Дать понятие правоспособности и дееспособности. Кроме того:
Правила документирования и регистрации населения РК от 12 июля 2000 года: «8. Вид на жительство иностранца в РК выдается иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории РК, с 16-летнего возраста, на срок действия паспорта страны его гражданства.
Вид на жительство удостоверяет личность владельца на территории РК. Он содержит те же сведения, что и удостоверение личности, а также сведения о гражданстве владельца. При выезде за границу личность иностранного гражданина удостоверяет паспорт страны его гражданства. Порядок выдачи вида на жительство и удостоверения лица без гражданства определяется Правительством РК. Гражданам РК, постоянно проживающим за рубежом, паспорт гражданина РК оформляется через дипломатические представительства и консульские учреждения РК за рубежом, полномочные представительства РК в других государствах».
Уполномоченными органами по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РК, вида на жительство иностранца в РК и удостоверения лица без гражданства являются органы внутренних дел.
27. Владельцы документов, удостоверяющих личность, регистрируются по постоянному месту жительства, а также снимаются с регистрации при перемене места жительства. Регистрацию по месту жительства производят уполномоченные органы. Органами, уполномоченными осуществлять регистрацию по местожительству и снятие с регистрации граждан РК, являются органы юстиции. Уполномоченными органами по осуществлению регистрации и снятия с регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РК, являются органы внутренних дел.
Инструкция "О порядке оказания судами и учреждениями юстиции РК правовой помощи и о порядке обращения за правовой помощью к таким учреждениям иностранных государств" от 8 января 1998 г.
1. В соответствии с законодательством РК и заключенными Республикой Казахстан международными договорами, соглашениями и конвенциями (в дальнейшем международными договорами) суды и учреждения юстиции исполняют переданные им в установленном порядке просьбы иностранных учреждений юстиции о производстве отдельных процессуальных действий, допроса обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, истребования объяснений сторон и других лиц, судебного осмотра, выдачи и пересылки вещественных доказательств, а также составлением и пересылки документов, выполнении поручений о вручении документов и оказывают им иную правовую помощь и сами могут обращаться к иностранным учреждениям юстиции с такими поручениями и просьбами.
В тех случаях, когда заключенным Республикой Казахстан международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РК, применяются правила международного договора.
2. Поручения иностранных учреждений юстиции исполняются судами РК и учреждениями юстиции лишь при получении их через МЮ РК, если иное не предусмотрено в самом Договоре.
Поручения иностранных учреждений юстиции, поступившие непосредственно в суды или учреждения юстиции, исполняются только по указанию МЮ РК.
3. Судебные поручения иностранных учреждений юстиции выполняются судами, в районе деятельности которых должны быть осуществлены процессуальные действия и под юрисдикцию которых попадают лица, которым должны быть вручены документы.
4. Поручения, обращенные к учреждениям юстиции, выполняются учреждениями юстиции, в районе которых должно быть совершено порученное действие. Если в районе совершения нотариального действия нет учреждения юстиции, поручения исполняются учреждением юстиции, обслуживающим данный район по утвержденной дислокации.
Все действия по выполнению поручений иностранных учреждений юстиции осуществляются нотариусом.
Правила о порядке регистрации актов гражданского состояния в РК от 22 мая 1999 года
95. В связи с тем, что законодательство ряда государств признает действительными браки граждан своих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган ЗАГС при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которой является иностранный гражданин. В том случае, когда законодательство иностранного государства требует получения от компетентного органа специального разрешения на брак с иностранцем, а иностранный гражданин такого разрешения не имеет, орган ЗАГС при приеме заявления должен разъяснить вступающим в брак и в первую очередь гражданину (гражданке) РК, что их брак может быть признан недействительным в стране, гражданином которой является лицо, с которым вступают в брак. Если, несмотря на такие разъяснения, заявители настаивают на регистрации брака, этот брак регистрируется, а в записи акта о заключении брака делается отметка о том, что лица, вступающие в брак, ознакомлены с действующим в соответствующем государстве порядком и условиями вступления в брак с иностранцами.
Консульский Устав РК: Глава 12. Функции консула по вопросам регистрации актов гражданского состояния – ст. 42. В соответствии с законодательством РК консул регистрирует акты гражданского состояния граждан РК. Консул принимает заявления о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния от граждан РК, постоянно проживающих или временно находящихся в государстве пребывания, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах ЗАГС РК. Консул принимает заявления о восстановлении утраченных записей актов гражданского состояния и аннулирования актов гражданского состояния от граждан РК, постоянно проживающих или временно находящихся в государстве пребывания, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах ЗАГС РК.
Правила консульской легализации от 21 ноября 2000 г.: Консульская легализация заключается в проверке соответствия документов действующему законодательству государства пребывания и представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати на таких документах с целью использования их в другом государстве. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении. За содержание документа консул ответственности не несет. Целью консульской легализации является обеспечение гарантии органам страны, где документ предназначен действовать, в том, что документ является подлинным и оформлен должным образом.
Ст. 46 Консульского Устава РК 1999 г. Легализации не подлежат документы и акты, которые противоречат законодательству РК, или могут по своему содержанию нанести вред интересам РК, или содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.