Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5. Русская философия.



 

1. Философия П.Я.Чаадаева.

2. Философия всеединства В.С.Соловьева.

3. Философия Н.А.Бердяева: свобода как субстанция и творчество как свобода.

 

1. Рассмотрение этой темы начните с личности самого П.Я. Чаадаева – этого неординарного мыслителя. Обладающий обширными сведениями, следивший за нравственным и политическим развитием Европы и России в продолжении четверти столетия, Чаадаев был знаком с идеями и людьми. Проанализируйте его взгляды на Россию в первом «Философическом письме», в чем суть его обличений России?

Характеризуя в своих «Письмах» безрадостное положение русского народа, Чаадаев пытался ответить на вопрос о судьбах России и найти корни современной жизни в прошедшей истории. Попытайтесь ответить на вопрос: почему выводы мыслителя столь глубоко пессимистичны?

Раскройте суть философской системы П.Я. Чаадаева, которая являлась религиозно-идеалистической. В своей философии конечной силой исторического развития он представлял божественное предвидение. Физическая история человечества начинается с сотворения человека. Но сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа.

По мнению Чаадаева, божественная идея, которая лежит в основе человеческого мира, наиболее полно выражается в христианской религии. Из различия православия и католичества выводится неодинаковость западноевропейской и русской цивилизаций.

Делая вывод, покажите, что философия Чаадаева дала толчок к возникновению двух противоположных направлений – славянофильства и западничества. Между ними возник острый спор об исторической судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем, о ее призвании в мире. Суть полемик и состояла в том, должна ли Россия идти вслед за Западом по пути прогресса и усваивать достижения мировой цивилизации или у нее должен быть самобытный путь развития.

2. Изложение вопроса начните с краткой биографии философа, в которой необходимо отразить глубину и противоречивость этой необыкновенной личности. Будучи у истоков русской религиозной философии, Вл. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино вопросы религиозной и социальной жизни человека. Вы должны раскрыть основные принципы его системы, а исходить надо из центральной идеи учения Вл. Соловьева – идеи всеединства. Здесь он отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придавал ей онтологическую окраску (см. в философском словаре «онтология»), всеохватывающее космическое значение. Абсолютное, или божественное, всеединство есть абсолютная «единораздельная цельность бытия». Иначе говоря, это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира. Обратите внимание на авторское толкование «божественной Троицы», «мировой души», «Премудрой Софии», «вселенской церкви», «свободной теократии».

Подводя итог, укажите на место и значение творчества Вл. Соловьева в истории русской мысли, которые определяются тем, что он явился завершителем и систематизатором русской философской классики. Его система вершина русской классической философии. Реализуя принцип всеединства, он стремился к максимальному теоретическому обобщению опыта предшествующего философского и культурного развития.

3. Начните с изложения биографических данных философа, а затем перейдите к изложению сути его философских взглядов. Так как творчество Н. Бердяева огромно и многогранно, то сосредоточьтесь на самом главном – свободе и творчестве в трактовке автора. Он принадлежит к плеяде философов-персоналистов и является представителем русского экзистенциализма. Вся его экзистенциальная концепция покоится на трех принципах – Боге, Свободе и Творчестве. Покажите, что Н. Бердяев различает три свободы и считает, что только из свободы рождается творчество («Лишь свободный творит!»). Выясните, как решает Бердяев вопрос о соотношении творчества и объективации. Посвятите часть вопроса социальной философии Бердяева, где он рассматривает проблему взаимоотношений личности и общества. В этих работах философ попытался отделить личность от «массы», «класса» и с ее позиции вглядеться в исторические события. Анализ демократии и социализма, настоящего и будущего делается Н. Бердяевым с позиций русского патриотизма и христианского персонализма. Особенно обратите внимание на критику положения личности в условиях социалистического коллективизма.

 

Список литературы

1. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1-2, М., 1991.

2.Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994. С.221-230.

3.Введение в историю русской философии. – М., 1994.

4.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – М., 1995.

6.Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

7.История русской философии: Учеб. Для вузов/Редкол.: М.А. Маслин и др.-М., 2001.

8.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С. 124-132.

9.Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.

10.Русская философия: Словарь/Под ред. М.А. Маслина.-М., 1999.-С.603-604.

11.Сербиненко В.В. В. Соловьев .: Запад, Восток и Россия: Учебное пособие. – М., 1994.

12. Амелина Е.М. Вл. Соловьев: теократическая концепция // Социально-политический журнал. – 1993 - № 7. – С . 122.

13. Соловьев Вл. Сочинения: В 2 т. – М., 1988.

14.Бердяев Н. Философия неравенства. - М., 1990.

15. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1991.

16.Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - М., 1991.

17.Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

18.Вадимов А.В. Николай Бердяев: изгнание //Вопросы философии. - 1991. - № 1.- С. 160-170.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.