в яйце, а яйцо в утке, а утка в зайце, а заяц в сундуке, а сундук тот зарыт под дубом, а дуб стоит на острове-океане, на­талкивает на мысль о ее игровом характере, о воплощении ее в за­бавной игре.

Если разобраться, то и кикимора, которая в ранних сказках о ней представала маленькой женщиной-невидимкой, по ночам беспокоящая маленьких детей и пугающая мужчин, по сказке обя­зательно путала пряжу, поскольку сама любила прясть или плести кружева. Нетрудно вообразить себе, что по вечерам сказку эту рас­сказывала детям мать или бабушка, когда сидела за прялкой или плела кружева. Очень соблазнительно представить себе, что, по всей вероятности, сказывалась эта сказка в характере мелодиче­ского речитатива.

Если разобраться, то игровые моменты есть и в сказке о Ле­шем — злом духе, воплощающем лес, враждебную человеку часть пространства. Леший считался хозяином леса и зверей. Помимо всего прочего Леший был связан одновременно с водой и расти­тельностью. По сказке одет он был в звериную шкуру с рогами и копытами. Левая стороны его одежды была всегда была запахнута на правую, а левый лапоть надет на правую ногу. Пугал он людей своим смехом. Хотя и нет доказательств, но невольно представля­ешь себе, что во время одного из земледельческих праздников, кто-то из крестьян был так обряжен.

Мы не случайно выделили особенности перечисленных нами языческих богов. Это перечисление можно было бы продолжить, но и сказанного вполне достаточно, чтобы с большой долей веро­ятности говорить, что эти особенности, как и особенности других, не упомянутых нами богов и мифологических персонажей, так или иначе выражались не только в самом обряде, но и были в ка­кой-то, пусть в весьма малой степени театрализованными элемен­тами, будучи составной частью древних языческих праздников.

Есть и четвертый источник, причем историки считают его главным. Это средневековые хроники, анналы, написанные по­сторонними свидетелями. Так, мы узнаем, что согласно «Повести временных лет» князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 году нечто подобное общегосударственному языче­скому пантеону. В Киеве, на холме, вне княжеского теремного двора, были поставлены идолы богов Перуна, Даждьбога, Стрибо-га и Макоши (единственный бог — женщина), около которых про­исходили самые различные языческие действа и празднества.

Но каковы бы ни были эти источники, становится ясным, что служение языческим богам, как правило, сопровождалось опреде­ленными религиозно-зрелищными ритуалами, обрядами и праз­дниками, которыми отмечались основные моменты трудовой дея­тельности и которые поэтому, но всей вероятности, несли в себе элементы театрализации. А так как эти ранние обрядовые ритуа­лы-зрелища, как и, несомненно, уже тогда существовавшие трудо­вые песни (организующие ритмические движения) и примитив­ные, связанные с трудовыми процессами (например, при обмоло­те зерна) пляски, естественно, носили коллективный характер, можно предположить, что в какой-то мере они были источником возникновения не только религиозных, но и бытовых языческих праздников. Причем последние уже к началу XI века во многом утратили свое былое религиозное значение, поскольку отмечали они основные моменты трудовой жизни славянина-земледельца. Надо полагать, что уже тогда в этих празднествах (а их у древне­русского народа было множество)"7 были и ряженые, и пляски, и песни, и игра на музыкальных инструментах и «гуляния»6*, в ко­торых находил свое воплощение творческий дух народа. Кстати, народные гуляния с давних времен процветали на Руси.

Собственно, как я думаю, истоки русского современного Не­традиционного театра в какой-то степени можно отнести к тому же времени.

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Естественно, что, размышляя об особенностях праздничных действ на Руси, я прежде всего обратился к так называемым кален­дарным праздникам.

Их происхождение напрямую связано с окружающей русский народ природой. Вглядываясь в ее явления, замечая периодически происходящие в ней перемены, подмечая повторяющуюся из года в год смену времен года, наблюдая явления сопутствующие этим изменениям, запоминая их, в его сознании невольно складывался своеобразный календарь природы. Не случайно у всех месяцев го­да в давние времена были особые славяно-русские названия, заме­чательные тем, что они очень ясно выражали особенности кален­дарного времени, к которому относились. Некоторые из них были связаны с явлениями природы, некоторые — с сельскохозяйствен­ными работами. Так, январь назывался просинец, февраль — лю­тый, апрель — цветень, июнь — червень, сентябрь — ревун, октябрь — листопад, декабрь — студень и т.п.

