Психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса. Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев.
Предметом психологии управления являются психологические основания управленческих отношений, т.е. отношений:
• между субъектом и объектом управления;
• между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач;
• между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.
Выделяют следующие школы управления: европейскую, американскую, японскую и советскую (русскую).
Основой для появления и развития теории управления в Европе послужили работы М. Вебера. Он считал, что в основу капиталистического построения предприятия заложена идея рационализации трудовых действий, т.е. иррационального капиталиста, который приобретал свой капитал путем перепродажи товаров, должен был вытеснить рациональный капиталист, который производит новый продукт. Рациональный капиталист, по мнению М. Вебера, создает промышленные предприятия для выпуска новых товаров, предоставляет гражданам новые рабочие места, способствует изобретению новых технологий, новых средств труда и пр.
Идеи М. Вебера получили свою дальнейшую разработку в теории административного управления Анри Файоля. А. Файоль рассматривал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Он утверждал, что компания должна иметь план действий, который основывается:
• на ресурсах фирмы (капитал, здание, сырье, сеть сбыта, репутация и т. д.);
• на учете состава и значимости незавершенного производства;
• на будущих тенденциях, зависящих от технических, финансовых, коммерческих и других условий.
Организация управленческой деятельности предполагает:
• обеспечение тщательной разработки и строгого выполнения плана;
• наблюдение за тем, чтобы кадровая и материальная составляющие предприятия соответствовали целям, ресурсам и потребностям фирмы.
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления «человеческими ресурсами», которые актуальны и сегодня:
1. дисциплина, т. е. послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками; дисциплина предполагает также справедливо применяемые санкции;
2. вознаграждение персонала, в том числе справедливая зарплата;
3. справедливость: сочетание доброты и правосудия;
4. корпоративный дух, т. е. гармония персонала, его сплочение;
5. подчиненность личных интересов общим: интересы отдельного работника или группы не должны превалировать над интересами компании;
6. разделение труда, т. е. специализация; ее цель: выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях;
7. полномочия и ответственность – полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность – способность отвечать за отданный приказ;
8. единоначалие – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
9. единство направления – каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
10. централизация – определение меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты;
11. склярная цепь – это лица, стоящие на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена;
12. порядок – место для всего и все на своем месте;
13. стабильность рабочего места для персонала, высокая текучесть кадров снижает эффективность организации;
14. инициатива – означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
В США основы «научного управления» были сформулированы Ф. Уинслоу Тейлором. Для научной организации производства он вводит три принципа:
1. Принцип функциональной дифференциации, который заключается в группировке задач для формирования индивидуальных рабочих мест. Работникам выдавались письменные инструкции (задачи предписания), представляющие собой подробное изложение конкретных производственных заданий и способов их выполнения.
2. Принцип специализации, обосновывающий идею о том, что работа каждого человека должна быть по возможности ограничена выполнением одной ведущей функции.
3. Принцип материальной заинтересованности: оплата труда должна быть сдельная.
Управление в японских организациях строится на следующих принципах:
1. рабочий достаточно разумен, чтобы самостоятельно увеличивать производительность и качество своего труда;
2. рабочий стремится сделать свою работу лучше; любой рабочий, доказавший, что он способен сделать больше и качественнее, получает самостоятельность в работе, премию и большую зарплату;
3. рабочие образуют «семью». Японцы придерживаются идеи о том, что наниматели и наемные рабочие составляют единое социальное целое. Все члены фирмы имеют взаимные обязательства и выполняют свой общий долг перед обществом;
4. группа важнее отдельной личности. Человек должен быть благодарен фирме, поскольку за счет фирмы обучился ценной специальности, ему дали работу, оказали уважение, обеспечили средствами к существованию;
5. партнерство и сотрудничество в производственных отношениях. Рабочие стремятся к экономическому успеху, достижению высокого качества и росту производительности. Экономический успех рассматривается японцами как единственный шанс для выживания его сообщества и культуры в современном мире.
В России с 30-х гг. сложилась отраслевая централизованная система управления. Наиболее известными специалистами в области науки управления являются такие советские ученые, как А.К. Гастев и Л.М. Керженцев.
А. Гастев и сотрудники ЦИТ (Центральный институт труда, созданный по инициативе А. Гастева в 1920 г.) много сделали в области научной организации труда. Принципиальное отличие их подхода от идей, заявивших о себе в то время западных авторитетов (Ф.У. Тейлор, Г. Форд и др.) заключалось в концентрации внимания на субъекте труда. Речь шла о постоянном профессиональном совершенстве последнего, о предоставлении возможности для проявления личной творческой инициативы, развитии физических и психических способностей, укреплении психического здоровья работника.
На рубеже 50-60-х гг., во многом благодаря усилиям академика А.И. Берга получила официальное признание кибернетика, которая трактовалась учеными как наука об оптимальном управлении сложными процессами, в том числе нацеленными на повышение эффективности труда человека. В 60-е годы приходит официальное признание науки управления, разворачиваются дискуссии, специальные исследования о предмете и методологии этой науки. Ставится вопрос о совершенствовании системы управления экономикой. Однако последующие попытки реформирования экономики с этих позиций были непоследовательными, решение поставленных задач не доводилось до логического завершения. Сегодня менеджмент – это новое крупное явление в управлении экономикой нашей страны.