Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 10. Человек в системе социальных связей.



 

1. Общество как объект философского анализа.

2. Структура общества, объективное и субъективное в истории человечества.

3. Смысл и направленность человеческой истории.

4. Философские проблемы периодизации истории.

 

1. Раскрывая эту тему, покажите, что философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе. В первом вопросе предстоит рассмотреть генезис общества и его развитие с различных философских позиций: материализма (исторический материализм К. Маркса), идеализма (абсолютный идеализм Г.Гегеля), теологии (Августин Аврелий). Необходимо также осветить противоположные подходы к пониманию критериев общественного развития – формационный (К.Маркс) и цивилизационный (Н.Данилевский, О.Шпенглер и др.). Подчеркните, что в зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию, но при этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее. Дайте философское определение общества и раскройте его сущность.

2. Во втором вопросе общество следует рассматривать как системное образование, имеющее свою структуру и функции. В структуре общества выделяют несколько сфер (покажите каких), каждая из которых удовлетворяет определенные потребности человека. Тем не менее, общество есть целостная система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой и существуют в единстве. Необходимо обратить внимание на два фундаментальных элемента данной системы – собственность и власть, определяющих форму государственности любого общества (тоталитарное или демократическое). Далее перейдите к изложению вопроса о субъек-тивных и объективных факторах общественной жизни, что, по сути, совпадает с вопросом о роли личности в жизни общества и истории. А закончить нужно размышлением о смысле человеческой истории и исто-рическом прогрессе. Делая вывод, подчеркните, что наличие закономерностей в историческом процессе предполагает свободное действие человека, а из действий отдельных людей складываются исторические события. Необходимость исторического процесса осуществляется благодаря свободной деятельности отдельных людей, преследующих собственные частные интересы.

3. История всегда привлекала внимание философов. Однако только в XVIII в. философия истории выделяется в самостоятельный раздел философии. Термин "философия истории" был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в особое направление исследований. К различным проблемам философии истории обращались Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, О. Конт, Н. Данилевский, П. Сорокин. Прежде всего, необходимо выяснить, что изучает философия истории. Несмотря на то что проблематика философии истории менялась с течением времени, основным признаком, отличающим ее от собственно исторических наук, является подход к истории с точки зрения философских принципов и категорий. Какие же проблемы рассматривает философия истории ? Ответ на этот вопрос студент может найти в книге «Философия в вопросах и ответах:» (Учебное пособие для студентов и аспирантов нефилософских специальностей/ Зорина Е.В., А.В. Соколов, З.Ф. Рахманкулова; Алексеев, А.П., Яковлева, Л.Е.. - М.: 2003). Далее следует разобраться в том, каковы движущие силы исторического процесса, какие факторы придают направленность историческим изменениям, детерминируют историческое развитие, как этот вопрос решался в истории философии. Постарайтесь критически подойти к односторонности различных видов детерминации исторического процесса. Как решался философами вопрос о смысле и цели исторического процесса? Как Вы сами представляете решение этих вопросов? Проблема смысла истории сопряжена с другим важным для философии истории вопросом - об историческом прогрессе. Важно ответить и на вопрос: есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? В заключение выясните, как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального информационного общества.

4. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса? Рассматривая историю в целом как единый процесс, делая акцент на динамике исторического процесса, философия истории занимает определенную позицию в отношении этапов исторического развития. Необходимость выделения стадий исторического процесса обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох. Каковы критерии выделения периодов исторического развития? Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса? В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса? Как на этот вопрос отвечают сторонники концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества? Опираясь на материал учебников и литературы, приведенной в списке постарайтесь раскрыть поставленные вопросы.

 

Список литературы

1. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2.

2. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.

3. Найдыш В.М. Миф и цивилизация // Вестн. Рос. Ун-та дружбы народов. 2001. №2. (Сер. Философия).

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

5. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. Учеб .пособ. для студ. вузов. – М., 2001. С.89-99, 105-109.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для сузов. – М., 1999. – С.522-583.

7. Философия. Учеб. пособ. для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.287-374.

8. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.,1991. Ковалев А.М. Еще раз о формационном и цивилизационном подходе // Общественные науки и современность.1996.№1.

9. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992.№8.

10. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

11. Философия истории: Антология. М., 1994.

12. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

13. Шпет Г.Г. Философия истории // Вестник Моск. ун-та. Серия философия.-1994.-№3.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.