Закономерным было и естественное появление связанных с тем или другим природным событием праздников, преследующих определенную цель. Нет сомнений в том, что праздники, связан­ные с переменой времен года, различными природными катаклиз­мами и явлениями, были самыми древнейшими. А во времена язычества, пожалуй, и единственными. Затем, в последующие го­ды, уже насыщенные многими театральными элементами, они от­личались причудливой смесью языческих обрядов с христиански­ми обычаями.

Таких праздников было много, и все они в те времена носили ритуальный, обрядовый и в то же время праздничный и чаще всего игровой характер. Среди них, бесспорно, наиболее известен идущий с языческих времен и доживший до наших дней праздник славянских народов дохристианского происхождения Широкая Масленица.

Широкая Масленица

Родившись в глубокой древности, этот календарный праздник, связанный с противопоставлением Весны Зиме, по-прежнему явля­ется одним из самых любимых народом календарных праздников.

Прежде всего, следует отметить, что при общей схеме прове­дения праздника Масленицы и символике обряда, связанного с древними славянскими традициями проводов Зимы и встречи Весны, ее конкретное содержание, ее конкретные детали в каждой местности имели и до сих пор имеют свои, порой весьма отличаю­щиеся в деталях между собой особенности. Порождены эти осо­бенности, прежде всего, неодинаковым пониманием в разных краях Руси одних и тех же явлений природы. И все же из-за возни­кающих от этих обстоятельств трудностей я, чтобы представить себе характер и содержание этого праздника, позволил, пользуясь его общей схемой, собрать воедино дошедшие до нас древние опи­сания Масленицы.

В его основу положена не только возникшая еще тогда об­щность построения Масленицы, но и описания тех действ, кото­рые чаще всего встречались в разных районах Руси.

Прежде всего, обращает на себя внимание, что для всех рос­сиян Масленица до сих пор — самый веселый (с играми, забавами, розыгрышами), самый разгульный и поистине всеобщий народ­ный праздник, связанный с древнеязыческим поклонением солнцу. Не случайно самым главным символом Масленицы был и остается блин как земное олицетворение солнца, такой же, как солнце, круглый, желтый и горячий. Сама же Масленица олице­творялась женщиной с пышными формами — символом дающего жизнь на земле.

Чаще всего основные праздничные гуляния (хороводы, игры, забавы), о характере и особенностях которых я уже говорил, проводились в определенном месте: на опушке леса, на берегу реки, за околицей или в другом большом, но ограниченном простран­стве. Кстати, вспомним (я говорил и об этом), ведь именно место проведения отличало праздники на Руси от западных празднеств, которые, как правило, начинались шествиями по улицам и в кото­рых принимали участие большинство жителей города.

Любопытно, что в каком бы краю России ни проводилась Ма­сленица, этот праздник состоял из трех в какой-то мере инсцени­рованных действий, олицетворявших одно главное событие: сме­ну времен года, приход весны на смену зиме. Причем строился праздниктак: «Встреча», «Чествование» и «Проводы» Масленицы.

Подготовка к встрече Масленицы начиналась загодя, с суббо­ты предшествующей недели. Во многих деревнях делали из соломы женское чучело Масленицы, наряжали ее в кафтан, надевали шап­ку, опоясывали кушаком, а ноги обували в лагпи. Хозяйки вечером этого же дня или с утра в понедельник заканчивали печь блины.

Сама же масленичная неделя, каждый день которой носил определенное название,"" была насыщена самыми различными, соответствующими каждому дню своими праздничными обрядо­выми и необрядовыми действиями, играми и затеями. От начала и до конца праздника на нем царила атмосфера удивительной ра­скрепощенности, всеобщей радости и веселья. По дошедшим до нас источникам понятно, что сил, энергии, задора у празднующих хватало на все. Само же масленичное действо развивалось так.

Встреча Весны обычно начиналась до того, как на холмах ра­стаивал снег, что давало мальчишкам возможность в канун соору­жать снежные горы. При этом они скороговоркой произносили: «Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя. Масленица, перепельные косточки, бу­мажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приез­жай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться...»

В понедельник ранним утром хозяйка, имеющая сына 8—10 лет, давала мальчику испеченный блин и посылала его встречать Масленицу. С блином в руках мальчишка скакал на кочерге и «закликал» Масленицу

В это же время девушки усаживали соломенную куклу в рас­писные сани и с песнями везли ее в гору:

Наша Масленица годовая,

Наша Масленица годовая!

Наша Масленица годовая,

Она гостья дорогая.

