Общение как коммуникация предполагает обмен информацией между людьми, осуществляющийся посредством знаков (слов, жестов и т.д.), которые соотносятся с определенными предметами и явлениями действительности. Человек, который в процессе общения передает партнеру информацию, называется в социальной психологии коммуникатором; партнер, принимающий и интерпретирующий информацию, – реципиентом.
Выделяют коммуникацию вербальную и невербальную.
Вербальные средства передачи информации предполагают использование речи и усвоение человеком определенного языка (в том числе: азбука Морзе, язык глухих).
Невербальные средства передачи информации принято классифицировать по сенсорным каналам:
2) акустическая система – различные качества голоса, паузы, покашливания (изучает паралингвистика);
3) кинестетическая система – прикосновения, рукопожатия.
Кинесика – наука, изучающая язык телодвижений (произвольные, неосознаваемые). Установлено (А. Пиз), что основные коммуникационные позы и жесты во всем мире практически остаются одними и теми же. Для общения информативны: открытость позы, наличие защитных барьеров, жесты лжи, способы искусственного повышения статуса.
Проксемика (англ. proximity – близость) – наука, исследующая бессознательное структурирование человеком собственного пространства. Термин введен в 1963 г. Э.Т. Холлом. Концепция персонального пространства человека базируется на следующих идеях: персональное пространство имеет четыре зоны, структурирующие поведение человека в его персональных контактах; конкретные характеристики пространства обусловлены социокультурными факторами. Специфической особенностью персонального пространства является то, что человек, даже не осознавая этого, относится к пространству вокруг себя как к части собственного «Я». Попытки других людей проникнуть в персональное пространство воспринимаются как неприятные, как посягательство на личную свободу. Индивидуальная дистанция – это расстояние, которое воспринимается человеком как субъективно оптимальное и комфортное для взаимодействия с другим человеком или группой людей.
Обнаружены следующие типы дистанций и их размеры:
– интимная зона (около 15-45 см) – общение хорошо знакомых и эмоционально близких партнеров (родителей и детей, супругов);
– личная зона (порядка 70 см) – общение друзей, хорошо знакомых, но эмоционально индифферентных партнеров (коллег);
– социальная зона (примерно 300 см) – дистанция характерна для формальных и официальных встреч;
– общественная зона (около 700 см) – общение с большой группой людей.
Паралингвистика – наука, изучающая параметры голоса и речи: громкость голоса, паузы в речи, темп речи (произвольные, неосознаваемые реакции).
В процессе взаимодействия людей от 60 % до 80 % коммуникаций осуществляются за счет невербальных средств.
Американские исследования выделяют следующие разделы в психологии, изучающие передачу информации посредством невербальных реакций (рисунок 7.2.1):
Перцептивная сторона общения. Процесс познания и понимания одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть общения и носит название перцептивной стороны общения. Объяснение уникальных явлений познания и понимания людьми друг друга в целом называется социальной перцепцией. Результат процесса социальной перцепции определяется тем, как была воспринята и интерпретирована наблюдателем ситуация, так как в зависимости от этого будет применен тот или иной механизм социального познания (механизм восприятия).
Механизмы социального познания могут быть разведены по трем группам в соответствии с той социальной ситуацией, в которой обычно используются:
1. В ситуациях ролевого взаимодействия, в которых партнер воспринимается как носитель определенной роли, как принадлежащий к определенной группе, наблюдаются:
– схемы первого впечатления, которые запускаются факторами: превосходства партнера, привлекательности партнера, сходства воспринимаемого лица с наблюдателем. В основе данных схем лежит «эффект ореола»: если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно – недооценивать;
– стереотипизация (от греч. stereos – пространственный, твердый; typos – отпечаток)– процесс классификации форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям или категориям, т.е. выработанным группой стереотипам. С одной стороны, стереотип позволяет быстро и достаточно надежно интерпретировать, делать понятным и прогнозируемым поведение человека; с другой – может носить искаженный и догматический характер.
2. В ситуациях межличностного взаимодействия, которые могут быть определены как диалогические и ориентированные на взаимопонимание, наблюдаются:
– идентификация (лат. identificare – отождествлять) – попытка понять настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «я»; при идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки;
– эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) – процесс постижения эмоционального состояния другого человека; особый вид внимания к другому человеку; способность и свойство личности;
– социальная рефлексия (лат. reflexio – отражение) – познание другого человека и себя через то, что он думает (как я думаю) обо мне;
– аттракция (лат. attraсtio – притяжение, привлечение) – понимание партнера по общению на основе симпатии к нему; аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни; особый вид установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
3. В ситуациях непонимания партнера, с которым предполагается установление определенных отношений или совместной деятельности, наблюдается каузальная атрибуция (лат. causa – причина, лат. causalis – относящийся к причине, причинный; лат. attributum – присовокупленное, приписанное) – система способов приписывания другому человеку (в случае дефицита информации о нем) характеристик или причин его поведения; характер атрибуций зависит от того, выступает ли объект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Соответственно выделяют атрибуции: личностную (причина приписывается лично совершающему поступок); объектную (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); обстоятельственную/ситуационную (причина приписывается обстоятельствам).
Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей и с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида:
1) кооперация (согласие, приспособление, ассоциация) – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил);
2) конкуренция (конфликт, оппозиция, диссоциация) – взаимодействия, «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
Наиболее известные стратегии взаимодействия – агрессия и альтруизм.
Агрессия – любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического ущерба или психологического дискомфорта у партнера. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Альтруизм (лат. alter – другой) – принцип поведения, означающий способность человека добровольно помогать другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруизма является желание улучшить благополучие другой личности. Объяснением альтруизма может быть: эмпатия, устранение собственных негативных чувств, сохранение человеческого генофонда, норма взаимной ответственности.
Подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе(Э. Берн)– направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения трансактного анализа, у каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с различными состояниями «Я» (Эго). Репертуар этих состояний соответствует одной из трех позиций, которые условно обозначают: Родитель – состояния, сходные с образами родителей, Взрослый – состояния, автономно направленные на оценку реальности, Ребенок – состояния, все еще действующие с момента фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Эти позиции не связаны с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний «Я». Все три аспекта личности – «Я-Ребенок», «Я-Взрослый», «Я-Родитель» заслуживают одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Скрытые дополнительные трансакции с четко определенным и предсказуемым исходом называют играми.