Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ



ВАЛЕЕВА Н.Ш., ХАСАНОВА Г.Б.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

 

МОНОГРАФИЯ

 

 

КАЗАНЬ – 2008

УДК 378

ББК 74.58

 

 

Печатается по рекомендации Ученого совета ФСГТ КГТУ

 

Рецензенты:

доктор пед. наук, профессор М.И. Надеева;

доктор пед. наук, профессор З.Н. Сафина

Валеева Н.Ш., Хасанова Г.Б.

Профессионализм специалиста социальной работы: компетентностный подход. – Казань: Изд-во Казанск.гос.технол.ун-та, 2008. – 230 с.

ISBN

 

Рассмотрены теоретические предпосылки педагогического моделирования. Проанализирована профессиональная деятельность специалистов социальной работы с позиций компетентностного подхода. Определено содержание их профессиональной компетентности и входящих в нее общепрофессиональных и специальных компетенций, которые определяют успешность деятельности социальных работников.

Предназначена для научных и практических работников сферы образования и социальной сферы. Может использоваться в качестве учебного пособия для студентов вузов специальности «социальная работа», а также в магистратуре, аспирантуре, системе повышения квалификации.

 

ISBN© Валеева Н.Ш.,

Хасанова Г.Б.,2008

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 7

Соотношение понятий «педагогическое моделирование» и «педагогическое проектирование». 7

Определение и сущность модели специалиста в трудах отечественных и зарубежных ученых. 14

Анализ существующих подходов к разработке модели специалиста. 24

Современные требования к профессионализму специалиста. 32

Анализ существующих подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция» в трудах отечественных и зарубежных ученых. 48

Определение содержания профессиональной компетентности как образовательного результата в системе высшего образования. 56

РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 66

Профессиональная деятельность специалиста социальной работы в терминах компетентностного подхода. 66

Компетентностный подход к разработке модели специалиста социальной работы.. 85

Коммуникативная компетенция. 96

Содержательные характеристики управленческой компетенции. 118

Информационная компетенция. 131

Корпоративная компетенция. 140

Социально-психологическая компетенция. 152

Социально-реабилитационная компетенция. 158

Социально-правовая компетенция. 166

Социально-технологическая компетенция. 175

Социально-педагогическая компетенция. 184

Социально-экологическая компетенция. 191

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 202

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 203

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из ведущих задач в ХХI веке становится решение проблемы устойчивого развития, понимаемого как динамичное состояние общества, сочетающего преемственность и прогресс. Устойчивое развитие зависит непосредственно от состояния развития образования и науки, что определяется их решающей ролью в обеспечении как преемственности развития человеческой цивилизации, так и модернизации общества, открытия новых путей социально-экономического и научно-технического прогресса[1]. В России современный этап социально-экономического развития характеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества: в экономике – переход к рыночным механизмам и соответствующим формам трудовой занятости населения; в политике – изменение роли государства, демократизация социального устройства и движение к гражданскому обществу; в социальной жизни – либерализация общества, усиление его открытости и т. д.

Соответственно система отечественного образования, основные параметры которой определялись на основе иного социально-экономического уклада, перестала отвечать существующим реалиям и, тем более, в опережающем режиме предвосхищать их.

Современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика, предъявляет новые требования работодателей к соискателям рабочих мест, способным на высоком и качественном профессиональном уровне решать сложные задачи, успешно использующим усвоенные в вузе знания в условиях многовариантности ресурсного управления, функционирования механизмов менеджмента и маркетинга. Следует отметить, что эти требования формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», «способность», «готовность», «компетентность»).

Неэффективность «знаниевого» образования связана, в первую очередь, с тем, что устаревание информации сегодня происходит значительно быстрее, чем завершается естественный цикл обучения в высшей школе. Поэтому речь должна идти об особых образовательных результатах системы профессионального образования – компетенциях в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования. Будучи основанной на «знаниях, умениях и навыках», компетенция тем не менее только к ним не сводится. Она представляет собой качество личности, которое формируется на базе ЗУНов как способность реализовать их в конкретной ситуации, в практической деятельности. Более того, компетенция только и возникает в ходе освоения соответствующей предметной деятельности, в том числе и при организации учебного процесса. Как отмечает И.А.Зимняя, «это понятие шире понятия «знание», или «умение», или «навык», оно включает их в себя…это понятие иного смыслового ряда»[2].

Компетентностный подход в образовании фиксирует новую, компетентностную, модель образования, т.е. такой проект системы целеполагания, планирования, организации и оценки учебного процесса, в котором основным образовательным результатом выступает профессиональная компетентность.

Таким образом, в новых социально-экономических условиях понятие «квалификация» является уже недостаточной мерой для проектирования результатов высшего образования – квалификация переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции. Поэтому в настоящее время одна из основных задач высшей школы – подготовка компетентного специалиста.

Однако ее решению мешают противоречия, в частности, противоречия между:

· знаниями, получаемыми в вузе, и развитием будущего специалиста как личности;

· традиционным подходом к оценке качества подготовки специалиста и складывающимся рынком образовательных услуг;

· потребностью в появлении системы эффективных методов оценки качества подготовки специалистов в вузе и недостаточностью научно-методического обеспечения контроля оценки этого качества;

· требованиями, предъявляемыми к специалисту на рынке труда, и готовностью преподавателей к подготовке конкурентоспособного специалиста;

· сложившейся системой оценки уровня подготовки специалиста и ориентацией студентов на адекватную оценку своих профессиональных качеств.

Следовательно, возникает проблема разработки компетентностных моделей специалистов определенного направления.

В связи с этим целью данной монографии является разработка компетентностной модели специалистов в области социальной работы.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы педагогического моделирования;

2) проанализировать определение и сущность модели специалиста, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых;

3) рассмотреть существующие подходы к разработке модели специалиста и провести их сравнительный анализ;

4) на основе компетентностного подхода разработать модель специалистов в области социальной работы.

Новизнаданной работы заключается в том, что в ней впервые разработана модель специалистов социальной работы в компетентностном формате.

Значимость этого результата повышается в условиях внедрения и реализации государственных образовательных стандартов третьего поколения, отражающих современную парадигму профессионального образования.

Идеи, представленные в монографии, получили свое воплощение и развитие в диссертационных исследованиях аспирантов и соискателей кафедры социальной работы, педагогики и психологии Казанского государственного технологического университета, выполненных под руководством авторов.

 


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.