Она гостья дорогая,

Она пешею к нам не ходит.

Вся на комонях разъезжает.

Все на комонях разъезжает,

Чтобы коники были вороные,

Чтобы коники были вороные,

Чтобы слуги были молодые!

Здравствуй Масленица!7"

Сани с Масленицей сопровождала молодежь, чаще всего ря­женая цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, которая сидела за прядильным станком.

Чуть ранее на гору взбегали другие молодые девушки и, обра­тившись лицом на восток, клали поясные поклоны. А потом, «за­кликая» Весну, заводили хоровод и пели песни, в которых привет­ствовали приход Весны:

Ой, Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, се состречаем,

А мы, красные, ее сосгрсчаем:

Ой,да, Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица: «Я поста боюся!

Широкая: «Я поста боюся!

Ой, да, Масленица, пост еще далече.

Широкая, пост еще далече!

Нетрудно заметить, что приведенный текст, его диалогическая форма явно указывает на игровой характер этих хороводов.

Как только сани с Весной поднимались на вершину холма, ре­бятишки с криком: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» сбегали с «горы». А девушки заводили с Масленицей разговор-диалог:

- Весна-красна,
Что ты нам принесла?

- Красное Летичко.

- Весна-красна,
На чем пришла?

- На жердочке,
На бороздочке.

На овсяном колосочкс, На пшеничном пирожочке.

- Весна, весна,
На чем пришла?

- На сохе, на бороне, На кобыле вороне...

Чествование Весны в разных местах проходило по-разному. Но обычно вокруг Весны девушки с венками из цветов водили хо­роводы. Очень часто одна из девушек затем надевала худую муж­скую одежду, а кто-нибудь из подошедших парней рядился в жен­ское платье, брал старое ведро и палку. Затем они, ударяя палкой по ведру и разгоняя встречных помелом, ходили по деревне и со­бирали гостинцы, а присоединившиеся детишки поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блины.

В некоторых местностях мужики сражались в городки, моло­дежь каталась на санках с гор (иногда на маленьких санках пара­ми), устраивались веселые катания на лошадях. Детишки же, обычно после обеда, собирались на горе и, скатываясь с нее, вы­крикивали:

Широкорожам Масленица, Мы тобою хвалимся.

На горах катаемся. Блинами объедаемся!71

Кое-где на Масленицу в том месте, где проходил праздник, ставили высокую жердь. К ее вершине привязывали курицу и дру­гие предметы: платок, шапку и т.п. Каждый желающий (а таких было много) должен был добраться до вершины шеста и достать то, что ему приглянулось. Но сделать это было трудно. Собравши­еся вокруг дружным смехом встречали неудачника.

С понедельника на вторник парни разбрасывали по улицам в большом количестве солому. Когда девушки выходили гулять, ре­бята тут же, налетев на них, начинали зарывать их в солому.

Все дни Масленицы детишки катались с гор. И только со сре­ды или четверга к ним присоединялись взрослые. Съезжали на чем угодно: на санях, салазках, обледенелых рогожах, поодиночке, па­рами, целыми компаниями. Парами обычно скатывались с горки молодожены.

Вообще, следует заметить, что больше всего внимания и поче­стей на Масленицу оказывали молодоженам. По установившейся традиции они, нарядно одетые, выезжали в расписных санях «на люди». Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только мо­лодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молоду такого-то — на горку!» Она, услышав приглашение, выходила из саней и, по­клонившись на ту и другую сторону, беспрерывно кланяясь, шла к ожидающему ее мужу. А зашедши на горку, еще отмерив в одну сто­рону три низких поклона и севши к супругу на колени, целовала его два или три раза. Но стоящие тут зеваки, не довольствуясь та­кою малою любезностью новобрачных, держали санки, говоря: «Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!» и заставляли ее таким обра­зом целовать десять раз и более и тогда только отступали их катить­ся. Скатившись, молодая опять целовала мужа один раз»72.

С четверга, который в большинстве мест называли «широ­ким», масленичное веселье развертывалось во всю ширь. По ули­цам, образовав «масленичный поезд», целый день с песнями, по­рой весьма фривольными, разъезжали веселящиеся селяне.

