Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ существующих подходов к разработке модели специалиста



 

Одна из функций моделей – быть своеобразным зеркалом, в котором высшая школа должна видеть свои просчеты. Такая постановка вопроса предопределяет свои особые принципы построения модели.

Адекватное отражение действительности, являющееся одной из целей построения модели специалиста, позволяет решить и ряд прикладных задач, косвенно связанных с проблемами высшего образования. В частности, дает возможности получить представление о реальном распределении изучаемых специалистов в профилирующей области, а также смежных с ней и далеко от нее, о «диффузии» специалистов других областей в изучаемую, о мобильности изучаемых специалистов и их перспективах и многом другом.

Научно-технический прогресс предъявляет высшей школе все новые и новые требования, ставя перед ней различные по сложности и масштабам проблемы. Среди них такие, как участие в фундаментальных научных исследованиях, быстрая и адекватная реакция на изменения в народном хозяйстве, оценка и перестройка методов обучения и воспитания, внедрение новых взглядов на подготовку и другие. Одним из путей решения этих проблем становится создание моделей специалистов как эталонов, в соответствии с которыми должна быть организована деятельность вуза в целом.

Создание модели специалиста – задача сложная и многоплановая, ее решение включает несколько этапов, среди которых наиболее важны следующие:

1) выделение основных параметров модели специалиста сначала на гипотетическом, а затем на исследовательском уровнях;

2) отбор, конструирование, стандартизация и отлаживание комплекса методик для формирования модели;

3) разработка методических оснований для прогноза и их реализация при создании конкретной модели.

Существуют различные концепции формирования моделей. Основа первой концепции – набор качеств от психофизиологических характеристик человека до его знаний и умений. Под качествами понимаются тип сенсорной организации, задатки, темперамент, интеллект, потребности, знания, убеждения, уровень культуры, статус и т.п. Такой подход к проблеме вполне приемлем и дает практические результаты, однако оценить правильность выбора качеств специалиста можно, лишь доказав, что именно этот набор ведет к эффективной деятельности. Это, в свою очередь, можно сделать тогда, когда имеется интегративная оценка всей деятельности в целом.

Сторонники второй концепции принимают за основу экспертный метод оценки. Использование этого метода как единственного несет на себе все его недостатки – значительную долю субъективизма, неопределенную точность предсказаний и произвол исследователя при сведении им противоречивых данных различных экспертов. При построении модели проявляется еще один недостаток экспертного метода: с его помощью принципиально невозможно отразить все многообразие деятельности специалиста и ее способов, которые необходимо учесть, чтобы сделанная модель, с одной стороны, отражала реальное положение, а с другой – отвечала теоретическим требованиям, в частности требованиям полноты.

Третья концепция включает различные идеи по преобразованию учебно-воспитательного процесса. Сторонники этой концепции считают, что существующие учебные программы и система воспитания и есть модель специалиста. Однако, по их мнению, эти существующие модели нуждаются в различных доработках. Позитивной стороной этой концепции является то, что в основе любой из идей по преобразованию учебно-воспитательного процесса лежит изменение, обеспечивающее продвижение вперед. Слабой стороной этой концепции является невозможность предварительной оценки последствий введения предлагаемых изменений.

Каждая из трех рассмотренных концепций вносит свой вклад в создание модели специалиста, имея свои достоинства и недостатки. Поэтому цели и задачи создания моделей могут быть представлены на различных уровнях в зависимости от их важности и области применения.

Одна, главная, группа целей определяется необходимостью получения информации для разработки и внедрения учебно-воспитательных мероприятий, обеспечивающих соответствие вузовской подготовки требованиям, предъявляемым к специалистам. Решение задач здесь связано со сферой вуза очень тесно.

Другая группа целей имеет отношение к использованию специалистов. Она второстепенна по отношению к первой, область ее применения – сфера, где работают специалисты изучаемого профиля. Эмпирическая модель специалиста содержит сведения для решения ряда прикладных задач. К ним относятся такие, как разработка должностных инструкций, создание паспорта специалиста и др.

