Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Юридическая трактовка понятия местного самоуправления.



Европейская Хартия местного самоуправления определяет понятие местного самоуправления следующим образом:

1. «Местное самоуправление означает право и возможность местных властей, в границах закона, осуществлять регулирование и управление существенной частью государственных дел, принадлежащих их компетенции, в интересах местного населения.

2. Это право осуществляется советами или собраниями, которые составляются из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и общего голосования. Советы и собрания могут иметь в своем распоряжении подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к общественным (гражданским) собраниям, референдума или других форм прямого участия граждан там, где это допустимо законодательством».

Европейской хартией местного самоуправления установлено так же, что «принципы местного самоуправления должны быть признаны в законодательстве страны, и по возможности в конституции государства».

Конституция Украины, признает и гарантирует местное самоуправление, устанавливает цели и задачи его деятельности и основные права, дает следующее определение местному самоуправлению: «Местное самоуправление является правом территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселений и города – самостоятельно решать вопросы местного значения в границах Конституции и законов Украины».

Раскрытие понятия в украинском законодательстве определено Законом Украины «О местном самообразовании»:

- местное самоуправление в Украине – это гарантированное государством право и реальная возможность территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселений, города – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решения вопроса местного значения в границах Конституции и законов Украины;

- местное самоуправление осуществляется территориальными громадами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а так же через районные и областные рады, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов.

Обозначенные положения Конституции Украины и Закона Украины «о местном самоуправлении» дают возможность сделать вывод о соответствии понятия местного самоуправления, определенного украинским законодательством, понятию определенному Европейской Хартией местного самоуправления. Данный вывод базируется на следующих положениях:

- институт организации местного самоуправления признанный Конституцией Украины и украинским законодательством;

- конституцией и украинским законодательством признано и гарантируется право граждан на местное самоуправление. Правовой статус местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе, а так же в Автономной Республике Крым предусматривается Конституцией Украины и другим украинским законодательством с особенностями, предусмотренными законами о городах Киев и Севастополь;

- в соответствии с Конституцией Украины и украинским законодательством граждане осуществляют местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через органы местного самоуправления, к тому же наличие выборных органов является обязательным;

- органы местного самоуправления и их должностные лица действуют только на основе, в границах полномочий и таким образом предусмотренный Конституцией и законами Украины, и руководствуются в своей деятельности Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета министров Украины, а в Автономной Республике Крым – еще и нормативно-правовыми актами Верховной Рады и Рады Министров Автономной республики Крым, принятыми в границах их компетенции.

Конституцией Украины и украинским законодательством учтены все исходные признаки понятия «местное самоуправление», которые есть в определении, данном Европейской Хартией местного самоуправления. Отличия заключаются лишь в том, что:

Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления предлагает осуществление местного самоуправления, прежде всего сформированными населением органами, не исключая при этом осуществление местного самоуправления в формах непосредственной демократии, а украинским законодательством право на осуществление местного самоуправления предоставленного гражданам, в том числе через органы местного самоуправления;

Во-вторых, в определении понятия «местное самоуправление», данном Европейской Хартией, речь идет о праве и реальной возможности органов местного самоуправления регламентировать часть государственных дел и управлять ею, а в Конституции Украины и Законе Украины «О местном самоуправлении» к компетенции местного самоуправления относит решение «вопросов местного значения».

При этом очевидно, то, что соотношения представительной и непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления диктуется не столько нормами законодательства, сколько конкретными реальными условиями, и перечень вопросов местного значения в законодательстве Украины соответствует обычному в общеевропейском понимании компетенций органов местного самоуправления.

Местное самоуправление представляет собой специфическое социальное явление – это направленная форма народовластия и оно отличается от государства, государственной власти по ряду признакам:

- это особенная форма публичной власти, которая имеет принципиально другой характер, нежели власть государства. Так, если государственная власть характеризуется суверенитетом (верховенством, самостоятельностью, независимостью), то местное самоуправление – это власть подзаконная, которая действует в границах и в порядке признанном законом;

- сфера компетенции местного самоуправления в сравнении с государственной властью довольно существенно ограничена. Как правило, ее составляют только вопросы местного значения, которые связаны с удовлетворение повседневных потребностей населения, и ограничен круг вопросов общегосударственного значения, полномочия относительно решения, которых делегируются органами местного самоуправления;

- это публичная власть территориального коллектива, она носит локально-пространственный характер, осуществляется в интересах территориальной громады и функционирует только в границах отдельных административно-территориальных единиц, в тоже время как государственная власть – это власть всего народа, она распространяется на всю государственную территорию.

Особенный характер местного самоуправления не означает его полной автономности в государстве по отношению к государственной власти. Взаимосвязь местного самоуправления с государством достаточно тесная и проявляется в том, что: во-первых, и местное самоуправление и государственная власть имеют единый источник – народ; во-вторых, органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти, и состояние их реализации контролируется соответствующими органами исполнительной власти.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.