Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сложности при извлечении линии времени



Для установления линии времени у многих людей достаточно просто попросить их указать в направле­нии расположения их прошлого и будущего. Однако если в вашем случае это не работает, вам, возможно, нужно потренироваться в видении визуальных обра­зов своих воспоминаний. Ранее мы просили вас вспомнить ряд дел, которые вы регулярно делаете. Вы вспоминали, как делаете их в прошлом и представляли в будущем. Было ли это легко? Если вы были способны сделать это, то ряд картин прошлого и будущего репрезентирует вашу линию времени. У меня были клиенты, которые говорили: «Я могу получить картины, но они не настолько ясны, как если бы я смотрел на них». Большинство людей име­ют такой опыт, и это хорошо, потому что это означа­ет, что они могут сказать, когда они находятся в состоянии «аптайм» и когда они вспоминают. Полез­ное различие! Мы не хотим, чтобы ясность вспоми­наемого образа была такой же, как и ясность действи­тельности. Использование этой техники воспроизве­дения ряда событий, относящихся к различному возрасту, является эффективным средством извлече­ния линии времени. Вы можете попросить клиентов вспомнить счастливые события, произошедшие за определенное количество лет. Попробуйте это сами.

Вы все еще не знаете положение своей линии вре­мени? Не волнуйтесь. Давайте попытаемся. Просто предположите, что вы знаете положение своей ли­нии времени. Попросите свое подсознание взять на себя управление вашим пальцем. Оно знает, какой палец, на какой руке указывает в направлении ваше­го прошлого. Если бы вы знали положение своего прошлого, то в каком направлении вы бы указали? Когда ваше подсознание укажет на прошлое, побла­годарите его. Теперь, подсознание, скажи, в каком направлении я располагаю будущее? Позвольте ему указать вашим пальцем в направлении вашего будущего.

Вы все еще не знаете положение своей линии вре­мени? Не волнуйтесь. Вы не вступаете в клуб чуда­ков. Я извлек много линий времени. Многие Клиен­ты отвечали немедленно, когда я просил их указать в направлении их линий времени. У меня (Б. Б.) была только одна неудача.

Мой друг Рэнди испытывал сложности при созда­нии картин в своей голове. Рэнди осуществлял репрезентации, главным образом, кинестетически. По­этому я сделал так, чтобы он расположил свою ли­нию времени на полу. Я попросил Рэнди представить свою линию времени на полу, сделав ее длиной де­сять или пятнадцать футов. Затем Рэнди разместил воспоминания на своей линии времени. «Рэнди, вот твоя линия времени на полу, какой ее конец пред­ставляет твое прошлое, а какой настоящее?» Он ска­зал мне, какой конец представляет прошлое, а какой настоящее. Затем я предложил Рэнди пройти по сво­ей линии времени. Я всегда пытаюсь вызвать визу­альные репрезентации. Однако вы можете оказаться как раз одним из тех, кто испытывает при этом слож­ности. Прогулка по своей линии времени является одним из вариантов.

Могу я предупредить вас? Вы помните про ассо­циацию и диссоциацию? Основной ключ к эффек­тивности линии времени заключается в том, что она диссоциирует человека с его воспоминаниями. Про­гулка по линии времени мешает этому. Клиент с лег­костью ассоциируется с каждым воспоминанием. Однако НЛП предлагает методы, позволяющие на­учить клиента диссоциироваться при прогулке по линии времени*. Благодаря такой диссоциации рабо­та на линии времени оказывается эффективным при­емом в удалении эмоциональных страданий при по­мощи рефрейминга.

При извлечении линии времени обращайте больше внимания на процесс припоминания.

При извлечении линии времени обращайте боль­ше внимания на процесс припоминания. Спрашивай­те о воспоминании, а не о содержании. Знайте, что когда люди начинают описывать содержание воспо­минаний, они перешли к содержанию, а не к образу воспоминания. Побудите их фокусироваться на вос­поминании, то есть на положении припоминаемого образа.

* Роберт Дилтс в своей книге «Изменение убеждений с помощью НЛП» широко использует понятие прогулки по линии времени. Мы рекомендуем читателю эту книгу как пример прекрасного использования данного понятия при изменении убеждений и реймпринтинге.