Достижение этих целей возможно только в том случае, если модель специалиста обладает определенными свойствами, главными из которых являются адекватность и динамичность. Адекватность в общем виде понимается как степень соответствия изучаемому объекту его отражения. При создании модели необходимо стремиться к достижению максимального соответствия между изучаемой деятельностью и формируемой на ее основе моделью. Несоблюдение этого требования поведет к искажению модели, что в свою очередь впоследствии скажется на учебном процессе.

Динамичность понимается как периодическая воспроизводимость модели, благодаря чему может быть достигнуто непрерывное отражение происходящих в обществе изменений. Именно это свойство модели может обеспечить соответствие ее современности.

Адекватность и динамичность модели позволяют сделать ее ключевым источником информации для институтов общества, связанных с подготовкой и использованием специалистов.

Наличие указанных свойств модели может быть обеспечено лишь при конструировании ее на определенных принципах, выделение которых не является сугубо теоретическим процессом. Основных принципов три:

1) эмпиричность;

2) непосредственность изучения объекта;

3) полнота отражения и анализа объекта.

Необходимость введения принципа эмпиричности обоснована тем, что создание модели подготовки невозможно без изучения деятельности специалистов данного профиля. Принцип непосредственности изучения объекта требует, чтобы объект изучался прямо, без промежуточных этапов, будь то методы изучения или характеристики объекта. Полнота исследования объекта является основой любого исследования. Под полнотой операционально понимается контроль неисследованной части объекта, т.е. наличие в рамках блока методик специальных процедур, позволяющих в итоге исследовать, какая именно часть объекта осталась вне анализа как по наименованиям частей, так и по их величине относительно исследованной части. При такой постановке дела исследование будет считаться полным на заданном уровне полноты, а сам уровень – обоснованным.

Всестороннее описание деятельности специалиста может быть получено лишь в итоге всей работы. Начинать создание модели необходимо с некоего представления об объекте. В качестве самостоятельного объекта изучения выступает прежде всего деятельность изучаемых специалистов. Причем она изучается в соответствии с принципами адекватности, полноты и непосредственности. Деятельность выступает в качестве источника сведений, задающих критерии рассмотрения проблемы как в целом, так и в деталях.

При такой постановке вопроса наряду с изучением деятельности становится необходимым и изучение человека как носителя функций определенной профессии. Человеческие качества, свойства, особенности в значительной степени определяют успешность многих видов деятельности, а отсутствие тех или иных качеств иногда становится принципиальной преградой для получения искомой специальности. Если отсутствие нужных характеристик сказывается в процессе работы, страдает не только отдельный человек, по и общество в целом. Таким образом, необходимость включения «психологических» ресурсов не вызывает никакого сомнения.

Важность введения этих характеристик в модель с точки зрения коррекции учебного процесса также очевидна, поскольку именно в вузе необходимо создать ту систему профессионального отбора и ориентации, которая обеспечит оптимальное соотношение между желаниями и потенциями абитуриентов и возможностями и потребностями общества в целом.

Таким образом, в сфере деятельности специалиста появляются два автономных объекта изучения – человек и его деятельность. Каждый из этих объектов должен быть изучен на различных уровнях детализации.

Изучение любого объекта начинается с выделения конкретных характеристик. Процесс их выделения детерминируется принципами формирования модели и переводимостью этих данных на язык учебно-воспитательного процесса. Количество этих характеристик и их структура в малой степени определяются изучаемой специальностью, конкретное же содержание полностью зависит не только от профиля специалиста, но и от его специализации. К числу этих характеристик относятся функции, выполняемые специалистом, проблемы, которые он решает, необходимые ему знания и умения и др.

