Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хронология понятия «местное самоуправление».



Лекция 5.

Местное самоуправление: определение и научно-теоретическое обоснование.

Теоретические основы местного самоуправления.

 

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в большинстве стран мира.

Существование местного самоуправления и его эволюция связаны с проблемами публичной власти, существующих в классовом обществе. Это - государственная власть, осуществление которой доверено, прежде всего, общенациональным государственным органам и должностным лицам в соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне публичная власть реализуется уже не государственными органами, а непосредственно местным населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.

Необходимость исследования проблем деятельности органов местного самоуправления, требует качественного осмысления тенденций развития местного самоуправления с учетом современной парадигмы управления, в основе которой лежит новая управленческая культура, направленная на потребителя, гражданина.

 

Хронология понятия «местное самоуправление».

Как явление «местное* самоуправление» появилось намного раньше ХVII столетия.

Становление местного самоуправления как самостоятельного правового института происходит в период средневековья, когда в большинстве европейских государствах формируется муниципальное управление, которое закрепляется в Хартиях городов и других нормативных актах (например, королевских грамотах о предоставлении магдебургского права), которые определяли привилегии и иммунитеты коммун (самоуправляемых громад).

Процесс становления современных форм местного самоуправления начинается с конца XVIII столетия, когда вследствие победы буржуазно- демократических революций в правовых системах США и правительства западноевропейских государств получила признание и закрепление теория естественных прав, которые базируются на идеи свободы, как высшей социальной ценности, автономии человека и институтов гражданского общества по отношению к государству.

Немецкие и российские ученые государствоведы ХІХ века заимствовали термин «местное самоуправление» из английской юридической науки для обозначения системы городского управления и активно применяется в законодательстве и юридической литературе этих стран (немецким языком - “Selibstverwaltung” – российским – «местное самоуправление»).

Еще одна трактовка определения принадлежит немецкому ученому г. Эллинейку, «самоуправление – это государственное управление по посредничеству лиц, которые не являются профессиональными государственными должностными лицами, управления, которое, в противовес государственному бюрократическому, является управление с посредничеством самих заинтересованных лиц».

К 1917 году ХХ в. распространенным было определения М. Лазаревского: «Местное самоуправление это децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая реальность децентрализации, вместе с тем обеспечивают тесную связь органов местного управления с данной местностью и ее населением».

Теоретики местного самоуправления И. Редлих и П. Ашлей определяют местное самоуправление, как осуществление городским населением или избранными с их помощью представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или те которые принадлежат им по общему праву.

Неизменным в этих трактовках остается целевое назначение – управленческая деятельность, которая предусматривает совмещение субъектов и объектов управления в одним органом.

При таком подходе понятие «самоуправление» можно рассматривать в двух значениях:

- в широком смысле, под самоуправляющей организацией понимается государство, в структуре механизма которой парламент выступает органом самоуправления;

- в узком, как собственно местное самоуправление.

Выделяют две формы самоуправления:

- самоуправление в коллективах, которые формируются на основе производственно-профессиональной деятельности, совместной политической программы или вероисповеданием, современными творческими стремлениями т. д.;

- самоуправление территориальных сообществ людей – стойких коллективов людей, объединенных системой связей и отношений которые сложились исторически вследствие их постоянного проживания в границах одной территории, и которые находятся в перманентном развитии.

В первом случае это корпоративные системы самоуправления, во втором, самоуправление территориальной громады или местного самоуправления.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.