Европейская Хартия местного самоуправления определяет понятие местного самоуправления следующим образом:
1. «Местное самоуправление означает право и возможность местных властей, в границах закона, осуществлять регулирование и управление существенной частью государственных дел, принадлежащих их компетенции, в интересах местного населения.
2. Это право осуществляется советами или собраниями, которые составляются из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и общего голосования. Советы и собрания могут иметь в своем распоряжении подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к общественным (гражданским) собраниям, референдума или других форм прямого участия граждан там, где это допустимо законодательством».
Европейской хартией местного самоуправления установлено так же, что «принципы местного самоуправления должны быть признаны в законодательстве страны, и по возможности в конституции государства».
Конституция Украины, признает и гарантирует местное самоуправление, устанавливает цели и задачи его деятельности и основные права, дает следующее определение местному самоуправлению: «Местное самоуправление является правом территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселений и города – самостоятельно решать вопросы местного значения в границах Конституции и законов Украины».
Раскрытие понятия в украинском законодательстве определено Законом Украины «О местном самообразовании»:
- местное самоуправление в Украине – это гарантированное государством право и реальная возможность территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселений, города – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решения вопроса местного значения в границах Конституции и законов Украины;
- местное самоуправление осуществляется территориальными громадами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а так же через районные и областные рады, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов.
Обозначенные положения Конституции Украины и Закона Украины «о местном самоуправлении» дают возможность сделать вывод о соответствии понятия местного самоуправления, определенного украинским законодательством, понятию определенному Европейской Хартией местного самоуправления. Данный вывод базируется на следующих положениях:
- институт организации местного самоуправления признанный Конституцией Украины и украинским законодательством;
- конституцией и украинским законодательством признано и гарантируется право граждан на местное самоуправление. Правовой статус местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе, а так же в Автономной Республике Крым предусматривается Конституцией Украины и другим украинским законодательством с особенностями, предусмотренными законами о городах Киев и Севастополь;
- в соответствии с Конституцией Украины и украинским законодательством граждане осуществляют местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через органы местного самоуправления, к тому же наличие выборных органов является обязательным;
- органы местного самоуправления и их должностные лица действуют только на основе, в границах полномочий и таким образом предусмотренный Конституцией и законами Украины, и руководствуются в своей деятельности Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета министров Украины, а в Автономной Республике Крым – еще и нормативно-правовыми актами Верховной Рады и Рады Министров Автономной республики Крым, принятыми в границах их компетенции.
Конституцией Украины и украинским законодательством учтены все исходные признаки понятия «местное самоуправление», которые есть в определении, данном Европейской Хартией местного самоуправления. Отличия заключаются лишь в том, что:
Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления предлагает осуществление местного самоуправления, прежде всего сформированными населением органами, не исключая при этом осуществление местного самоуправления в формах непосредственной демократии, а украинским законодательством право на осуществление местного самоуправления предоставленного гражданам, в том числе через органы местного самоуправления;
Во-вторых, в определении понятия «местное самоуправление», данном Европейской Хартией, речь идет о праве и реальной возможности органов местного самоуправления регламентировать часть государственных дел и управлять ею, а в Конституции Украины и Законе Украины «О местном самоуправлении» к компетенции местного самоуправления относит решение «вопросов местного значения».
При этом очевидно, то, что соотношения представительной и непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления диктуется не столько нормами законодательства, сколько конкретными реальными условиями, и перечень вопросов местного значения в законодательстве Украины соответствует обычному в общеевропейском понимании компетенций органов местного самоуправления.
Местное самоуправление представляет собой специфическое социальное явление – это направленная форма народовластия и оно отличается от государства, государственной власти по ряду признакам:
- это особенная форма публичной власти, которая имеет принципиально другой характер, нежели власть государства. Так, если государственная власть характеризуется суверенитетом (верховенством, самостоятельностью, независимостью), то местное самоуправление – это власть подзаконная, которая действует в границах и в порядке признанном законом;
- сфера компетенции местного самоуправления в сравнении с государственной властью довольно существенно ограничена. Как правило, ее составляют только вопросы местного значения, которые связаны с удовлетворение повседневных потребностей населения, и ограничен круг вопросов общегосударственного значения, полномочия относительно решения, которых делегируются органами местного самоуправления;
- это публичная власть территориального коллектива, она носит локально-пространственный характер, осуществляется в интересах территориальной громады и функционирует только в границах отдельных административно-территориальных единиц, в тоже время как государственная власть – это власть всего народа, она распространяется на всю государственную территорию.
Особенный характер местного самоуправления не означает его полной автономности в государстве по отношению к государственной власти. Взаимосвязь местного самоуправления с государством достаточно тесная и проявляется в том, что: во-первых, и местное самоуправление и государственная власть имеют единый источник – народ; во-вторых, органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти, и состояние их реализации контролируется соответствующими органами исполнительной власти.