Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследование осознания



Наше сознание бродит по разным местам. Вы мо­жете быть в этом уверены! В наших мыслях, эмоци­ях, нервных процессах, поведении мы иногда чув­ствуем, как нас перемещает поток сознания. Мы вста­ем утром, размышляя о своих делах (или делах кого-нибудь другого!), и затем вдруг в сознании воз­никает мысль, активируя наши воспоминания так, что мы внутренне переносимся в другое место и вре­мя... и обнаруживаем, что испытываем интенсивные знакомые эмоции!

Как мы можем исследовать эти изменения и мес­та, в которые нас приводит сознание? Для этого нам надо сосредоточиться на элементах субъективного опыта - на кодировании «мыслей» в терминах сен­сорных систем и субмодальных качеств. Нам нужно посмотреть на внутренний «экран сознания» и обра­тить внимание на кодировки. Если каждое поведение и каждое переживание имеют структуру, то объясне­ние любого поведения (ключ к любому поведению) лежит в его кодировке. Феноменологически, внутрен­не мы «осознаем» что-либо в терминах «ощущений», которые первоначально использовали для ввода ин­формации.

Феноменологически, внутренне мы «осозна­ем» что-либо в терминах «ощущений», кото­рые мы первоначально использовали для ввода информации.

Если эти внутренние репрезентативные системы являются ингредиентами, которые мы смешиваем для создания всего нашего «опыта», включая мыш­ление, стиль мышления, эмоции, поведение, «лич­ность» и т. д., то как эти элементы связаны друг с другом? Какие связи определяют их порядок, по­следовательность, значение, время использования и т. д.? Этот вопрос приводит нас к следующей обла­сти НЛП — к стратегиям. Но перед тем как мы от­правимся туда, я хочу задать вам один вопрос. Как

НЛП впервые пришло к исследованию течения и движения сознания при помощи модели стратегий?

«Когда-то была модель "стимул - реакция"...»

Когда в начале XX века зародилась современная психология, за признание боролись несколько новых моделей «сознания» и «личности».

Вильгельм Вундт в Германии и американский по­пуляризатор его идей Титчнер представили теорети­ческую модель, которая, подчеркивая важность сен­сорных систем, почти соответствовала модели НЛП. Но Вундт ненавидел практические приложения и мысли о чем-то клиническом как недостойные его -поэтому он сохранял свою модель исключительно те­оретической. Согласно Вундту и структурализму, психология должна являться «наукой о разуме». Се­годня мы встречаем многие аспекты его модели в других психологических моделях.

Зигмунд Фрейд из Вены объединил «жесткую на­уку» медицины с очень «мягким» искусством мифо­логии и гипноза и создал психоанализ. Его модель начиналась с дикого, примитивного, неконтролиру­емого ид, исполненного сексуальных, агрессивных, злобных, мятежных сил, а в дополнение к ид Фрейд постулировал наличие двух других сущностей – осознанного это, которое вносит «принцип реально­сти», влияющий на ид в попытках ограничить его дикие примитивные побуждения, и суперэго. Затем, когда суперэго все более и более программируется правилами, принятыми дома, в культуре, обществе, на работе и т. д., оно все больше ограничивает ирра­циональное и абсолютно эгоистичное внутреннее ид. Согласно Фрейду и психоаналитикам (и даже нео­аналитикам), психология должна являться «наукой о бессознательном».

Джон Уотсон и бихевиористы придерживались других взглядов. Они предполагали, что в терминах построения научной психологии внутренний «чер­ный ящик» «разума» или «сознания» не имеет зна­чения. Поэтому они направили психологию в совер­шенно другое русло. Они определили психологию как «науку о поведении». Становясь все более и бо­лее влиятельными в 1920-е, 1930-е, 1940-е и 1950-е годы, бихевиоризм и теория научения популяризи­ровали теорию субъективного опыта человека, по­строенного по принципу «стимул - реакция».

Теория «стимул - реакция» пыталась объяснить функционирование человека исключительно в тер­минах условных рефлексов. «Этот стимул вызывает эту реакцию». «Это расстройство пищеварения является результатом такого-то конкретного условного рефлекса, выработавшегося тогда-то». Эту модель, основанную, главным образом, на работе русского ученого Павлова, исключительно эффективно попу­ляризировали два человека: Джон Уотсон в начале и Б. Ф. Скиннер в середине XX века. Миллер, Галантер и Прибрам (Miller, Galanter, & Pribram, 1960) пишут:

«Сэр Чарльз Шеррингтон и Иван Петрович Павлов - два человека, которые, наверное, бо­лее всего ответственны за утверждение в психо­логии взгляда на человека как на набор рефлек­сов типа "стимул - реакция"»

«А затем принцип "стимул-реакция" превратился в ГОТЕ»

Затем пришла информационная эпоха компьюте­ров, кибернетических систем и когнитивной револю­ции Джорджа Миллера и его коллег. Многие извест­ные бихевиористы (например, Эдвард Толмен) нача­ли все чаще и чаще приводить доводы в пользу существования промежуточной переменной между стимулом и реакцией. В статье «Когнитивные карты крыс и людей*, опубликованной в Psychological Review, Толмен (Tolman, 1948) написал следующее:

«[Мозг] намного больше похож на пункт управления картами, чем на устаревшую телефонную станцию. Входные стимулы соединяются с исхо­дящими реакциями не просто по принципу «один к одному». Напротив, входные импульсы обычно обрабатываются и перерабатываются в цент­ральном пункте управления во временную, ког­нитивную карту окружения. Это временная кар­та, указывающая маршруты, пути и связи с окру­жением, которые, в конечном счете и определяют итоговые реакции животного (при условии нали­чия этих реакций)».

