Российский государственный торгово-экономический университет
Казанский институт (филиал)
Кафедра Мировая экономика
Одобрено УМС Казанского института (филиала)
Протокол №__ от «__»_______2011 г.
Председатель_______С.А. Отставнова
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Наименование дисциплины «Международная торговля»
Рекомендуется для направления подготовки 080100 «Экономика»
по профилю «Мировая экономика»
Квалификации (степени) выпускника: Бакалавр
Рекомендовано кафедрой:
Протокол №__ от «__»_______2011 г.
Зав. кафедрой__________ Г.М._Быстров
Казань. 2011г.
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы по профилю
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
5.3.Разделы дисциплин и виды занятий
6. Перечень семинарских занятий
7. Примерная тематика курсовых работ
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
10. Образовательные технологии:
11. Оценочные средства
11.1 Приложение №1 Оценочные средства для входного контроля
11.2 Приложение №2 Фонды оценочных средств текущего контроля
11.3 Приложение №3 Рубежный контроль
11.4 Приложение №4 Оценочные средства для самоконтроля
11.5 Приложение №5 Оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель учебного курса – формирование экономических знаний о базовых элементах в современной системе функционирования международной торговли; особенностях и тенденциях ее развития, которые формируются в современных условиях под влиянием процессов глобализации и интернационализации.
Задачи курса:
• изучить закономерности, тенденции и принципы развития системы международной торговли;
• рассмотреть понятие конкуренции в международной торговле, ее характер, факторы проявления, особенности и уровень на мировых экспортных рынках;
• ознакомить студентов с тенденциями и перспективами развития международной торговли на современном этапе;
• сформировать представление о составе и состоянии основных международных товарных рынков и характере их развития;
• научить анализировать особенности внешней торговли различных стран мира.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Международная торговля» входит в Б3. - профессиональный цикл, вариативную (профильную) часть. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями дисциплин: «Микроэкономика», «Макроэкономика», является логическим продолжением курсов: «Мировая экономика и международные экономические отношения», его усвоение необходимо для понимания дисциплин: «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности», «Международный бизнес».
Требования к входным знаниям:
Знать:
- основные понятия, показатели и закономерности развития экономики;
- структуру экономической системы и ее основные параметры;
- структуру национального рынка и его механизм;
- механизм равновесия национального рынка;
- знать тенденции и закономерности возникновения и развития мировой экономики, ее основные категории;
- систему современных международных экономических отношений;
- абсолютные, сравнительные преимущества А.Смита и Д.Рикардо;
- теорию факторов Хекшера-Олина;
- парадокс Леонтьева;
- факторы производства и структуру внешней торговли;
- теорию Рыбчинского;
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способности на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- способности выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способности выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);
- способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- содержание основных понятий – мировая, международная и внешняя торговля;
- состав структуры международной торговли и ее долевое распределение в рамках экспорта и импорта;
- содержание понятий «конкуренция», «конкурентоспособность» и «рейтинг конкурентоспособности стран» в системе международной торговли;
- состав и состояние основных международных товарных рынков и характер их развития;
- состояние международной торговли на современном этапе и перспективные тенденции ее развития;
- особенности внешней торговли различных стран мира.
Уметь:
- Анализировать конъюнктуру мировых товарных рынков
- определять количественные показатели оценки объемов международной торговли;
Владеть:
- понятийным аппаратом и важнейшими категориями современной международной торговли;
- навыками поиска и использования информации, необходимой для осуществления анализа современной международной торговли;