Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модели организации власти на местах.



Основным критерием для типологизации служат принципы взаимоотношений и разделения компетенции между центральными (государственными) и местными органами управления. В последнее время значительная часть исследователей констатируют тот факт, что дальнейшая практика функционирования и реформирования органов самоуправления может привести к тесному сближению моделей, в первую очередь благодаря процессу европейской интеграции.

Действующие варианты организации власти на местах отражены в таблице 2.

Таблица 2. Модели муниципального (городского) управления.

№ . Модель Характерные признаки Страна
Англо-американская а) значительная автономия органов местного самоуправления по отношению к государству – они формально действуют автономно в рамках предоставленных им полномочий, а прямое подчинение органов различного территориального уровня отсутствует; б) отсутствие на местах полномочных представителей центральной власти, которые бы опекали органы местного самоуправления. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется преимущественно непрямым путем – через центральные министерства; в) выборность ряда должностных лиц местного самоуправления территориальной громадой. Например, раздел 4 статьи VII Конституции американского штата Иллинойс 1970 г. определяет, что в каждом графстве штата сроком на 4 года «избирается шериф, клерк графства и казначей, а также могут выть избраны или назначены коронер, регистратор, налоговый инспектор и другие должностные лица, назначения или избрание которых предусмотрено законом или ордонансом графства»; г) функционирование органов местного самоуправления в границах своей компетенции, закрепленной в законе (доктрина inter vires), и запрет их выхода за границы своей компетенции (ultra vires). То есть полномочия органов муниципального управления определяются позитивным принципом правового регулирования*. Великобритания, США
Континентальная а) более высокой (в сравнении с англо-американской моделью) степенью централизации, наличием вертикальной подчиненности; б) объединением местного самоуправления и прямого государственного управления на местах. Это находит свое проявление в функционировании на одном территориальном уровне избранных территориальной громадой органов местного самоуправления и назначенных центральной властью уполномоченных, которые одновременно играют роль и представительского, и исполнительного органа местного самоуправления. Каждый из коммисионеров при этом возглавляет один или несколько функционально связанных департаментов; в) наличием представителей, которые осуществляют административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления; г) полномочия местного самоуправления определяются негативным принципом правового регулирования** Страны континентальной Европы, франкоязычные страны Африки, большинство стран Латинской Америки
Иберийская а) управление осуществляется городским советом представительскими органами муниципального управления и соответствующими главными должностными лицами; б) должностные лица одновременно являются главами советов и их исполнительных органов, утверждаются центральной властью как представители государственной власти с правом контроля за деятельностью совета. Бразилия, Португалия, Мексика, Испания (с определенными особенностями)
Советская а) базируется на обеспечении распределения властей; б) полномочия представительских органов власти определенны с верху в низ. в) характеризуется иерархической упорядоченностью всех ее элементов и отсутствием какой-либо самостоятельности местных органов. Куба, КНР, КНДР
Смешанная (англо-американская + континентальная) Признаки англо-американськой и континентальной модели Германия, Австрия, Россия, Украина

*Органы муниципального управления могут делать только то, что прямо предусмотрено законом.

**Органам муниципального управления разрешается делать все, что не запрещено законом.

4.1.1.Англо – американская модель (Англосаксонская) ведет свое начало от местных громад и парафий, а также из городов средневековой Англии, управление которыми постепенно «в монтировалось» в государственную вертикаль управления страной. Начиная с ХI века, самоуправляемым англосаксонским громадам предоставлялась широкая автономия, как в исполнении предписаний королевской власти, так и в создании собственных норм права.

Правовая база англосаксонского варианта муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал парламент, в соответствии с которыми определялись полномочия муниципальных органов, обстоятельства их взаимоотношений с центральными органами власти. С 1689г. по 1832г. парламентом было принято около 200 актов, которые стали основой для принятия в 1834 г. Закона о заботе, о бедных, который считается актом, который основал современную систему муниципального управления. Этот акт предусматривал создание управленческой системы с постоянно работающим аппаратом, который получал плату и имел определенные социальные гарантии. Подобная система стала основой деятельности всех местных властей. Муниципалитеты получили право назначать чиновников, проводить различные мероприятия, связанные с ликвидацией нищенства. В 1835 г. актом о муниципальных корпорациях, был, в целом, установлен правовой статус 178 городов Англии и Уэльса. Акт предусматривал избрание муниципальных советников, гласность заседаний и т.д.

Своеобразным итогом многолетней парламентской деятельности по правовому обеспечению муниципальной деятельности стали: Закон о местном самоуправлении 1972г. Англии и Уэльса и Закон о местном самоуправлении 1973 г. Шотландии, которые имеют инкорпоративный характер. В 1985 г. парламент Великобритании принял закон о местном самоуправлении, который внес изменения в муниципальное управление Лондона и Англии в целом. Эта модель имела довольно широкое распространение в современном мире, ее характерные признаки отражены в табл.2.

Использование данной модели предусматривает избрание во всех административно-территориальных единицах – округах, графствах и т.д. – рад на срок от трех до четырех лет. В мелких административно-территориальных образованиях в эти рады входит 3-5 человек, в больших графствах не больше 50. Назначаемых «сверху» представителей государства не предусматривается, поэтому выборы и подготовка к ним – перманентное состояние американского и британского обществ.

Преимуществами Англо-саксонской модели, заключается в концентрации принятия решений по местным вопросам в руках населения административно-территориальных образований и избранных ими органами.

Недостаток – использование модели приводит к максимальной децентрализации в управлении государством, что создает трудности при согласовании решений на разных уровнях системы управления, снижает эффективность ее функционирования.

В границах данной модели существуют определенные формы контроля и координации деятельности муниципального самоуправления из центра. Они реализуются в виде периодических инспекционных поездок на места представителей министерства местного самоуправления, охраны окружающей среды или других: финансового контроля, например, выделение государственных субсидий. Важную роль в англосаксонских странах играет судебный контроль, поскольку представители центральных государственных органов имеют возможность опротестовать в суде какой-либо акт местного самоуправления.

4.1.2.Континентальная модель распространена в странах Европы, франкоязычных странах Африки, в большинстве стран Латинской Америки.

Правовая форма и основные элементы этой модели сложились еще в период «эволюции Римского государства», в процессе формирования единого централизованного государства и перехода от античной республики к абсолютной монархии, где римское население вело постоянную борьбу за равные с гражданами Рима политические и гражданские права. Особенно острым был вопрос относительно политического равноправия, которое значительно расширяло возможность населения других обществ (громад) – municipes (не римских граждан) для участия как в общественно-государсвенной жизни, так и в торгово-экономическом обороте на основе римского частного права. Поскольку итальянские и другие громады и провинции обеспечивали Рим всем необходимым для его существования как центра государства, они так же требовали от него гражданских прав и свобод в полном объеме.

Современное концептуальное оформление континентальная модель получила в конце XVII – в начале XIX в.в. во Франции. Схема 1. отражает организационную структуру по континентальной модели управления Французского департамента.

Даная модель основывается на соединении, с одной стороны, выборности всех представительских и исполнительных органов муниципального самоуправления, с

 
 

 


 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.