Классический ответ Ноама Хомского (Chomsky, 1956) Скиннеру по поводу источника и природы «языка» в сознании человека нанес смертельный удар по бихевиоризму. Затем вышла в свет книга Миллера, Галантера и Прибрана «Планы и структу­ра поведения» (Miller, Galanter & Pribram, 1960).

Они вышли за рамки простой бихевиористской модели «стимул - реакция» и рефлекторной дуги и использовали свою недавно разработанную модель ТОТЕ. Эта модель описывает блок-схему субъектив­ного опыта человека от стимула до внутренней «об­работки» в терминах проверки человеком стимула по сравнению с внутренними моделями (планами, ожи­даниями, мыслями, идеями, парадигмами), действия или над стимулом, или над картой для их изменения, проверки конгруэнтности или ее отсутствия и выхо­да из программы.

И модель «стимул - реакция», и модель ТОТЕ описывают процесс моделирования. Он начинается с некоторого стимула в некотором текущем состоянии и следует за процессом получения некоторой новой, улучшенной реакции, приводящей человека в более желаемое состояние. Итак:

И модель «стимул — реакция», и модель ТОТЕ описывают процесс моделирования.

Ресурсы, необходимые для перехода от текущего состояния к желаемому

Рис. 15.1.МодельТОТЕ

Включив обратную связь и результат, модель ТОТЕ улучшила модель рефлекторной дуги «сти­мул - реакция».

Она также предложила формат запускаемой сти­мулом последовательности внутренней обработки. Проверка относится к тем условиям, которым долж­ны отвечать действия для того, чтобы произошла ре­акция. Для прохождения проверки система на ста­дии обратной связи изменяет некоторый аспект сти­мула или внутреннего состояния человека. Дилтс с коллегам (Dilts et al, 1980) иллюстрируют работу ТОТЕ на примере настройки радио (рис. 15.2) «Когда вы настраиваете громкость радиопри­емника или магнитофона, вы непрерывно проверяете громкость звука, прислушиваясь к нему. Если звук слишком тихий, вы совершаете дей­ствие, поворачивая ручку по часовой стрелке. Если вы перестараетесь и звук станет слишком громким, вы поворачиваете ручку против часо­вой стрелки, уменьшая громкость звука. Когда вы настроите усилитель на подходящую громкость, вы выходите из ТОТЕ "настройка громкости зву­ка" усаживаетесь в удобное кресло и продолжа­ете чтение».

«Что отражают эти стрелки? Что может пере­мещаться в их направлении от одной рамки к другой? Мы обсудим три варианта: энергия, инфор­мация и управление».

Дилтс и его коллеги рассматривают информацию в соответствии с методом измерения количества информации, разработанным Норбертом Винером и Клодом Шенноном. Затем они обсуждают понятие «управления» и пишут об информации как о «наборе инструкции», управляющих реакциями или поведением.

 

Рис. 15.2. Модель ТОТЕ Дилтса Источник: Dilts, 1980

Модель ТОТЕ предполагает, что мы можем достигнуть совершенного поведения, если будем:

1) удерживать в сознании будущую цель,

2) обладать сенсорными и поведенческими подтверждениями достижения цели;

3) обладать набором действий, процедур или вариантов выбора, позволяющих достигнуть цели.

«Существует предположение, что то, что пере­мещается вдоль стрелок... является чем-то не­уловимым, называемым управлением. Стрелки могут располагаться только последовательным образом. Это понятие чаще всего встречается при обсуждении вычислительных машин, где управление действиями машины последователь­но переходит от одной инструкции к другой, ког­да машина выполняет список инструкций вве­денной в нее программы.

Представьте, что вы ищете конкретную тему в книге. Вы обращаетесь к предметному указате­лю и находите ее. Когда вы по очереди просмат­риваете каждую ссылку, можно сказать, что ваше поведение управляется этим списком чисел, и при этом управление передается от одного чис­ла к следующему. Передачу управления можно обозначить, нарисовав стрелки от одного номе­ра страницы к другому, но в данном случае стрел­ки будут означать нечто совершенно отличное от двух вышеназванных значений».

Действия на стадии проверки могут привести к конгруэнтности или к неконгруэнтности. Если обнаруживается неконгруэнтность, процесс вернется к проверке. Если обнаруживается конгруэнтность, это приводит к выходу. Эта модель показывает, что для до­стижения нового состояния результата важно непрерывное применение ресурсов в текущем состоянии. Успех приходит в результате неоднократного сравне­ния текущих состояний с желаемыми результатами, а также доступа к ресурсам и их применения вплоть до достижения конгруэнтности двух состояний.

Модель ТОТЕ предполагает, что мы можем до­стичь совершенного поведения, если будем: 1) удер­живать в сознании будущую цель; 2) обладать сен­сорными и поведенческими данными, указывающи­ми на достижение цели; 3) обладать набором действий, процедур или вариантов выбора, позволя­ющих достигнуть цели.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.