В связи с многообразием возможных подходов к организации МСУ возникает проблема их комплексного анализа. В модели А.Н.Широкова организация системы муниципального управления рассматривается в многомерном пространстве, что позволяет региональной администрации проследить основную тенденцию развития местного самоуправления математическими методами, в частности выделить основной вектор изменений или тренд. Например, в трехмерном пространстве по осям могут обозначаться различные варианты организационной модели; территориальной организации; количество уровней. Тогда различные комбинации системы местного самоуправления будут изображаться точками этого пространства (рис а), которые для целей анализа могут объединяться в однотипные группы (кластеры).
Рис.а рис а
Построение оргструктуры местной администрации определяется перечнем выполняемых функций и особенностями объекта управления. В общем случае объектом муниципального управления (рис б) могут являться, с одной стороны, подсистемы самой местной администрации (кадровая, финансовая, информационная, организационная, технологическая, в случае двухуровневой системы – территориальные органы управления), а с другой, - муниципальные объекты здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительные органы, предприятия жизнеобеспечения (ЖКХ), городского пассажирского транспорта, малого бизнеса, кредитные и страховые учреждения и другие организации, находящиеся в полной или долевой муниципальной собственности.
Рис б. Разграничение внутренней и внешней среды муниципального менеджмента.
В случае немуниципальной собственности указанных организаций их деятельность в значительно меньшей мере, но координируется (например, при реализации выработанной стратегии развития МО), контролируется местной администрацией, и поэтому они также частично являются объектами муниципального управления. С другой стороны, указанные организации составляют микросреду муниципального менеджмента, внешнюю по отношению к местной администрации, но находящуюся в зоне ее непосредственного влияния. Составляющими микросреды муниципального управления являются также вышестоящие (региональные) администрации, население МО, другие организации, предприятия и учреждения, расположенные на территории МО (прежде всего крупного бизнеса).
Элементы системы муниципального менеджмента и внешней микро- и макро-среды связаны между собой информационными, материальными и финансовыми потоками.
Для осуществления функций управления местная администрация получает информацию из различных источников:
- казначейства, (финансовые управления в структуре региональной или муниципальной адмистрации): о состоянии счетов бюджетных учреждений культуры, здравоохранения, спорта, правопорядка, назначениях и исполнении бюджета;
- производственных, жилищно-коммуннальных предприятий и других организаций и учреждений муниципального образования.
К практическому занятию подготовить доклады по следующим темам: