Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Совр. европ. религ. ф-фия (неотомизм, неопротестантизм).



К крупнейшим представителям религиоз­но-философской мысли XX в. следует отнести католических философов Э. Жильсона, Ж. Маритэна, Г. Марселя, протестантских мыслителей Т. де Шардена, К. Барта и П. Тиллиха, иудаиста М. Бубера. Наиболее авторитетным течением современной католичес­кой философии Запада является неотомизм, который базиру­ется на учении средневекового философа-богослова Фомы Аквинского. Статус официальной философской доктрины Ватика­на неотомизм получил в 1879 г. энцикликой папы Льва XIII. Современный томизм взял на вооружение идею Фомы Аквинского о гармонии веры и разума. Неотомисты утверждают, что в современном мире нет почвы для конфликта науки и ре­лигии. Неотомизм оспаривает также правомерность разделе­ния философии на два противоположных направления — мате­риализм и идеализм.Неотомисты называют себя "реалиста­ми", так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой ре­альности — Богу. Таким образом, неотомизм — это теологичес­кая форма объективного идеализма. Следуя за Фомой, неото­мисты различают два источника познания — естественный ра­зум (науку) и божественное откровение (религию).Ортодоксальным неотомистским представлениям о мире и че­ловеке в рамках современной католической доктрины противосто­ит реформаторское в своей основе течение тейярдизма. Его родоначальником является Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — вид­ный западный теолог и философ, а также ученый-палеонтолог с мировым именем. Тейяр поставил целью осуществить синтез "знания" и "поклонения", т.е. науки и веры XIX—XX вв., а так­же религии и деятельности христианина. Этому был посвящен его главный философский труд "Феномен человека", увидевший свет лишь после смерти' автора в 50-е гг.

Философ отверг идею создания мира Богом, аргументируя это тем, что материя не имеет ни начала, ни конца, но сущес­твует, подвергаясь постоянным изменениям и преобразовани­ям. Жизнь человека, согласно Тейяру, включает две сферы — активную и пассивную. Поэтому цель жизни — не только пос­лушание и покорность. Плохим христианином будет тот, кто одиноко замкнется в своей башне; хорошим — тот, кто будет созидать свою душу, а также участвовать в другом "деянии" — в цивилизационных изменениях мира.

 

Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания.

Философская герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

-«герменевтический треугольник»;

-«герменевтический круг».

Первыми герменевтиками были средневековые теологи - схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу философов - герменевтиков можно отнести Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера, П. Рикера. Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода - грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго - «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

-дивинации - искусственного «вживания» в душу автора текста;

-сравнения - сопоставления фактов, других данных.

Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.