Однако деятельность не может быть описана только парциальными характеристиками, так как они дают лишь односторонний срез. Поэтому необходимо включение других параметров, дополняющих указанные и снимающих их недостатки. Такую роль могут выполнить интегральные характеристики – степень неопределенности решаемых задач и степень алгоритмизированности деятельности, выделение которых зависит от особенностей изучаемой сферы и не может быть сформулировано в общем виде.

Человек как объект исследования должен быть рассмотрен на трех уровнях. Первый уровень – социологический. Он должен отражать те социальные характеристики личности, которые существенно влияют на ее деятельность. К ним большинство исследователей относят: социальные установки, ценностные ориентации и убеждения. На этом же уровне должны анализироваться общая культура, этика, мировоззрение как феномены, базирующиеся на перечисленных характеристиках. Второй уровень – психологический, здесь должны быть проанализированы качества, которые необходимы для успешного выполнения деятельности в трактовке, принятой в профессиографии, а также некоторые параметры интеллекта. Третий уровень – психофизиологический – предполагает изучение свойств и способностей, в том числе и в той мере, в какой их требует деятельность данного специалиста. Свойства и способности, разумеется, не являются исключительно врожденными и подвержены влиянию социального окружения, воспитания и других факторов. Выделение их на психофизиологическом уровне сделано только для разведения этого уровня с психологическим.

Социологический уровень. Профессиональное мировоззрение, в первую очередь, включает систему взглядов, ценностей, убеждений, связанных с профессией. Оно отражает профессиональную направленность, ориентированность на работу или предпочтение ей других сфер жизни, например, досуга. Правильное формирование специалиста в этой сфере чрезвычайно важно, поскольку от того, какие профессиональные ценности имеет данный человек, зависят его поступки. Профессиональные ценности и психологические механизмы (установки, убежденность, например, в том, что твое решение правильно, что его реализации необходимо добиваться или отстаивать) оказываются часто решающими факторами в деятельности специалиста.

Вопросы профессиональной этики могут быть рассмотрены в модели с различных позиций. Профессиональная этика в значительной степени базируется на общечеловеческих этических требованиях, но имеются и специфические черты, характеризующие профессиональную этику некоторых конкретных специальностей. Не случайно, например, требования профессиональной этики медиков очень давно нашли отражение в клятве Гиппократа; существует профессиональная этика юристов, психологов, специалистов социальной работы. Есть все основания предполагать, что общество не случайно столь последовательно культивирует систему ценностей, норм, и требований в области морали, поэтому элементы профессиональной этики должны обязательно присутствовать в модели специалиста.

Существеннейший элемент модели – идеологический, поскольку профессионал не может не быть носителем тех или иных идеалов и убеждений. Изучение сформированных убеждений предельно важно, поскольку они наряду с профессиональными знаниями определяют поведение изучаемого специалиста в любой из многообразных ситуаций повседневной жизни. Знание недостатков в этой области позволит сделать процесс воспитания в вузе более соответствующим конкретным условиям и задачам.

Необходимо также остановиться на требованиях к уровню профессиональной культуры специалиста и тех свойствах чисто личностного плана, которыми должны обладать специалисты ряда профессий. Профессиональная культура любого специалиста становится мерилом его профессионализма как одна из наиболее емких его характеристик. Функции и стороны профессиональной культуры разнообразны. Например, умение предвидеть и оценить последствия своей профессиональной деятельности, умение на нужном уровне выполнять свою деятельность.

Психологический уровень. На этом уровне к специалисту должны быть предъявлены требования как к носителю данной профессии, в отличие от социологического уровня, требования которого относятся к широкому кругу профессий одновременно и могут быть сформулированы в достаточно общем виде. Психологический уровень, прежде всего, включает набор более специфических качеств, необходимых для выполнения конкретных обязанностей. Также в него должны входить те характеристики мышления, интеллекта, которые являются существенными для данной специальности. Есть ряд профессий, в которых по современным требованиям необходимо выработать особую ориентацию мышления – профессиональное мышление.