В центральных местностях России во главе такого санного ма­сленичного поезда двигалась большая специально изготовленная рогожная повозка, в которую «гусем» было впряжено не меньше десяти лошадей. На каждой лошади восседал «вершник» в разор­ванном рубище, весь измазанный сажей. Один вершник держал большой кнут, изготовленный им к масленичным дням, другой - метлу. У всех вершников на шее висели коровьи колокольчики и всяческие погремушки. В увешанную вениками и тоже испачкан­ную сажей повозку сажали пьяного, испачканного сажей, в разор­ванном и облитом пивом рубище мужика. Около него ставили бо­чонок с пивом, а напротив — сундук со съестными припасами. Под смех и шутки односельчан поезд, проехав по всем улицам, от­правлялся в соседнее село.

На свой манер масленичный поезд устраивали сибиряки. За­ранее заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами, наря­див его в мужичье платье, чучело это водружали на площадку, уста­новленную и укрепленную на связанных санях. В каждые сани (а их обычно было двое или трое) впрягали по одной лошади. На передок саней ставили пустую бочку, рядом стол с закуской и пу­стыми бутылками. Посредине площадки возвышалась высокая жердь с укрепленным на ней почти наверху колесом. На это коле­со в сидячем положении привязывали чучело с висящим на нем куском коровьего масла и бутылкой со стаканами.

Обычно с четверга люди всем миром, либо как участники, ли­бо как зрители, выходили на кулачные бои, брали приступом снежный городок, проводили конные состязания. Вообще, ката­ние на тройках наперегонки, с песнями, шутками, поцелуями и объятиями — одна из непременных масленичных забав.

В конце Масленицы, в воскресенье, разыгрывались проводы Масленицы.

Начинались проводы с того, что молодежь, которая по обы­чаю должна была непременно украсть дровни, водрузив на них чу­чело Масленицы, с песнями и шумом ездили дотемна по деревне. Затем, выехав за околицу или в центр того места, где во время праздника обычно собирался народ и где заранее был приготовлен костер, поджигали его и сжигали Масленицу. Когда с горящего чу­чела летели искры, старые женщины обычно приговаривали: «Это летят молоко, мясо, блинки» (ведь после Масленицы начинался Великий пост).

Из дошедших до нас источников можно понять, что во время проводов Масленицы молодежь вела себя весьма бурно, выкрикивая: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная. Убирайся вон, пока цела!» — и, кидая в огонь блины, продолжали: «Гори, блины! Гори, гори, Масленица!»

У масленичного костра всегда собиралось множество селян. Подбрасывая солому в огонь, ребятишки все время повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» Девушки и парни водили хоровод, звучали различные песни. Под песню, например, такую: «Масленица-обманщица, обманула нас,/ В великий пост дала редьки хвост./ А мы редьку не берем, /Кота за уши дерем!/ Дорогая гостья, Масленица, / Авдотья Изотьевна,/ Много ты добра истратила, / Много вина пила, выпила...»71 Со­бравшиеся вокруг костра выхватывали из него головешки или пучки горящей соломы, которые разбрасывали по полю.

Кстати, и это очень показательно — не так уж трудно видеть в этом обряде определенный магический смысл. Ведь бег с огнем, несомненно, относился к языческой весенней солнечной обрядо­вой магии.

Веселье вокруг костра длилось до тех пор, пока чучело Масле­ницы не сгорало.

Гораздо позднее, в конце XVII века, девчата и бабы разыгры­вали целое представление — «Похороны Масленицы». Вот что можно было прочесть о таком представлении в одном из сохра­нившихся описаний: «Делают из соломы куклу с руками, надева­ют на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают пла­ток. В таком: виде кукла эта изображает собою Масленицу. Затем одну бабу наряжают попом, надевают на нее рогожу вместо ризы и в руки дают ей навязанный на веревке ошметок — вместо кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в со­провождении толпы под предводительством «попа» пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных пе­сен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Маслени­цу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой. До-шедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время ше­ствия с Масленицей «поп», размахивая кадилом, кричит «аллилуйя», а за ним кричит, шумит вся толпа — кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет...»74

Следует заметить, что обряд похорон весны был наиболее устойчивой частью древнего весеннего игрища и, как многие ка­лендарные праздники, перешедшие из крестьянского быта в го­родскую среду, сохранился до середины XIX века.

X БЕК. РУССКИЙ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР И ПРИ­НЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Более насыщены театрализацией были и остаются церковные праздники. Хотя некоторые исследователи считают, что правосла­вное богослужение «избегало драматического элемента», позволю себе с этим не согласиться, и постараюсь доказать ошибочность такого мнения.

