Итогом давно анонсировавшегося совещания правительства РФ по развитию российского автопрома стали очередные декларации о намерениях.
Вчера, 19 мая, прошло совещание правительства РФ, посвященное развитию автомобильной отрасли в России. Интригой мероприятия было то, что подготовка к нему началась еще в прошлом году, и отечественные производители автомобилей ожидали от совещания многого. По крайней мере, принципиального решения об ужесточении режима ввоза в страну легковых и грузовых иномарок, в первую очередь подержанных. Однако их ожидания не оправдались. На заседании правительства был принят лишь план мероприятий, направленных, в том числе и на поддержку отечественных автозаводов с 2005 по 2008 гг., но не более того. А глава Минпромэнерго Виктор Христенко уклонился от комментариев конкретных сроков и параметров ужесточения ввоза иностранных автомобилей в Россию, заявив, что определенность в этих вопросах будет появляться постепенно, в ходе осуществления мероприятий, предусмотренных планом.
Выступление Виктора Христенко на совещании правительства чуть было не превратилось в фарс. Коснувшись вопроса о возможном запрещении иномарок с правым рулем, он сказал: «Лично меня здесь волнует не левый или правый руль, или даже его отсутствие – может быть, вскоре вместо руля появится джойстик, – а одинаковые требования к технике, которая выпускается в обращение на российский рынок». Однако вторая часть его выступления прозвучала не так бодро и в общем свелась к декларации и так всем понятных задач без особой конкретики. В результате по итогам совещания был принят довольно общий «План реализации в среднесрочной перспективе (2005–2008 гг.) приоритетных задач, предусмотренных «Концепцией развития автомобильной промышленности России». Он включил в себя улучшение конкурентных условий; стимулирование инвестиций в автомобилестроение; разработку мер, способствующих трансферу технологий в автомобильной промышленности; обновление парка автомобильной техники, соответствующее международным требованиям по экологии и безопасности; повышение уровня обороноспособности государства за счет разработки и выпуска военной автомобильной техники нового поколения, в том числе двойного назначения.
Еще одна приоритетная задача – государственная экономическая поддержка отрасли. Ее можно назвать для российских автопроизводителей ключевой. Дело в том, что сегодня в Россию жестко ограничен лишь ввоз легковых иномарок старше 7 лет, и российские автопроизводители лоббируют радикальное повышение ввозных пошлин для 5-летних иномарок. Кроме того, в России до сих пор существуют так называемые правила временного ввоза, которые разрешают ввозить определенное количество подержанных грузовиков из-за рубежа вообще без всяких пошлин и налогов. Эти правила активно используют «серые» импортеры, а если транспортные средства ввозятся малыми партиями, то их можно не сертифицировать для эксплуатации на российских дорогах.
Однако в принятом правительством плане поддержка российского автопроизводителя также обозначена довольно обтекаемо. В основном она касается подготовки кадров для автомобильной отрасли и «разработки мер государственной поддержки экспорта продукции автомобилестроения» (субсидирование процентных ставок, оказание гарантированной поддержки, индивидуальные меры на целевых рынках 2005 г.).
«Расшифровывая» решение правительства по окончании совещания, Виктор Христенко все-таки заверил журналистов, что вопрос о регулировании ввоза подержанных иномарок обсуждается довольно активно. «В последнее время тема ввозных пошлин обросла мифами. И ходят слухи о том, что уже все принято и что (для российских автопроизводителей – RBC daily) произошло что-то страшное. Но это не так. В этом году начался второй этап реализации «Концепции развития автомобильной промышленности России в 2005–2008 гг.», который как раз и предусматривает выработку мер, связанных режимами ввоза автомобилей. В третьем-четвертом квартале 2005 г. этот вопрос будет обсуждаться, а до этого в непрерывном режиме продолжатся консультации с представителями отрасли», – сообщил журналистам Виктор Христенко. За время получасовой пресс-конференции он три раза уклонялся от комментариев возможных ограничений ввоза подержанных иномарок в Россию. «Что касается конкретных параметров, то в соответствии с планом мы будем выходить с актуальными вопросами. Предложения по ввозу легковых и грузовых автомобилей начнут рассматриваться в июле этого года», – сообщил журналистам глава Минпромэнерго.
Единственное, о чем Виктор Христенко сказал определенно, – это цели, которые за счет перечисленных мер правительство хочет достичь через 5 лет. «К 2010 г. в России будет производиться в два раза больше автомобилей, чем производится сейчас. При этом импорт легковых иномарок – новых и подержанных – сохранится на уровне 450-500 тыс. автомобилей. В 2004 г. в России было продано 1,6 млн легковых автомобилей, из которых 1 млн – отечественных. На заседании правительства мы изложили, что к 2010 г. этот объем производства автомобилей отечественных марок сохранится», – заявил министр.
Правда, прошедшее совещание правительства РФ в целом и заявления Виктора Христенко в частности, российских автопроизводителей не воодушевили. «Итогом совещания стало решение о подготовке мероприятий по реализации Концепции развития автомобильной промышленности России в ближайшей перспективе. В частности, были приняты решения по срокам этих мероприятий, по их исполнителям. Это значит, что работа над вопросом, как именно должен развиваться российский автопром, продолжается. Можно ли назвать результат совещания правительства удачным? Все зависит от того, какие решения, в том числе и по ввозным пошлинам для подержанных иномарок, будут приняты в конечном итоге», – прокомментировал RBC daily ситуацию Евгений Левичев, президент Объединения автопроизводителей России.
Обсудите ситуацию, рассмотренную в нижеприведенном материале.
Проанализируйте цели концерна Heineken на российском рынке. Каковы плюсы и минусы проникновения концерна на российский рынок для отечественных производителей.