Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 7. Учение о бытии и материи.



 

1. Категория бытия в истории философии.

2. «Бытие» – исходное понятие философии.

3. Движение, пространство и время как атрибуты материи.

4. Понятие «картина мира».

5. Эволюция научной картины мира.

 

1. В данной теме следует показать понимание бытия как главной философской категории, рассмотрев при этом исторический аспект ее формирования. Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Покажите, что первоначала в античной натурфилософии представлялись в качестве стихий, но носили умопостигаемый характер. Помимо натуральности, вторым важным свойством первоначал была их безличность. В учении о первоначалах античные философы стремились обнаружить и философским способом оправдать мир, который был бы стабилен в своей необходимости и гарантировал бы стабильное существование человеку. После милетцев проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Далее, в первом вопросе рассмотрите изменение представлений о бытии в историко-философском процессе. Сделайте вывод о том, что современная философия отказывается от проблематики бытия без человека, вне человека, что на первый взгляд напоминает отказ от онтологической проблематики вообще. Однако в поисках основания реальности в человеке философия на самом деле, реабилитирует онтологическую проблематику, объединяя в единое целое онтологию и антропологию.

2. Раскрывая второй вопрос, обратите внимание на то, что учение о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Вопросы бытия обсуждаются в первом разделе философского знания, называемом онтология. Бытие как исходная, первичная характеристика мира является бедным понятием, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. Сконцентрируйтесь на поисках первоначала (субстанции) бытия и идее единства мира, что и составляет содержание онтологии. Исходя из основного вопроса философии, необходимо различать материальную и духовную субстанции, что ведет к пониманию основных философских направлений – материализма и идеализма. Далее изложите свое представление о формах бытия, подтвердив это примерами. Покажите, что конкретизация проблемы бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множественен мир, изменчив он или неизменен, подчиняется ли изменение каким–то законам или осуществляется произвольно и т.п.

3. Материя не существует вне движения и вне своих основных атрибутов – пространства и времени; поэтому покажите научное толкование этих свойств материи, опираясь на данные современных наук – квантовую механику и общую теорию относительности А. Эйнштейна. Признание движения неотъемлемым свойством материи позволяет конкретизировать принцип материального единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи. Рассмотрите формы и свойства движения, а также различные концепции пространства и времени. В заключении дайте современное философское понимание материи.

4. Прежде всего, следует определить понятие «картина мира», с помощью которого решается одна из главных философских проблем – «Человек и мир». Картина мира рассматривает вопрос о происхождении мира, Вселенной и их устройстве, а формы ее самые разнообразные – от космогонических мифов до современной научной! Задача студента заключается в том, чтобы показать эволюцию картины мира в донаучный период человечества, а для этого необходимо иметь четкое представление о миф. Покажите, что философскую картину мира необходимо строить на многообразии подходов к изучаемой проблеме – от наивно-стихийных до серьезных философских систем (Г.Гегель), используя при этом такие философские понятия, как материализм, идеализм, пантеизм, деизм, гилозоизм.

5. Начать вопрос необходимо с того, как древние люди рассматривали проблему происхождения и устройства мира. Наряду с ненаучными представлениями имели место и зачатки научных взглядов на Вселенную в форме античного атомизма Демокрита и геоцентризма Птолемея.

Далее уделите значительное внимание научной деятельности Н.Коперника, создавшего новую концепцию устройства Вселенной – гелиоцентризм. Далее изложите суть механицизма, занявшего господствующее место в мировоззрении людей ХVII – ХVIII вв. и нарисуйте механистическую картину мира (И. Ньютон).

Затем переходите к эволюционной теории происхождения природы и человека, опираясь на достижения науки ХIХ - ХХ вв. Покажите антропогенез в трактовке Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Изложите также оригинальное решение данной проблемы, которое предлагает французский ученый и теолог Тейяр де Шарден.

Используя знания по физике и астрономии, квантовую механику и общую теорию относительности, модель "Большого взрыва" и расширяющейся Вселенной, покажите современные модели мира.

Список литературы

1. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.15-47.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.- М., 1986.

3. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии.- М., 1998.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 1997.

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

6. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. Учеб. пособие. для студ. вузов. – М., 2001. С.48-56.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для вузов. – М., 1999.

8. Философия. Учебник для вузов. – Отв. ред. В.П. Кохановский. М., 1997.

9. Философия. Учеб. пособие. для вузов. – Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.90-100.

10. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени.- М., 2003.

11. Уитроу Дж. Естественная философия времени. – М., 2003.

12. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – Л., 1990.

13. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Заве- та. – М., 1992.

14. Библейская энциклопедия. – М., 1990.

15. Т. де Шарден П. Феномен человека. – М., 1989.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.