Рефрейминг частей

Вы все еще испытываете сложности, пытаясь уви­деть свою линию времени? Если это так, у вас, воз­можно, есть абстрактная часть, которая возражает против того, чтобы вы видели свою линию времени. Цель этой части может заключаться в защите вас от некоторого воспоминания или воспоминаний про­шлого. К сожалению, многие люди пережили тяже­лое детство. Болезненные воспоминания об этом скрыты в глубинах бессознательного разума. Ваша защитная часть скрывает эти воспоминания от созна­ния. Иногда сознание создает неосознаваемые части для подавления болезненных воспоминаний, чтобы иметь с ними дело как бы сознательно, но не реалис­тично. Поблагодарите эту часть за то, что она защи­щала вас все эти годы. Убедите ее в том, что вы уже достигли того возраста и той мудрости, когда може­те принять болезненные воспоминания, чтобы рас­смотреть и трансформировать их. Скажите этой час­ти, что у вас есть другие способы самозащиты. Убе­дите ее в том, что она не будет уничтожена и что ваша цель заключается в том, чтобы позволить ей выпол­нить свое самое важное для вас намерение. Вступите в контакт с этой частью, которая, без сомнения, убеж­дена в том, что она защищает вас, и спросите ее, в чем заключаются ее намерения/цели по отношению к вам. Когда вы получите ответ, спросите ее, в чем для вас заключается цель/намерение этого ответа. Про­должайте задавать этот вопрос, пока не получите на­мерение/цель, которые дадут вам разрешение вер­нуться и очистить старые воспоминания. Я вас уве­ряю, что если вы продолжите задавать вопрос о самом важном намерении/цели, вы получите поло­жительный ответ. А этот положительный ответ даст вам разрешение на установление своей линии време­ни и, в конечном счете, на рефрейминг (лечение) про­блемы, когда вы обнаружите новые ресурсы.

«Сквозь время» и «во времени»

Появляются ли образы прошлого, настоящего и бу­дущего перед вами? Если это так, вы функционируете как человек «сквозь время». Ваша линия времени тянется

Рис. 16.1. «Сквозь время» и «во времени»

справа налево или, может быть, сверху вниз или может даже образовывать угол или букву «V». Может наблюдаться любая комбинация. Однако все картины, образующие вашу линию времени, будут появляться где-нибудь перед вами. Человек «сквозь время» обыч­но действует в англо-европейском режиме времени. Если вы располагаете какие-нибудь образы линии вре­мени позади себя, так, что линия проходит сквозь ваше тело, то вы, вероятно, действуете в арабском режиме времени, как человек «во времени» (рис. 16.1).

Линия времени влияет на личность человека (см. книгу Холла и Боденхамера «Постижение человека: планирование с помощью метапрограмм», 1997). Как упоминалось ранее, ваша линия времени может иметь любое направление. Линия времени может выглядеть прямой линией, спиралью или петлей. Вы можете функционировать в режимах «сквозь время» или «во времени». Люди «сквозь время» обычно диссоциированы от своих воспоминаний. Они видят себя в своих воспоминаниях. Из-за того, что их ли­нии времени располагаются перед ними, время для них часто имеет высокую ценность. Этим людям трудно впустую тратить время. Человек «сквозь вре­мя» всегда будет стремиться не прогадать.

Линия времени влияет на личность человека.

Вы, возможно, хорошо знакомы с опросчиком «Индикатор типов Майерс-Бриггс». Человек «сквозь время» по Майерс-Бриггс оценивается как «ориен­тированный на суждения». «Ориентированный на суждения» «сквозь время» любит организацию. Он будет делать что-либо шаг за шагом. Он любит про­цедуру. Время у него функционирует всегда на созна­тельном уровне. Вы можете быть уверены в том, что человек «сквозь время» придет на встречу вовремя. Таким людям нравятся карманные календари, и они носят их с собой. Человек «сквозь время» любит цели и регулярно задает их. Он нуждается в закры­тости. Человек «сквозь время» скажет: «Давайте ре­шим это сейчас и продолжим действовать».

Человек «сквозь время» по Майерс-Бриггс оценивается как «ориентированный на суж­дения». Человек «во времени» сравнивается по Майерс-Бриггс с «перцептивно-ориенти­рованным» типом.

