Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование «анализа стратегий» отслеживания ментальных процессов



Резюмируя стратегии, Дилтс, Бэндлер, Гриндер и Делозье (Dilts, Bandler, Grinder & DeLozier, 1980) пишут:

«Все наше явное поведение управляется стратегиями внутренней обработки. Каждый из нас обладает конкретным набором стратегий, с помощью которых мотивирует себя встать утром из постели, делегирует служащим обязанности, обучается и преподает, проводит деловые пере­говоры и т. д.».

Мы анализируем стратегию, разбивая ее структу­ру (ТОТЕ) на компоненты репрезентаций и находя порядок (последовательность) использования этих репрезентаций при конкретном действии. При этом мы «узнаем», что мозг делает (репрезентативно) для создания опыта на уровне нервных процессов. Согласно модели ТОТЕ, при этом мы осуществляем проверку входной информации; совершаем над ней действия; возможно, возвращаемся к повторной проверке и, в конечном счете, выходим из «про­граммы».

Мы анализируем стратегию, разбивая ее структуру (ТОТЕ) на компоненты репрезента­ций и находя порядок (последовательность) использования этих репрезентаций при кон­кретном действии.

Выражаясь образным языком, мы можем думать о репрезентациях как о кнопках телефона, которые мы нажимаем, когда хотим позвонить кому-нибудь. Если мы хотим пойти на вечеринку, мы должны вве­сти определенные сигналы (цифры телефонного но­мера) в определенной последовательности. Анало­гично, упорядочение наших внутренних репрезента­ций приводит к различным результатам, что зависит от вводимых сигналов и их последовательности. Если мы вводим последовательность репрезентатив­ных действий (видение, слышание, ощущение и т. д.), которая приводит к получению доступа к умствен­ным и эмоциональным ресурсам, мы узнаем струк­туру этого опыта.

Выражаясь образным языком, мы можем ду­мать о репрезентациях как о кнопках телефо­на, которые мы нажимаем, когда хотим по­звонить кому-нибудь.

Аналогичным образом, в результате неправильной стратегии мы выбираем несоответствующую информацию. При использовании стратегий могут на­блюдаться и другие проблемы: у нас может развиться негибкость; мы можем чрезмерно обобщить наши стратегии; «застрять» на них, как в случае проблем­ных форм поведения, таких как фобические реакции, потеря самообладания или поспешные выводы, или мы можем настроиться на несоответствующую ин­формацию в другой репрезентативной системе.

Создание «модели стратегий»

Отслеживание процессов, которые происходят в мозге при создании переживаний, предполагает на­личие многих навыков. То, что делает мозг, создавая результаты, и как он при этом реагирует, определя­ется стратегиями, поэтому мы должны быть способ­ны, по крайней мере:

• определить стратегию,

• извлечь стратегию,

• прервать или изменить стратегию,

• разработать новую стратегию или переработать старую,

• встроить стратегию

• или использовать ее в другом контексте.

Эти навыки также предполагают, что мы знаем ключи, указывающие на действие стратегии, и умеем их «читать». Мы должны уметь управлять стратегиями, которые извлекаем при якорении, рефрейминге, подстройке и т. д. Для улучшения стратегий мы должны уметь сравнивать и анализи­ровать их.

Когда мы распаковываем стратегию, мы начинаем осознавать ее элементы. Когда поведение достигает статуса ТОТЕ, уровень сигналов не достигает осозна­ния, так что мы больше не воспринимаем эксплицитным образом детали каждого шага. Следовательно, для того чтобы сделать эти неосознанные стратегии эксплицитным, требуется значительный навык и большая тренировка. Даже использующий стратегию человек не будет осознавать последовательность ее шагов. Модель НЛП подразумевает применение ис­кусства калибровки ключей доступа, сенсорных пре­дикатов и т. д.

Когда мы распаковываем стратегию, мы на­чинаем осознавать ее элементы.

Извлечение стратегий

Извлечение - вызов состояния словом, по­ведением, жестами или любыми стимулами; сбор информации через прямое наблюдение не­вербальных сигналов или вопросы метамодели.

Если мы хотим приготовить вкусное блюдо, нам требуется специфическая информация об ингредиен­тах, их количестве, порядке их использования и т. д. То же самое верно и для определения структуры субъективного опыта.

1. Установите позитивный фрейм для раппорта.

«У вас это очень хорошо получается, научите меня, как это делать». «Предположим, что один день я жил бы вашей жизнью, как бы мне нужно было делать это?»