Принятие в конце X века (988 год) христианства повлекло за собой уничтожение идолов, запрет языческой религии и ее обря­дов. В то же время, как мне думается, по мере утверждения и рас­пространения на Руси христианства, и в частности православных церковных праздников, почти все стороны общественной и част­ной жизни, причудливо ассимилировавшись с насыщенными зре­лищными элементами различных языческих праздников, получи­ли особый отпечаток религиозности. Не случайно по введенному церковному календарю многие православные праздники не толь­ко совпадали с языческими, но и сохранили многие древние обы­чаи и обряды! Более того, некоторые православные святые приня­ли черты языческих богов. Так, Георгий Победоносец стал олице­творением солнечного бога Хороса или Даждьбога. Илья Пророк соответствовал богу грома и молнии — Перуну. Покровитель скота Власий — языческому Велесу. Сравнении эти можно было бы про­должать, но для меня важно то, что у наших предков, как и у мно­гих западных народов в Средние века, особое распространение получила вера в то, что святые покровительствуют разным сторо­нам человеческого бытия и разным отраслям -знаний. Именно под влиянием этих верований у русского народа сложились самые раз­нообразные празднества.

Появление последних не было случайным. Православная цер­ковь, освободившись в 1453 году от влияния Константинополя, всячески выражала свою самостоятельность, свою значимость в жизни народа и тем самым стремилась отвлечь народ от языческих игрищ. Она не столько фактически освобождается от подчинения Византии и становится независимой, сколько провозглашает себя преемницей восточной церкви, единственной хранительницей благочестия.

Средневековая православная церковь всеми доступными ей способами, в том числе {более чем вероятно), осознавая силу зре­лищного искусства, идеологически воздействовала на народные массы. И конечно, понимая, что одним из самых эффективных средств сохранения и дальнейшего утверждения православия мо­гут стать праздники, центром которых является богослужение, естественно, постаралась в своих целях противопоставить народ­ным игрищам церковные праздники. И не только ввела их в оби­ход, но и всячески подчеркивала их значимость.

Как видим, это обстоятельство — принятие Русью христиан­ства — оказало значительное влияние на развитие и самобытность русских праздников.

Любопытно, что и в поныне существующем православном церковном календаре (во многом определяющем церковную жизнь), как я думаю, для увеличения числа церковных праздни­ков, обозначены даты не только празднований всех событий, свя­занных со Священным писанием, но и дни памяти христианских святых.

В то же время, знакомясь с месяцесловом, в котором перечи­слены в календарном порядке справляемые на Руси праздники, легко увидеть, что в нем выразились и чисто народные элементы с их понятиями, верованиями, обрядами и поверьями. Правда, замечу, что по мере утверждения и распространения на Руси пра­вославия почти все стороны не только общественной, но и част­ной жизни были отмечены печатью церковности.

Естественно, что каждый из этих праздников, в том числе и церковные, используя разные выразительные средства, имел свои особенности.

Как известно, к церковным праздникам относятся в первую очередь так называемые «двунадесятые» праздники. Их в году 12! Так, 7 января'* праздновалось Рождество, 19 января — Крещение (Богоявление), 15 февраля — Сретенье, 7 апреля — Благовещенье (Вход в Иерусалим, Вербное воскресение), в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния — Пасха, на 40-й день после Пасхи — Вознесение, на 50-й день после Пасхи — Троица, 19 августа — Преображение, 28 августа — Успение, 21 сентября -Рождество Богородицы, 27 сентября — Воздвижение, 4 декабря -Введение во храм. (Вообще же, в православном церковном кален­даре значится весьма значительное число самых разнообразных праздников.)

Во всех двунадесятых праздниках, во всех праздничных цер­ковных службах менялось содержание богослужения и некоторые ритуальные, связанные с конкретным праздником действа, но са­ма же внешняя его театральность, пышная торжественность не менялась и была присуща всем перечисленным праздникам

В то же время ритуал русских православных праздников, их по­строение, как правило, принципиально отличалось от западноевро­пейских. Если в последних (особенно до XVII иска) значительное ме­сто занимали различные обряды, ритуалы, где огромную роль играли шествия, которые от начала и до конца обставлялись действиями, проводимыми под открытым небом, и в которых практически уча­ствовало огромное количество селян или горожан, то в России праз­дник, в центре которого была служба о храме,71'обычно продолжался (а иногда и начинался) чаше всего в узком кругу и «под крышей». Ду­маю, что в таком построении праздника огромную роль играли кли­матические особенности Руси. В частности, длительная зима с оби­лием морозов и снегопадов. Тогда становится понятным, почему цер­ковные праздники, как и большинство других праздников на Руси. имели, да и до сих пор имеют, два связанных между собой места про­ведения. Одно — в храме, где присутствуют все верующие прихода, и другое — его продолжение — дома, в кругу семьи, близких, друзей и приглашенных знакомых. Правда, как и календарные, многие цер­ковные праздники заканчивались народными гуляниями под откры­тым небом.