Человек «во времени» сравнивается по Майерс-Бриггс с «перцептивно-ориентированным» типом. Помните, что если какая-нибудь часть линии времени человека располагается позади его, он живет «во времени». Прошлое человека «во времени» обычно располагается позади него. С другой стороны, чело­век «сквозь время» видит свое прошлое перед собой (обычно слева). Поэтому прошлое может преследо­вать человека «сквозь время» сильнее, чем человека «во времени». Оба этих варианта по-своему ценны.

Однако человек «во времени» испытывает слож­ности с освобождением от эмоций. В отличие от че­ловека «сквозь время», человек «во времени» скло­нен ассоциироваться со своими воспоминаниями. Такие люди смотрят на прошлое своими собственны­ми глазами. Поэтому они ощущают прошлое так, как если бы оно происходило сейчас. Для людей «во вре­мени» работа на линии времени является счастливой находкой. Она позволяет им диссоциироваться от своего прошлого, осуществить рефрейминг пробле­мы и освободиться от эмоций.

По Майерс-Бриггс, человек «во времени» оцени­вается как перцептивно-ориентированный. Организованность не является свойством человека «во вре­мени». Он живет сейчас, наслаждаясь моментом. Из-за того, что люди «во времени» живут сейчас, они хорошие любовники. Время не кажется им важным. С другой стороны, человек «сквозь время» может ис­пытывать трудности, живя сейчас. Прошлое и буду­щее человека «сквозь время», как и сейчас, всегда существуют в настоящем. Помните, что линия вре­мени человека «сквозь время» всегда полностью рас­полагается перед ним.

Человек «во времени» всегда живет настоящим и желает наслаждаться им сейчас. Любимым выраже­нием человека «во времени» может быть «Немедлен­но будь здесь». Живя в состоянии постоянной ассо­циации, человек «во времени» может каждую неде­лю испытывать различные проблемы. Когда ему захочется, человек «во времени» может вспомнить и заново пережить любое воспоминание или состоя­ние. Люди «во времени» испытывают трудности с чувством времени и для них непросто прибыть на встречу вовремя. Из-за того, что они живут настоя­щим моментом, они могут забыть о следующей встрече. Ежедневники и списки дел имеют малую важность для людей «во времени». Они могут ис­пользовать их в своей жизни, но не ожидайте, что они им понравятся. Относясь к перцептивно-ориентиро­ванному типу, они действуют противоположно ори­ентированным на суждения людям. Человек «во вре­мени» не хочет немедленного решения всех проблем; он желает, чтобы варианты были открытыми. Люди «во времени» приспосабливаются к той жизни, кото­рая есть.

Может ли кто-нибудь действовать, сочетая харак­теристики и человека «сквозь время», и человека «во времени»? Да, многие определенно могут. В различных контекстах вы можете проявлять обе формы поведения. Цель НЛП заключается в увеличении вари­антов выбора. Некоторые люди с пользой действуют в обоих режимах времени.

Иногда вы будете сталкиваться с людьми, которые испытывают сложности при доступе к одиночному воспоминанию. Это может быть вызвано тем, что схожие воспоминания сгруппированы вместе. Хотя я не могу научно обосновать это, мой психотерапев­тический опыт показывает мне, что такое явление существует. Жестокое обращение, страдания, несча­стья и т. д. создают у человека нежелательные фор­мы поведения, такие как депрессия, приступы пани­ки, тревожные расстройства и т. д.

Например, случалось ли, что кто-нибудь напоми­нал вам значимого для вас человека и тем самым запускал у вас изменение, приводящее к нежелатель­ному состоянию? Это происходило, хотя вы знали, что это не тот человек, который первоначально по­влиял на ваше состояние. То, что незнакомец напо­минал значимого для вас другого человека, запуска­ло гештальт воспоминания об этом человеке. Это объединение воспоминаний и дает работе на линии времени его силу. Воспоминания являются результа­том личностной истории.