2. Получите доступ к состоянию. Человек должен конгруэнтно и полностью ассоциироваться с навы­ком или состоянием. Для полного извлечения стратегии поместите человека в то место, где по­ведение происходит естественным образом. Это позволит контексту и его естественным якорям (сидение у клавиатуры) извлечь реакцию.

Мы также можем извлечь состояние, если воспро­изведем часть контекста (тональность голоса, же­сты, исполняемая роль и т. д.).

3. Усильте состояние. Чем интенсивнее будет состо­яние при извлечении стратегии, тем лучше.

4. Исследуйте «как». «Как вы делаете это?» Если человек осознает свою стратегию, он скажет вам. Если нет, ожидайте, что он продемонстрирует ее. Извлечение подразумевает использование пра­вильного метода опроса, который побуждает чело­века выполнить задание, требующее использова­ния стратегии.

«Чувствовали ли вы когда-нибудь, что по-настоящему мотивированы сделать что-нибудь?» «Когда последний раз вы чувствовали себя по-настоя­щему мотивированным?» «Как ощущалось со­стояние, когда вы чувствовали исключительную креативность?» «Оказывались ли вы когда-нибудь в ситуации, когда чувствовали себя очень креативным?» Вопросы доступа подразумевают, что чело­век будет вспоминать соответствующий опыт. «Как вы это ощущали? Как вы делали это? Когда вы чувствуете себя максимально способным сде­лать это? Что вам для этого требуется? Что про­исходит, когда вы делаете это? Когда это случи­лось в последний раз?»

Такие вопросы побуждают человека «зайти внутрь» в свои банки памяти и получить доступ к своей личной истории. При помощи этого транс­деривационного поиска референтного опыта мы не только наделяем вещи смыслом и работаем со сти­мулами, но и воссоздаем состояния и опыт. Мы можем также использовать процесс трансдерива­ционного поиска, если хотим помочь человеку вер­нуться «в прошлое» для полного восстановления опыта.

5. Осуществляйте калибровку, находясь в состоя­нии «аптайм». Полное внимание и восприимчи­вость к внешним ключам человека позволяет нам откалибровать его состояние, когда он демонстри­рует использование своей стратегии. Люди обыч­но демонстрируют то, как они говорят о пробле­мах, результатах или переживаниях (реакции си­стемы сознание-тело). Наше внимание к таким «мгновенным повторам» позволяет заметить, как человек циклически использует последователь­ность приводящих к реакции репрезентаций.

6. Попросите человека выполнить гиперболизацию.

Если вы не получили стратегию, попросите чело­века гиперболизировать какую-нибудь неболь­шую часть стратегии. Гиперболизация одного эта­па стратегии может также привести к другим реп­резентациям, связанным с ним кинестетическим образом.

7. Оставайтесь на метауровне по отношению к со­держанию. Помните, что стратегии функциониру­ют как чисто формальные структуры.

В НЛП мы обычно фокусируемся на извлечении из опыта человека мастерства, а не патологии. Мы извлекаем ресурсные переживания (креативность, мотивацию, запоминание, принятие решений, убежденность, уверенность и т. д.). Вот что вы при этом говорите:

«Теперь, когда вы вспоминаете время, когда вы испытывали полноту всех своих ресурсов и своего потенциала, вернитесь в те обстоятель­ства и переживите то событие заново и полнос­тью» для извлечения стратегии.

Основные вопросы включают:

Вопросы о триггерах:

«Как вы узнаете, когда нужно начинать процесс... (мотивации, решения, обучения)?»

«Что позволяет вам узнать, что вы готовы к...?» Вопросы о действиях:

«Что вы делаете в первую очередь?» «Что происходит, когда вы начинаете?» «Что вы делаете, когда не уверены, что достигли своей цели?»

Вопросы о проверках:

«Какое сравнение вы производите?» «Как вы узнаете, что вы удовлетворили свои кри­терии?»

Вопросы о точках выбора:

«Что позволяет вам узнать, что вы закончили?»

«Что позволяет вам узнать, что вам следует перей­ти к чему-то еще?»

«Что позволяет вам узнать, что вы не достигли цели в данной точке?»

«Как вы узнаете, что вы завершили свой про­цесс?»