Профессиональное мышление есть способность специалиста рассмотреть любую проблему или ситуацию в первую очередь под углом зрения своей профессии. Мышление специалиста должно быть ориентировано таким образом, чтобы он мог оценивать со своих профессиональных позиций практически любое явление в сфере своей деятельности.

Результатом всех предпосылок и условий, в которых рождается специалист, должен быть его индивидуальный стиль деятельности. Причем стиль понимается как «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности»[20], с той поправкой, что эта система способов должна сложиться у каждого студента.

Психофизиологический уровень. Здесь должны выделяться и рассматриваться те способности и свойства, которые необходимы для успешного функционирования, например, усидчивость, скорость реакций. Именно этот уровень является «наиболее чувствительным» к профессии, специальности, т.е. набор способностей полностью определяется профессией в сравнении параметрами, рассмотренными на предыдущих уровнях. Здесь прежде всего имеется в виду, что некоторые качества (в отличие от способностей) являются общими для многих специальностей. Среди них такие, как ответственность, инициативность и т.д. Формирование этих качеств – общая задача всех вузов. Развитие же способностей сильно зависит от конкретной профессии, тем более, что учет их должен иметь место уже на этапе отбора в вуз и выбора специализации.

Модель специалиста включает следующие характеристики:

1) проблемы (задачи) – набор наиболее существенных проблем или задач, которые приходится решать данному специалисту в его повседневной деятельности;

2) типы деятельности – способы, приемы, с помощью которых решаются задачи и осуществляется деятельность;

3) функции – обобщенная характеристика основных обязанностей, выполняемых в соответствии с требованиями профессии;

4) пути решения, которые использует специалист, сталкиваясь с той или иной проблемой;

5) знания – те сведения теоретического и прикладного характера, которыми оперирует в своей деятельности специалист;

6) умения и навыки – приемы и способы, с помощью которых достигаются желаемые результаты;

7) качества – индивидуально-типические параметры личности, обеспечивающие успешность действий в избранной области;

8) установки, ценностные ориентации, мировоззрение.

Первые четыре характеристики описывают параметры деятельности, пятая - восьмая отражают особенности специалиста как человека – носителя определенных профессиональных функций. Разработка каждого параметра – длительный и сложный процесс в силу целого ряда причин. Анализ деятельности, например, эффективен лишь тогда, когда содержание каждого из параметров сформулировано с достаточной полнотой на нескольких уровнях детализации. Исследование параметров человека, особенно таких, как качества, установки, мировоззрение, усложнено, прежде всего, тем, что они формируются практически в течение всей жизни и зависят от множества факторов одновременно, в то время как в исследовании может быть получен некий срез, отражающий определенный временной интервал. Динамика же процессов, на фоне которых происходят изменения в изучаемых параметрах, уловима с большим трудом и малой точностью. Более того, в той области, которая связана с мировоззрением, убеждениями и идеалами, применение только эмпирического подхода к формированию модели невозможно, поскольку одну из целей нашего общества – воспитание человека – принципиально невозможно реализовать, базируясь исключительно на имеющемся эмпирическом описании.

Исходными при создании модели должны стать сведения о социально-профессиональном фоне, при котором развертывается деятельность изучаемых специальностей, что позволит сформировать модель, опираясь на знание наиболее существенных тенденций в области их деятельности. Изучение деятельности предполагает в первую очередь выбор тех конкретных людей, которые будут подвергнуты непосредственному исследованию. Далее необходимо выяснить, какие именно проблемы решает специалист и какие знания он при этом использует.

Таким образом, любая профессиональная деятельность характеризуется несколькими параметрами (в нашем случае их восемь). Каждый из параметров представляет собой набор пунктов, составляющих содержательно и структурно его основу.

Однако модель подготовки специалиста будет неполной, если в ней не будет представлена личностная составляющая профессионала.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.