Гештальт или группировка воспоминаний обычно являются результатом того, что мы называем значительными эмоциональными болезненными пережи­ваниями. Значительное эмоциональное болезненное переживание происходит тогда, когда мы встраива­ем нечто, полученное при переживании высокой ин­тенсивности. Модель работы на линии времени состоит

Другие похожие воспоминания, связанные со значительным эмоциональным болезненным переживанием

Рис. 16.2. Гештальт и значительные эмоциональные болезненные переживания

 

 

из гештальта или группировки наших воспоми­наний на эмоциональном уровне (см. рис. 16. 2.). Я (Б. Б.) убежден в том, что это происходит на не­рвном уровне и связано с активностью нейротрансмиттеров. Нейротрансмиттеры - это те химические посредники, которые позволяют одной нервной клет­ке осуществлять коммуникацию с другой. Любой стимул или якорь, который запускает одно воспоми­нание, будет запускать целый гештальт.

Гештальт или группировка воспоминаний обычно являются результатом того, что мы называем значительными эмоциональными болезненными переживаниями.

Я (Б. Б.) знал о существовании этой модели до того, как осознал ее. У меня в приходе были люди, которые не любили меня, что было вызвано обобще­нием. Некоторые даже покинули церковь. Пытаясь найти причину этого, я обнаружил, что напоминаю им отца, который эмоционально оскорблял их. Моя сильная личность выступала в качестве триггера, за­пускавшего целый отрицательный гештальт воспо­минаний об отце. Один человек сказал: «Даже ваш голос звучит как голос моего отца!» Гештальт всегда имеет триггер (якорь). Когда бы вы ни увидели, услышали или почувствовали что-нибудь похожее на исходный триггер, запустится целый гештальт. Рабо­та на линии времени при помощи рефрейминга со­держания воспоминания на метауровне приведет к сдвигу субмодальной структуры воспоминания и из­менению эмоциональной части гештальта. Это при­ведет к удалению триггера. При работе на линии вре­мени изменяется вся ментальная стратегия значений, которыми мы их наделяем, с телом. При работе на линии времени мы не

Удаляя эмоциональную часть гештальта, ра­бота на линии времени удаляет триггер.

воздействуем на саму эту связь. Вместо этого мы позволяем клиенту осво­бодиться (осуществить рефрейминг воспоминаний) от эмоционального содержания воспоминания, и при этом разрывается связь воспоминаний, так как изме­няется процесс нейротрансмиссии. Воспоминания остаются, но работа на линии времени позволяет че­ловеку осуществить полный рефрейминг воспомина­ния, изменяя эмоциональную реакцию. Таким обра­зом, осуществляя рефрейминг значительного эмоци­онального болезненного переживания, человек, образно говоря, выходит из этой последовательнос­ти, и гештальт больше не запускается, как это было раньше.

Помните, что люди «сквозь время» все свои воспо­минания располагают перед собой. Так как все их воспоминания находятся перед ними, то, теоретически, они будут испытывать большее влияние своих болез­ненных воспоминаний, чем люди «во времени». Од­нако люди «во времени» также создают гештальт вос­поминаний и также испытывают их влияние. В самом деле, из-за того, что люди «во времени» склонны ассоциироваться со своими воспоминаниями о прош­лом, они могут «ощущать» их интенсивность в большей степени, чем люди «сквозь время», которые склонны диссоциироваться от своих воспоминаний.

Люди «сквозь время» создают гештальт своих вос­поминаний с большей легкостью, чем люди «во времени». Когда вы попросите человека «сквозь время» получить доступ к конкретному воспоминанию, он может испытывать сложность при выделении гештальта. Вместо того чтобы увидеть одно воспоми­нание, он может увидеть несколько. Когда это про­исходит, попросите клиента представить свои вос­поминания так, как если бы они находились в фото­альбоме. Затем пусть он перелистывает страницы в обратном порядке. Это поможет ему получить доступ к отдельным воспоминаниям. (См. раздел «Трансдеривационный поиск» в главе 13.)

Посмотрите на линию между отдельными воспо­минаниями (рис. 16.2) и скажите, что она содержит. Линия обозначает нервные импульсы, запускающие эмоции. Нейротрансмиттеры – это химические по­средники, которые передают информацию между двумя нервными клетками. Окружности обозначают воспоминания (значительные эмоциональные болез­ненные переживания). Эмоции являются результа­том взаимодействия этих воспоминаний с телом. Вспомните, базовая модель НЛП учит нас, что наши состояния являются результатом осуществляемого при помощи центральной нервной системы взаимо­действия внутренних репрезентаций и словесных.

