Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. Философия в современном мире (Западная философия ХIХ-ХХ вв).



1. Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра.

2. Философия жизни Ф. Ницше.

3. Проблема сущности и существования в экзистенциализме.

4. Учение З. Фрейда о бессознательном.

5. Проблема души современного человека в понимании К.Юнга.

6. Неофрейдизм Э. Фромма.

7. Становление философии позитивизма.

8. Неопозитивизм и постпозитивизм.

 

1.Немецкий философ Артур Шопенгауэр является одним из первых представителей "философии жизни". Необходимо показать главное в его философской концепции – примат воли над разумом в онтологическом плане (с помощью философского словаря отработайте понятие "онтология"). Шопенгауэр вместе с Кьеркегором и Ницше отбросил вещную онтологию, истоки которой были заложены еще в античности, и предложил свою, весьма оригинальную и иррациональную. Обратите внимание на толкование философом воли: по его мнению, именно воля составляет сущность личности, которая независима от разума, воля – это слепое хотение, неотделимое от человека и т.д. Постарайтесь раскрыть не только волюнтаризм, но и глубокий пессимизм и скептицизм его учения.

2. Необходимо рассмотреть вопросы аксиологии и этики (с помощью философского словаря разберитесь в названиях философских дисциплин) в учении Ф. Ницше. Следует особо обратить внимание на то, как он трактует многие нормы морали и христианские догматы. Согласно Ф. Ницше, в основе «морали господ» должна лежать свобода от всяких моральных норм и обязанностей, а это, в свою очередь, делает их сильными, волевыми. Подумайте над его фразой: "Бог умер!" Кого предлагает философ на место Бога?

Проанализировав критику христианства и его ценностей, перейдите к ницшеанскому учению о человеке. В произведении «Так говорил Заратустра» им изложена проблема жизни и смерти. Человек должен быть независим от любого авторитета и даже умирать, по Ницше, он должен свободной смертью. Однако свободная жизнь и свободная смерть – не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть самого себя, то есть для Сверхчеловека. Следует иметь в виду, что термин Ф. Ницше «воля к власти», «воля к мощи» не имел никакого политического смысла, а скорее всего, означал силу инстинкта жизни, волю к самоопределению. Своего Сверхчеловека он наделяет гармонией – в нем сочетаются физическая сила и совершенство, высший интеллект и духовность.

3. Данная тема предполагает общую постановку проблемы экзистенциализма: его сущности, истоков, разновидностей, персональных представителей того или иного направления. Логическая связь с предшествующей философией только обогатит содержание вашей работы. Обратите внимание на то, что экзистенциализм во многом «вышел» из «философии жизни», в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора и немецкого философа А. Шопенгауэра.

Выясните, как понимались в экзистенциализме цели и задачи философии? Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзистенциализма – существование и сущность, показать их соотношение и роль в судьбе человека. Обратите внимание на решение проблемы смысла и подлинности человеческого существования.

Кроме этих основных категорий, экзистенциализм рассматривает «отчуждение», «свободу выбора», «ответственность». Критическому разбору этих философских понятий и посвятите ваше изучение. Начните с противопоставления социального и индивидуального бытия, разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Проблема выбора выходит на проблему свободы и ответственности личности. Покажите, как она решается в экзистенциализме, а помогут вам в этом учебники.

4.Чтобы раскрыть эту тему, необходимо обратиться к творческой деятельности австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда, в частности к его книгам: Психология бессознательного. – М., 1990; Введение в психоанализ. – М., 1989. На основе изученной литературы вы должны изложить суть концепции бессознательного психического. Рассмотрите схему Фрейда: сознание – предсознательное – бессознательное, "Оно" – "Я" – "сверх-Я" как стороны новой структурной модели психики, разъясните термины «либидо», «сублимация», «Эдипов комплекс», «эго», воспроизвести структуру психики человека. Это и составит содержание первой части темы.

Далее следует показать механизмы психического взаимодействия индивида и коллектива, индивида и общественных институтов. Обратите внимание на то, что, согласно Фрейду, всякая культура есть насилие, принуждение, подавление естественных влечений, вызывающие неврозы у людей. С этих позиций он рассматривает роль религии и культуры в обществе. Спасителем человека у З.Фрейда выступает разум, причем разум индивидуальный, а не коллективный, ибо массовое сознание всегда иррационально, бессознательно. Главная задача контрольной работы – выяснить философское содержание учения о бессознательном.

5. Здесь необходимо проанализировать влияние З.Фрейда на психологию и философию ХХ века, назвать основных его последователей, охарактеризовать их учения. Затем более подробно остановитесь на самом известном из них – Карле Юнге. Изучив предложенную литературу, постарайтесь понять различие их концепций. Если З. Фрейд (см. тему 18) занимался анализом бессознательного на индивидуальном уровне, то его ученику принадлежит заслуга в изучении «коллективного бессознательного». С помощью словаря отработайте понятия «бессознательное», «архетип» и сделайте выводы по всему творчеству К. Юнга.

6. Этот вопрос посвятите ведущему представителю неофрейдизма современности Э. Фромму. Обратите внимание на существенное различие в толковании психики человека у З.Фрейда и Э. Фромма. В центре внимания Фромма – противоречивость человеческого существования, взятая им не на индивидуально-личностном уровне, а на социальном.

В его взглядах сочетаются идеи экзистенциализма, марксизма, психоанализа, но в отличие от марксистов, Фромм выводит тип личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования (дихотомия). Эта двойственность (экзистенциальная и историческая сущности человека одновременно) и составляет противоречивость его жизни, судьбы, существования. Лучше разобраться в этом помогут книги Э. Фромма «Иметь или быть?», Блинникова Л.В. «Великие философы: Словарь-справочник».С.370.

Основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. В первом вопросе раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была по мнению О.Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Покажите роль и значение позитивизма в историко-философском процессе, а также его роль в становлении социологии – новой науки об обществе.

7. Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма ХХ века, продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок. Суть этих концепций вам предстоит раскрыть во втором вопросе этой темы.

8. Неопозитивизм сложился в 20-е годы ХХ века. Покажите, как неопозитивисты понимали задачи философии. Какова роль Б. Рассела и Л. Витгенштейна в становлении неопозитивизма? Раскройте основное содержание деятельности участников «Венского кружка». Обратите особое внимание на принцип верификации и трудности, которые возникли в связи с его использованием.

Покажите, что в логическом позитивизме философия превращается в деятельность по анализу языка науки, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Слабость и противоречивость исходных установок неопозитивизма стремились преодолеть различные постпозитивистские концепции.

Список литературы

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 282-314.

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

5. Философский словарь. – М., 1998.

6. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

7. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л., 1991.

8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1994.

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 279-294.

10. Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 1992.

11. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии 1989. – N 5. – С. 15-22.

12. Ницше Ф. Утренняя заря. – Свердловск, 1991. С. 291-304.

13. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 211-214, 327.

14. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С. 235-431.

15. Сумерки богов. – М., 1990.

16. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 325-335.

17.Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.

18. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.

19. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117.

20. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. – М., 1995.

21. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

22. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990.

23. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

24. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

25. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989.

26. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

27. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.