Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этапы работы на линии времени



Приведенная ниже схема облегчит вам начало не­посредственного процесса работы на линии времени. Выполняя эту последовательность этапов, вы сможе­те побудить клиента начать психотерапевтический процесс. На основе изучения психотерапевтических методик Ричарда Бэндлера Тэд Джеймс разработал следующую процедуру направления клиента к пси­хотерапевтическому вмешательству.

1.Установление раппорта

Перед любым психотерапевтическим вмешатель­ством всегда устанавливайте раппорт с клиентом. Перед переходом к непосредственному вмешатель­ству проверяйте раппорт.

2. Сбор информации

Когда клиент приходит к вам, он находится под влиянием следствия некоторой причины. Ваша ра­бота включает перемещение его к причине. Исполь­зование метамодели и других навыков консультиро­вания, которые вам, возможно, известны, позволя­ет собрать столько информации о клиенте, сколько вы считаете нужным. Помните, что метамодель при­водит вас к глубинной структуре, лежащей под дан­ными поверхностной структуры. Вы вызываете по­стоянные изменения в глубокой структуре. Перед началом психотерапии посвятите от тридцати ми­нут до одного часа сбору информации. Ваша цель заключается в том, чтобы добраться до большей проблемы.

3. Переход от следствия к причине

НЛП и работа на линии времени используются главным образом на уровне процессов. Когда клиент приходит к вам и говорит: «Я в депрессии», - вы пе­ремещаете его от следствия к причине, спрашивая: «Как вы делаете это?». Клиент, вероятно, скажет: «Что вы имеете в виду? Как я делаю что?» Вы отве­чаете: «Я хочу знать, что вы делаете внутри своей головы для того, чтобы вызвать у себя процесс де­прессии».

«Депрессия» является примером номинализации. Большинство проблем, с которыми люди приходят к вам, выражаются в виде номинализации. Можете ли вы поместить депрессию в тачку? Можно ли помес­тить в тачку вину, тревогу, страх и стыд? Вы переме­стите клиента к причине/выбору тогда, когда превра­тите их номинализированные проблемы в процесс.

Вопрос «Как вы делаете это?» хорошо подходит для работы с номинализациями. Он также применя­ется ко всем видам чтения мыслей и причинно-след­ственных отношений. Когда вы задаете вопрос «Как вы делаете это?», вы обычно диссоциируете клиента от его проблемы. Некоторые клиенты могут быть ас­социированы со своим проблемным состоянием, по­этому они диссоциируются (становятся «мета») для того, чтобы увидеть, как они создают проблему. Со­стояние диссоциации позволяет им описать, как они делают это. Если у них есть фобия или тяжелая трав­ма, они должны запустить стратегию создания про­блемы. В противном случае вы сами должны захо­теть, чтобы они запустили стратегию создания проблемы. Затем вы сможете откалибровать (заметить невербальные компоненты их поведения, то есть вы­ражение лица, дыхание и т. д.) то, как они запускают свое проблемное состояние. Это позволит вам узнать, когда психотерапия завершена. Если они не могут запустить стратегию еще раз, вы добились желаемо­го результата.

4. Научите меня, как делать это

Когда клиента диссоциируется от своих проблем при помощи вопроса «Как вы делаете это?», вы мо­жете диссоциировать его далее. Скажите клиенту: «Как я делаю это?». Он, вероятно, опять спросит: «Что вы имеете в виду? Как вы делаете что?» Вы от­вечаете: «Просто предположите, что я вынужден за­менить вас сегодня. Как я должен был бы выполнять процесс введения себя в депрессию?» Вы хотите узнать его стратегию создания проблемы. Этот во­прос заставит клиента объяснить происходящие внутри его головы процессы создания проблемы. Объясняя проблему, клиент диссоциируется от нее.

Недавно моя соседка попросила у меня помощи. У Дианы были серьезные проблемы со здоровьем. Мало того, ее мать пыталась покончить с собой за несколько недель до этого. Она почти преуспела в этом. Диана провела большую часть дня, плача в сво­ей постели. В ответ на мой вопрос «Как вы делаете процесс плача?», она сказала: «Я вижу себя у гроба матери». Диана создала картину (как и большинство людей) своей проблемы. Этот пример иллюстриру­ет, что именно вы стремитесь получить от клиента. Поэтому я сказал ей: «Итак, я создаю в своей голове картину себя, стоящего у гроба своей матери? Да, это может заставить меня заплакать».

Боб: «Диана, эта картина расположена близко или далеко?»

Диана: «Близко».

Боб: «Если вы перемещаете ее вдаль, она продол­жает действовать на вас?»

Диана: «Да».

Боб: «Где она расположена? Сверху или снизу? Справа или слева относительно вас?»

Диана: «Она расположена снизу и справа относи­тельно меня».

Боб: «Если вы перемещаете ее вверх и влево, она продолжает действовать на вас?»

После некоторых усилий Диана переместила об­раз и сказала: «Он все еще причиняет мне страдания, но далеко не такие сильные».

5. Прерывание стратегии

Что случилось? Стратегия плача Дианы заключа­лась в том, что она сначала видела себя у гроба ма­тери. Заметьте: чтобы увидеть себя у гроба, Диана должна была диссоциироваться. Мое первое предпо­ложение о субмодальном драйвере той картины ока­залось неверным. В случае Дианы расстояние не вы­ступало в качестве драйвера. Однако когда она пере­местила образ снизу справа (кинестетика) вверх влево (визуальное вспоминание), ее эмоции изме­нились.

