Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философия Древнего мира



1. Философия Древней Индии.

2. Древнекитайская философия.

3. Первые философские школы в Древней Греции.

4. Атомизм в античной философии.

5. Жизнь и творчество Сократа. Основные принципы философии Сократа.

6. Учение Платона об идеях и душе. Теория познания. Учение об идеальном государстве.

7. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении. Нравственная и политическая философия Аристотеля.

 

1. Для раскрытия первого вопроса необходимо обратиться к Ведам – первому древнеиндийскому письменному памятнику – и показать их роль в развитии духовной культуры и зарождении философии. Особо следует сказать о четвертой части Вед – Упанишадах, которая полностью посвящена рассуждению над решением философских проблем.

Затем следует уяснить, что со временем идеи брахманизма и философии Веданты трансформировались в индуизм (I тыс. до н.э.), который широко распространен в современной Индии.

Далее перейдите к характеристике основных положений джайнизма – «освобождению» души от оков тела, что достигается путем победы человека над своими страстями и раскрытию основного содержания учения Будды, состоящего из четырех принципов, которые и необходимо изложить в контрольной работе. Особо следует разобраться, почему данное религиозно-философское направление со временем превратилось в мировую религию и широко распространилось по всему земному шару.

2. Покажите особенности и многообразие философских направлений Древнего Китая. Обратите внимание на даосизм, который призывал к органическому слиянию с природой и который оказывает влияние на культуру сегодняшнего Китая. Раскрытие учения Конфуция начните с биографии древнего мудреца. Необходимо обратить внимание на то, что в китайской культуре религия обернулась этикой, а индивид заслонил собой богов. Поэтому конфуцианство – это, прежде всего, социально-этическое учение, основанное на патриархальности и строгой иерархии, на культе Поднебесной (название Китая) и Неба. Изложение темы следует закончить выводами о специфике древнекитайской философской мысли и ее влиянии на современный Китай.

3. Особенностью древнегреческой философии на начальном этапе ее развития является стремление понять сущность природы, Космоса, Вселенной. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, покажите механизм зарождения философии, т.е. процесс развития человеческой мысли от религиозно-мифологической формы до рационалистической, философской. Найдите основные различия в данных формах мышления и сформулируйте основные предпосылки возникновения философии в античной Греции.

Разберитесь в философских учениях представителей Милетской школы - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. В VI - V вв. до н.э. жил и творил Гераклит из Эфеса, оказавший огромное влияние на последующие философские течения. Уделите внимание анализу его сочинений. Далее необходимо обратиться к элейской школе и пифагорейцам, выяснить специфику истолкования в их философии проблем бытия и познания.

4. Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом. Раскрытию философских взглядов этого мыслителя поможет учебная литература, в частности, работа Блинникова Л.В. «Краткий словарь философов». В заключении оцените роль атомистической теории в развитии философской мысли и формировании мировоззрения людей на протяжении длительного периода, вплоть до конца XIX в.

Через несколько десятилетий идеи Демокрита были подхвачены и развиты другим древнегреческим философом Эпикуром. Покажите, что физика Эпикура тесно переплетается с этическими взглядами, которые толкуются им весьма утилитарно. Отсюда вытекает и его теория свободы человека. Обратите внимание и на принцип удовольствия (гедонизм) в этике Эпикура, под которым он понимает отсутствие страданий.

5. Личность Сократа трагична и загадочна в истории философской мысли, поэтому раскрытие данной темы начните именно с биографии мыслителя. Рассматривая основные принципы философии Сократа важно показать суть сократовского поворота от натурфилософии к человеку и проблемам его поведения. Подумайте над следующими философскими понятиями: «антропология», «этика», «истина», «нравственность», «добродетель». В итоге вы должны изложить основные принципы этики Сократа и суть его метода.

В заключении необходимо оценить роль личности и творчества Сократа и показать то новое, что внес он в развитие античной философии. Подумайте над следующим вопросом: что хотел сказать великий философ, произнося слова «Я знаю, что я ничего не знаю»?

6. Раскрытие данной темы требует глубокого знания всей философской системы Платона, которая включает в себя онтологию, космологию, гносеологию и этику. Но главной в его философии является онтология (философское учение о бытии). Бытие у Платона есть идея (эйдос), сущность, а между сущностью и явлением он четко проводит различие. Обратите внимание на важное положение платоновской онтологии – разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Ознакомившись с учением об идеях, перейдите к учению о душе, с которой тесно связана и гносеология (теория познания). Чтобы лучше понять эти стороны творчества Платона, обратитесь к учебникам: Введение в философию (М., 2003) и Радугин А.А. Философия; Курс лекций (М., 1995. С.42-53). Политической философии посвящен трактаты «Государство», «Законы» и др. Выясните, какие принципы заложены в основу платоновской модели идеального государства? Какие типы государств выделял философ и как он их оценивал.

7. Опираясь на литературу, опишите личность выдающегося философа Аристотеля – последователя Платона и воспитателя Александра Македонского. Обратите внимание на современное философское понимание таких категорий, как «материя» и «форма», сравните их толкование с аристотелевским. Для Аристотеля, так же, как и для Платона, материя, являясь первичным материалом, потенцией вещей, благодаря форме превращается в действующее состояние. Таким образом, форма, согласно Аристотелю, это активное начало, начало жизни и деятельности, а материя пассивна и бесформенна, в результате чего форма превращается в сущность бытия. Обратите внимание на учение Аристотеля о четырех видах причин и учение о движении. Специально рассмотрите учение Аристотеля об обществе и государстве. Для этого следует обратиться к произведениям Аристотеля «Политика». Выясните, какую форму государства мыслитель считал наилучшей и почему? В чем состоит различие подхода к государству Аристотеля и его учителя Платона?

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия.-М.,1975.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

4. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994.

5. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.

6. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

7. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

8. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.

9. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996. С. 108-119, 152-159.

10. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.

11. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия: Учебное пособие. – М., 1994.

12. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.178-186.

13. Платон. Апология Сократа. Критон. Линон //Собр. Соч.: В 4т. – М., 1968. Т.1.

14. Платон. Государство//Соч. В 3-х т.-М.,1971.- Т.3.-Ч.1.

15. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.

16. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146, 19-26, 179-188.

17. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.,1999.С.66-78

18. Философский словарь. – М., 1998.

19. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М.,1981.

 

 

Тема 3.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.