Из перечисленных мною двунадесятых праздников два праз­дника до сих пор являются наиболее важными и самыми почитае­мыми народом. Это Рождество и Пасха.

Собственно, и тот и другой праздник являются как бы само­стоятельными тематическими циклами: рождественским и пас­хальным.

Не думаю, что требуются особые доказательства правильности того, что содержание того или другого праздника определяет не только структуру и характер его проведения, но и поведение и дей­ствия всех его участников.

Рождественский цикл

Рассмотрим цикл праздников, связанных с Рождеством. Уже само название праздника «Рождество Христово» говорит о содер­жании этого библейского события. Прежде всего обращает на се­бя внимание, что появлению младенца на свет и первым дням его существования на земле посвящены два праздника: собственно рождение Христа и его крещение. Благодаря определенным дей­ствиям они, как бы перетекая из одного в другой, составляют еди­ный цикл, длящийся 13 дней. Начало его — Сочельник (вечер 6 ян­варя), затем собственно день рождения Христа — Рождество (7 ян­варя), потом святые дни — Святки (с 7 января по 13 января) и день крещения Христа — Крещение.

Сочельник

Вечер в канун Рождества назывался (и до сегодняшнего дня называется) Сочельник. Название его происходит от слова «се-чень» — лепешки, испеченной на конопляном масле.

В этот вечер село заливалось огненным морем. Дым больши­ми столбами подымался к небу. Все деревья в садах обвязывали со­ломенным «перевяслом», чтобы они хорошо родили. Избу тщательно убирали, стол устилали сеном или соломой. И среди каж­дого двора возвышалась заранее положенная куча соломы, кото­рая после церковной службы поджигалась. По преданию, делалось это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно ле­жать в мерзлой земле.

В Сочельник начинались народные гуляния. По улицам в са­нях возили Коляду — девицу, одетую сверх одежды в белую рубаш­ку. Колядовщикипели, например: «Уродилась Коляда накануне Рождества». Можно предположить, что Коляда была одним из сла­вянских божеств. Одни исследователи в Коляде усматривают праз­днества в честь Перуна, другие видят связь этого обычая с солнце­стоянием, как обряд, связанный с земледельческим трудом, с забо­той об урожае. Для меня же важно, что время возникновения коля­док не было связано с христианством. При этом обряд колядова­ния, по сути, был большим коллективным народным праздником, который только после принятия Русью христианства стал сопут­ствовать празднествам церковного календаря, связанным с рожде­нием и крещением Христа.

Колядки по своей сути и содержанию были поздравительны­ми песнями-приветствиями, песнями-пожеланиями доброго уро­жая и долголетия в адрес хозяев лома и его близких.

Одним из обязательных элементов обряда колядования было участие в нем ряженых — обычай, уходящий своими корнями во времена раннего язычества. Рядились они медведем, конем, ко­зой, рогатой нечистью. А то просто подпоясывали полотенцем вы­вороченные наизнанку шубы. При этом, судя по имеющимся опи­саниям, широко использовалась самая примитивная гримировка, обычно комического характера, и даже изготовленные из бересты маски. Совершенно закономерно, что и поведение ряженых, и не только ряженых, было, мягко говоря, озорным. Конечно, от нача­ла и до конца обряд колядования носил импровизационный ха­рактер. При этом в начале обряда, когда шествующие ходили по деревне вокруг того или другого дома, исполнялись «обходные пе­сни». Исполнялись эти песни серьезно, торжественно. Затем, если колядовщиков приглашали войти в дом, они исполняли песни, адресованные непосредственно разным членам семьи, и в первую очередь хозяину дома. После чего последний одаривал исполните­лей пирогами, орехами и т.п. Так как угощали в каждом доме и да­ров накапливалось много, то еще до начала хождения по деревне среди колядовшиков выбирался человек, который собирал в ме­шок все полученные угощения. Если же хозяева скупились на на­грады, то вместо радостных пожеланий исполнялись так называ­емые «корильные» колядки.

Надо полагать, что в проведении обряда колядования были не только озорство и забава, но и сказывалась то, во что верил в то время народ, — его магическая функция.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.