Если мы пытаемся извлечь стратегию обучения, то когда мы попросим человека подумать о времени или ситуации, когда он с легкостью основательно изучил что-то очень полезное, мы можем задать ему следующие вопросы:

Вопросы о действиях:

«Что происходит, когда вы изучаете что-либо?»

«Что вы делаете, когда готовитесь к изучению чего-нибудь?»

«Через какие этапы вы проходите, когда пытаетесь быстро изучить что-нибудь?»

«Что вы делаете, когда не уверены, что удовлетво­рили свои критерии?»

Вопросы о проверках:

«Что говорит вам о том, что вы успешно и быстро изучили что-нибудь?»

«Как вы узнаете, когда вы быстро изучили что-то?»

«Как вы проверяете, достигли ли вы желаемого результата?»

Вопросы о точках принятия решений:

«Как вы узнаете, когда вы успешно, эффективно и легко изучили что-нибудь?»

«Что позволяет вам узнать, что вы еще не завер­шили изучение чего-нибудь?»

«Что позволяет вам узнать, что вы готовы к пере­ходу к чему-нибудь другому?»

«Когда вы не уверены, что успешно изучили что-нибудь, что позволяет вам узнать это?»

Предположим, что мы хотим отследить реакции мозга и тела (нейролингвистику) и обнаружить стра­тегии человека, который завершил выполнение зада­ния, обычно считающегося неприятным. Начинайте с общих вопросов: «Как вы заставили себя выпол­нить такое неприятное задание, как мытье туалета, вынос мусора, уплата налогов и т. д.?» Затем побу­дите человека получить доступ к этому состоянию. «Подумайте о времени, когда вы мотивировали себя сделать что-нибудь, что вы не хотели делать. Как вы делали это? Какие картины, голоса, сообщения и т. д. вы использовали с целью мотивировать себя сделать что-то, что вы считали неприятным?»

Я разговаривал с одним человеком, который рас­сматривал ситуацию снаружи, создавал образ себя, выполняющего предполагаемые действия, и затем быстро проматывал фильм к концу, где видел желае­мые результаты. При внутреннем просмотре этого фильма он испытывал приятное чувство мышечного напряжения и тепла. Затем он слышал голос, гово­рящий бесстрастным тоном: «Давай, сделай это». Когда он слышал этот голос, он просто вставал и вы­полнял нужное действие.

Давайте узнаем, что делает ваш мозг, когда коди­рует и создает ощущение тревоги, стресса и отсут­ствия мотивации по поводу утреннего пробуждения, когда надо идти на работу. Один человек описывал это так: «Я говорю себе, что я могу полежать еще не­сколько минут, и я делаю это. Со временем моя кар­тина опоздания на работу становится больше, ближе и ярче. Она остается той же картиной, но когда она становится достаточно большой, я должен поднять­ся с постели для ТОГО, чтобы прекратить неприятные чувства».

А< ->V/V/ V/-*K-* Выход

Распаковка стратегий

Одна проблема, связанная с распаковкой стратегий, которые мы хотим моделировать, модифицировать или использовать, заключается в том, что они очень скоротечны! Как мы можем определить подходящие этапы последовательности, если они проносятся так быстро? Это особенно верно для тех стратегий, кото­рые достигли статуса неосознанных ТОТЕ. Для опре­деления каждого этапа мы должны или улучшить свою способность наблюдать за быстрыми и непродол­жительными поведенческими изменениями, или за­медлить процесс, задавая правильные вопросы. «Что происходило в первую очередь, когда вы так креатив­но реагировали в той ситуации?» «Что вы делаете в первую очередь, когда мотивируете себя?» «Что происходит непосредственно перед этим?»

Для определения каждого этапа мы должны или улучшить свою способность наблюдать за быстрыми и непродолжительными пове­денческими изменениями, или замедлить процесс, задавая правильные вопросы.

1. Распакуйте стратегии в терминах предикатов.

Мы склонны обнаруживать предпочитаемую ре­презентативную систему («вижу», «слышу», «чув­ствую» и т. д.) в используемых языковых преди­катах. Этими предикатными словами являются прилагательные, глаголы, наречия и другие описа­тельные слова, определяющие то, что мы утверж­даем. Мы также можем прислушаться к комбина­циям предикатов, указывающим на паттерны си­нестезии. «Это выглядит неудобным» (V - К). «Это звучит колоритно» (А - V). «Не смотрите на меня, говоря таким тоном» (V - А). «Это звучит пугающе» (А - К). Переходя на метауровень по отношению к этому содержанию, мы можем заме­тить его форму и структуру.

