Российский пивной рынок стал основным для голландского пивоваренного концерна.
На прошедшей вчера пресс-конференции, посвященной подведению итогов финансовой деятельности компании за первое полугодие 2005 г., исполнительный директор Heineken Тони Райс (Thony Ruys) заявил, что российский рынок стал основным для концерна. За первые шесть месяцев года ему удалось увеличить продажи своих марок в России на 50% благодаря приобретению ряда заводов, используя мощности которых Heineken планирует довести объемы реализации пива в нашей стране до 1,2 млрд л в год. Как считают аналитики, такая активность голландцев в России объясняется спадом на европейском рынке и их желанием поправить ситуацию за счет больших и перспективных, а главное понятных, рынков, к каким и относится российский.
Пивоваренный концерн Heineken был основан в 1863 г. Крупнейшим акционером компании является холдинг L'Arche, которому принадлежит 50,005% акций. Оставшиеся акции торгуются на Euronext. На сегодняшний день Heineken продает свою продукцию в более чем 170 странах мира. В 2004 г. вследствие спада продаж на ключевых рынках чистая прибыль концерна снизилась на 32,7% по отношению к 2003 г., составив 537 млн евро. В первом полугодии 2005 г. компании удалось переломить негативную тенденцию (продажи пива выросли на 3,3% – до 56,2 млрд л). Выручка возросла на 5,8% (до 5,1 млрд евро), но чистая прибыль все-таки снизилась на 8,2% (до 345 млн евро). В России компания начала работать в 2002 г., приобретя петербургский завод «Браво». За прошлый год Heineken значительно пополнил свои российские активы, став владельцем новосибирского завода «Собол бир» и компании ЦЕПКО, которой принадлежали пивзаводы «Шихан» (Стерлитамак) и «Волга» (Нижний Новгород). В этом году Heineken купила екатеринбургскую «Патру», комбинат «Степан Разин» (Санкт-Петербург). Последним приобретением Heineken стали «Пивоварни Ивана Таранова», которые голландцы купили в середине августа. Основные марки – «Бочкарев», «Охота», Heineken, Loewenbrau, Guinness.
Иностранные пивовары уже давно проявляют повышенный интерес к российскому рынку, что неудивительно, так как он имеет большой потенциал роста, и несмотря на постоянное увеличение потребления пива, до уровня ведущих «пивных держав» России еще далеко. Тем не менее на фоне общей тенденции скупки российских пивных предприятий иностранцами активность Heineken заметно выделяется. Вчера исполнительный директор Heineken Тони Райс (Thony Ruys) заявил, что в результате «ускоренной экспансии» на российский рынок, по итогам года компания будет контролировать 14% рынка, продав до 1,2 млрд л пенного напитка. Экспансия на российский рынок дорого обошлась Heineken: компания призналась, что потратила на скупку российских предприятий 1,2 млрд евро. Но в результате российский рынок, как вчера отметил г-н Райс, стал первым для Heineken по объемам продаж, обогнав рынки Испании и Польши.
В российском представительстве Heineken RBC daily отказались рассказать о причинах столь активной экспансии компании на российском рынке, сославшись на корпоративные правила. Основные западные конкуренты голландцев в России, как, например, компания Sun Interbrew, также не пожелали комментировать успехи Heineken, равно как и возможные последствия увеличения доли этой компании на российском рынке. Что же касается экспертов рынка, то они считают такую агрессивную стратегию Heineken неслучайной. Компания пришла на российский рынок одной из последних, когда на нем уже присутствовали другие западные гиганты. «Именно поэтому у Heineken был ограниченный выбор, и концерн был вынужден в момент выхода на российский рынок рассматривать покупку тех производителей, которых еще не приобрели», – заявил RBC daily Павел Парфенов, директор по маркетингу и PR консалтинговой компании «АксионБКГ». «Когда Heineken пришел на российский рынок, на нем осталось только три крупных местных игрока – «Красный Восток», «Очаково» и «ПИТ», (последний они недавно купили), поэтому им пришлось покупать активы средней мощности, – сказал RBC daily аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. – При этом на средства они не скупились, переплачивая за предприятия почти 30% их реальной стоимости».
Г-н Кочетков из ИК «Финам» поясняет, что к агрессивности Heineken могла подтолкнуть стагнация европейского рынка. «Для мировых пивоваренных компаний с точки зрения инвестиционной привлекательности остаются только два рынка – это Китай, где самый большой рынок потребления пива, и Россия, – считает эксперт. – В Китай пивовары пока не очень активно идут, потому что там потребитель ориентирован больше на местные сорта со своей вкусовой спецификой, и, кроме того, там есть определенные политические риски – менее понятны правила ведения бизнеса. Остается Россия, которая, во-первых, территориально близка, а во-вторых, наши активы, несмотря на то, что их стоимость за последние два года выросла почти вдвое, все равно относительно дешевы в сравнении с европейскими».
И, судя по всему, голландцы не собираются останавливаться на достигнутом: известно, что сейчас Heineken ведет переговоры с одним из последних независимых российских пивных производителей – компанией «Очаково». Если концерну удастся купить «Очаково», а SABMiller – «Красный Восток», то можно говорить, что на российском рынке не останется крупных отечественных производителей. После этого иностранцы станут строить новые заводы, полагает Владислав Кочетков. По его информации, такие планы есть у Sun Interbrew и Heineken, которые могут объявить о начале строительства своих предприятий уже в ближайшее время.