Периоды развития

Хотя работа на линии времени формально не яв­ляется частью НЛП, она касается значительных эмоциональных болезненных переживаний, а гештальт предоставляет области для изменений. Обнаружение исходной причины отрицательного состояния явля­ется ключом к успешной и полной психотерапии. Где клиент располагает исходную причину первого зна­чительного эмоционального болезненного пережива­ния проблемы? Как только вы узнаете положение первого значительного эмоционального болезненно­го переживания, вы сможете использовать работу на линии времени для рефрейминга отрицательных эмоций из целого гештальта.

Как только вы узнаете положение первого значительного эмоционального болезненно­го переживания, вы сможете использовать работу на линии времени для удаления всех отрицательных эмоций из целого гештальта.

Тэд Джеймс, первый разработчик «психотерапии на линии времени», указывая на три основных этапа развития, через которые проходят все, опирался на работу социолога Мориса Масси. Масси называл эти три основных периода периодом отпечатков, кото­рый имеет место с рождения до семилетнего возрас­та, периодом моделирования, который начинается в 8 лет и продолжается до 13 лет, и периодом социа­лизации, который начинается примерно в 14 лет и продолжается до 21 года. Знание этих периодов по­может вам при установлении положения и избавле­нии от значительных эмоциональных болезненных переживаний.

Период отпечатков

В период отпечатков (от рождения до семи лет) разум ребенка функционирует как губка. Развитие ментальных фильтров (сознания) в этом раннем воз­расте не происходит. Поэтому ребенок усваивает уро­ки и поведение своих родителей и других значимых взрослых. Из-за того, что большая часть изученного в этот период располагается в подсознании, многие воспоминания о событиях этого периода находятся вне сознательной осведомленности. Метамодель и языковые паттерны Милтон-модели позволяют обнаруживать эти вытесненные воспоминания.

В этот период у ребенка развивается понятие о Боге/божественном. Попробуйте предположить, от кого они узнают о понятии Бога? Правильно, от отца. Если отец любит ребенка и заботится о нем, ребенок вырастет с убеждением, что Бог также любит своих детей и заботится о них. Если отец обращается с ребенком жестко и даже жестоко, ребенок вырастет с убеждением, что Бог также обращается со своими детьми жестко и жестоко. Работа на линии времени предоставляет средство для реймпринтинга этих воспоминаний. Большая часть вашей работы с линией времени и значительными эмоциональными переживаниями будет связана с воспоминаниями, образо­ванными в период формирования отпечатков на ли­нии времени клиента.

Работа на линии времени предоставляет средство для реймпринтинга этих воспоми­наний.

Период моделирования

В период моделирования (между восемью и 13 го­дами) ребенок начинает моделировать поведение окружающих его людей как бессознательно, так и со­знательно. До семилетнего возраста ребенок не различает себя и своих родителей. Однако примерно в восемь лет он начинает замечать различия между собой и родителями. У него также развивается осо­знание других окружающих его людей. Он начинает моделировать поведение своих кумиров. Личные ценности начинают формироваться в восьмилетнем возрасте. Масси утверждает, что в этот период фор­мируются наши основные ценности. По Масси, особенно важен десятилетний возраст. Какие значимые события, произошедшие в вашей жизни, когда вам было десять лет, определили ваши ценности? Масси убежден в том, что ваши жизненные ценности определяются вашим миром в десятилетнем возрасте. Когда вы имеете дело с людьми, у которых пробле­мы с ценностями, ищите неприятности, случившие­ся в периоде моделирования.

Период социализации

Период социализации — это возраст от 14 лет до 21 года. На этом этапе развития человек начинает взаимодействовать с другими людьми. В этот пери­од формируются взаимоотношения и социальные ценности. Эти взаимоотношения и социальные цен­ности обычно сохраняются до конца жизни. Работа на линии времени предоставляет средства изменения этих ценностей. Если клиент испытывает трудности в социальных областях своей жизни, вы можете сна­чала поискать их исходную причину в данном пери­оде. Однако подобные проблемы могут иметь нача­ло также в периоде моделирования или периоде от­печатков.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.