Этот процесс «разлаживает» проблему клиента, прерывая стратегию. Такие процедуры прерывают стратегию. Сначала вы должны получить у клиента образ и субмодальности проблемы. Затем вы пробу­ете драйверы. Вы просто экспериментируете. Если хотите, доведите субмодальности до предельных зна­чений. Когда вы говорите клиенту: «Переместите ее вдаль и посмотрите, будет ли она действовать на вас, он фактически попытается сделать это так, как слы­шит в высказывании. Доведение субмодальностей до предельных значений берет начало в модели Бэндлера «Разрушение навязчивости».

Если вы случайно выберете субмодальный драй­вер, клиент может в итоге прийти к уничтожению стратегии. Если бы в вышеприведенном примере рас­стояние выступало в качестве драйвера, Диана мог­ла бы перемещать картину вдаль, до тех пор, пока она не исчезла бы. Тогда бы ее внутренняя репрезента­ция распалась. В НЛП мы называем это преодолени­ем порога. Если такое происходит, клиент больше не может запустить данную стратегию. Иногда вы смо­жете обнаружить, что соответствующие последова­тельности вопросов могут привести к уничтожению проблемы. В лучшем случае это приведет к разруше­нию стратегии.

6. Обнаружение исходной причины

Вышеописанная процедура часто позволяет вам обнаружить исходную причину проблемы. Иногда она является только первым этапом, и для того что­бы обнаружить исходную причину, вам нужно задать некоторые другие вопросы. Когда вы завершите пя­тый этап, спросите клиента: «Что является исходной причиной этой проблемы; отсоединение от чего при­водит к исчезновению проблемы? Если вы знаете, то скажите, было это до вашего рождения, во время него или после?». Запомните этот вопрос. Если клиент ответит: «Я не знаю», скажите: «Знаете, я ценю то, что вы думаете, что не знаете, но просто предполо­жите, что вы знаете... это было...?». Если клиент от­вечает: «После моего рождения», вы говорите: «Хо­рошо, в каком году?».

Если клиент говорит: «До моего рождения», вы го­ворите: «Хорошо, это было тогда, когда вы находились в утробе матери, или до того?» Если клиент говорит: «В утробе», вы говорите: «Хорошо, на каком месяце?».

У меня было много клиентов, которые находили исходную причину своих проблем в том времени, ког­да они находились в утробе матери. Помните, что воп­рос при работе на линии времени обращен к подсознанию. Когда я впервые начал использовать работу на линии времени, ко мне пришла жена одного из моих друзей, священника. Я (Б. Б.) спросил ее: «Если бы вы знали основную причину своей проблемы, такую, что отсоединение от нее привело бы к исчезновению про­блемы, то она бы имела место до вашего рождения, во время него или после?» Сандра немедленно ответила: «До рождения». «Хорошо, это было, когда вы находи­лись в утробе матери, или до того?» «В утробе» «Хо­рошо, на каком месяце?» «Это было на четвертом ме­сяце». И на ее лице, и на моем появилось удивление. «Я слышала, как мать сказала: "Господи, меньше все­го я нуждаюсь еще в одном ребенке"». Жена моего друга была пятым ребенком. Она росла, ощущая себя нежеланной. Исходная причина относилась к тому времени, когда она находилась в утробе матери.

Современная медицина располагает большим ко­личеством фактов, не оставляющих сомнения в том, что плод реагирует на внешние стимулы. Отцы раз­говаривают со своими детьми, находящимися в утро­бе матери. Если отец делал это, новорожденный бу­дет реагировать на голос отца, а не на голос какого-нибудь другого человека. Исследования убедительно указывают на то, что ребенок в утробе матери слы­шит, чувствует и учится. На основе этого раннего опыта, получаемого во время внутриутробного раз­вития, начинают формироваться установки и пред­положения относительно себя.

Что вы можете предпринять, если на вопрос: «В утробе или до того?» клиент ответит: «До того»? Иногда вы будете получать такой ответ. При работе на линии времени вам следует в ответ на это спро­сить: «Это было в прошлой жизни или передалось к вам вместе с генами?». Очевидно, что в наше время иудейско-христианское сообщество не верит в суще­ствование прошлых жизней. Некоторые другие рели­гии убеждены в обратном. Там, где я живу, в Север­ной Каролине, я получил только два ответа, относя­щихся к прошлой жизни. Во время одного из моих НЛП-тренингов я использовал линию времени для работы с одной женщиной из Канады. Она ответила: «В прошлой жизни». Что я сделал? Я присоединил­ся к ее модели мира и продолжил. Во многих случа­ях клиенты упоминают о существовании исходной причины в линиях времени родителей или дедов. Часто они уходят еще дальше по генеалогическому дереву. Что вы делаете в таких случаях? Вы застав­ляете их подняться над своими линиями времени и переместиться к исходной причине. Приведите их назад, к основной причине, и неважно, сколько поко­лений они должны преодолеть. Этот ответ исходит из подсознания клиента. Следовательно, для того, чтобы изменение было постоянным, вы должны про­делать весь путь до исходной причины.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.