2. Распакуйте стратегии в терминах ключей досту­па. Большая часть нашей коммуникации происхо­дит на неосознанном уровне. Совершая при реа­лизации стратегий цикл ТОТЕ, мы обычно не осоз­наем подавляющее большинство репрезентаций, проходящих через нашу нервную систему. Тем не менее, все поведение указывает на происходящие внутри нас нейрофизиологические процессы и, следовательно, сообщает о них информацию. Со­бирая эту информацию, мы можем декодировать эту форму коммуникации.

3. Распакуйте стратегии, задавая логические вопро­сы. Имеет ли эта стратегия логический смысл? Если кажется, что человек пропускает этапы стра­тегии, задайте ему вопросы, возвращающие его к началу стратегии. «Что в той ситуации случилось в первую очередь и позволило вам ощутить моти­вацию?» Вернитесь. «Что вы делали перед этим?» «Что привело к тому?» В конечном счете, мы об­наружим запустивший стратегию первоначальный внешний стимул, и, следовательно, восстановим пошаговый процесс.

4. Распакуйте стратегию, используя систему услов­ных обозначений стратегии. «Я слышу звонок будильника, затем смотрю на него, когда выклю­чаю. Затем я снова ложусь и чувствую, насколько удобна кровать. В конце концов внутренний голос говорит мне: "Если ты останешься здесь, ты снова заснешь и опоздаешь". Итак, я создаю картину той ситуации, когда я опоздал на работу. Затем я ис­пытываю неприятные чувства, говорю себе: "В сле­дующий раз будет хуже", создаю большую карти­ну того, что произойдет, если я снова опоздаю, и испытываю еще более неприятные чувства. Когда неприятные чувства становятся достаточно силь­ными, я встаю». Мы обозначаем это следующим образом:

Ае _> у* _> # ♦ . _» А* _» V--» #+ (цикл) -> Выход

Возврат к началу цикла.

«Я вижу картину того, что собираюсь сделать в течение дня, и это вызывает у меня приятные чув­ства. Затем приятные картины "выталкивают" меня из постели. Если я должен сделать что-то неприят­ное, я думаю о том, как все будет прекрасно, когда я, наконец, это сделаю».

«Я ощущаю тепло и говорю себе: "Я должен встать". Этот голос имеет спокойный мягкий тон. Го­лос ускоряется, становится более ясным и отчетли­вым, и моя сонливость проходит».

(Аналоговое увеличение громкости/высоты звука)

Разработка стратегий

Некоторые стратегии работают не очень хорошо или могут работать гораздо лучше, если их модернизировать тем или иным способом или добавить до­полнительные ресурсы. Очень часто мы можем улуч­шить этапы проверки и действия наших стратегий, просто убедившись в том, что мы представляем все компоненты репрезентативной системы.

Что вы слышите вокруг себя?

На что похож этот звук?

Что вы слышите внутри своей головы?

Что вы видите вокруг себя?

Опишите тон вашего внутреннего диалога...

Какие внутренние картины вы видите?

Как вы себя чувствуете?

Какие качества имеют эти картины?

Какие запахи вы чувствуете?

Какие тактильные или внешние телесные ощуще­ния вы испытываете?

Какие вкусовые ощущения вы испытываете?

Разработка стратегии подразумевает посылку моз­га в продуктивном направлении. Она описывает про­цесс организации репрезентативных компонентов в определенные последовательности для создания желаемого результата. Для достижения результата этот навык важнее, чем интеллект.

Разработка стратегии подразумевает посыл­ку мозга в продуктивном направлении. Она описывает процесс организации репрезента­тивных компонентов в определенные после­довательности для создания желаемого ре­зультата. Для достижения результата этот навык важнее, чем интеллект.

Мы можем узнать о наших стилях мышления и реагирования, определив этапы стратегий, располо­женные между исходным стимулом и результирую­щим поведением. Это даст нам большее количество вариантов, из которых мы сможем выбирать способ реагирования и изменения программы стратегий. Так мы узнаем структуру нашего субъективного опыта. А это позволит нам узнать, что при этом делает наш мозг, какую модальность и какие ресурсы он исполь­зует и т. д. Например, стиль реагирования может быть конгруэнтным и неконгруэнтным; полярным (противоположным по содержанию); мета («о чем-то»); скрытым (невидимым); пассивным, агрессив­ным; немедленным и отложенным.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.