Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме.



В развитии структур-ма выдел. след. этапы: 1) 20-50 гг. – разработка структурного метода в ряде гуманит. дисципл.; 2) 50-60 гг. – ф-фия структурализма как проекция структурного метода на различные феномены к-ры; 3) начиная с 70-х гг. – переход к постструктур., обусл. частичн. преодолением структурной методологии и новой культурной ситуацией – постмодерном. Спецфика структурн. метода в определении Соссюра сводится к след. моментам: 1) синхрония важнее диахронии(исторически-изменчивое); 2) означающее важнее означаемого; 3) язык важнее речи. Первонач. проекция структурного мпетода на более широкие сферы культуры была осущ. Леви-Строссом, который предложил посмотреть на различные соц. и культурные связи как на своеобразные формы циркуляции знаков, т.е. как на язык. изучая первобытные общ-ва, он показывает, что правила браков и родства, ритуалы, мифы и т.д. выступ. как особые языки, организов. в соответств. с устойчив. структурными правилами, соблюдение которых явл. гарантом нормального функционир. общ-ва. Язык здесьоказыв. той матрицей, которая поредел. мышление и поведение людей. Установка на то, что «все есть язык», который ваполн. властные ф-ции организации и регламентац. культурного простр-ва, присуща также в этот период творчеству Барта, Фуко, Лакана. Анализ. историю науки, Фуко вводит понятие «эпистемы» как устойч. семиотической стр-ры, определяющей возможности мышления и познания в рамках историч. типа к-ры. На материале лит-ры, журналистики, моды, рекламы Барт выстраивает севр. «социологику». Психоаналитич. концепция Лакана проецирует язык. стр-ры на сферу бессознат.


23. Философия постмодернизма: основные идеи.

Постмодерн. определ. как особое состоян. в к-ре к 20-нач. 21 в., связ. с разочаров. в ценонстях Просвещ. и сопряженного с ними индустриально-капиталистич. общ-ва. Их смысловым стержнем выступала вера в разум как ср-во познания и преобразов. действит-ти, акцент на абсолютной уверенности и творч. активности познающ. субъекта как гаранта истины и прогресса. Реалии постиндустр. общ-ва ствид. о том, что прогресс состоялся, однако его экологич., антропологич., общекультырн. последствия оказ. весьма трагичны, а вопросы о том, что делать и во что верить сегодня и завтра приобр. необыкнов. остроту. Ф-фия постмодерн. не столько отчев. на эти вопр., сколько акцентир. себя как критика и самокритика интеллектуальн. традиций современности. Базовые принципы ф-фии посмодернизма. Онтология: 1) конец. реальности, ее символизация и виртуализац., культура симулякров; 2) акцент на дорациональном, внеструктурном. Гносеология: 1) критика логоцентризма и «смерть субъекта» как авторитарного носителя истины; 2) ирония по отнош. к любой позиции, претендующ. на безусловн. авторитет; 3) «конец метафизики» и акцент на анализе «поверхностных» явлений. Антропология: 1) «смерть человека», его производность от независ. от него стр-р жизни, хоз-ва языка; 2) «расщепленное Я», образуемое пересечением различных желаний и внешн. контекстов. Социальная ф-фия: 1) множественность нарративных практик истории и к-ры как правомерность разнообразных историч. описаний и оценок; 2) «конец истории».

Фиксир. разочар. в ценонстях прогресса, постмодерн. выступ. как транзитивн. тип философствования, применит. к котор. уже неоднокр. выносились вердикты о его «смерти». Вместе с тем подобные заявления пока выглядят несколько преждевременными, поскольку убедительных философских альтернатив еще не предложено, а постможерн продолжает оказывать определяющ. влияние на развитие искусства и к-ры современности.


24. Основные проблемы русской философии.

Фил.мысль в Р.формировалась под влиянием общемировой ф-и.Однако специфика Р.ф-и во многом складывалась под влиянием социально-културных процессов,происходивших на Руси.Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус.фил. мысли.1ым р мыслителем мир.уровня был конечно же Ломоносов- гениальный ученый-энциклопедист.Радищев-отстаивал ма-териалист.фил.позиции,считая,что“бытие вещей независимо от силы позн-я о них и сущ-ет по себе”.Впервые в рус. Мыс-ли сиситематически разрабатывал проблему чела.Выдающи-мся рус.ф-ом и соц.мыслителем был Чаодаев.Его общефил. концепция-дуалистическая.Физ.мир построен из атомов и молекул,т.е.эл-тов материальных,из к-ых образуются все тела.Тела сущ-ет в простр,к-ое есть объективная форма вн. мира,и во времени,к-ое субъективно.Движ-е и взаимодей-е рассм-лось им в духе механисцизма,кот.ограничивался ми-ром физ.явлений.Созн-е чела не подчин.мех.закономерно-стям природы,а явл.рез-том бож.творения.Позн-е по Ч.тоже дуалистично:в обл.естествозн-я дей-ют рационалистич.и эмпир.методы,а в дух.мире,объекты кот.обладают свободой, дей-ет откровение.Чел есть объективное ед-во 2 миров-физ.и духовного,как сущ-во свободное,кот.в своем истор.бытии подчинено диалектике необходимости и свободы.На пони-мании соотн-я необходимости и своб.во многом строится и концепция фил.истории Ч,связанная прежде всего с заботой о судьбе России.Здесь его взгляды эволюционировали.В нач период он считал необходимым тотальное ед-во рода чел-ого(применительно к Р.-единение Р.с др.народами).Затем взгляды Ч.в отн-нии судеб Р изменились.Он стал рассм. оторванность Р.от мир.истор.процесса как преимущество, кот.позволит быстро овладеть достиж зап.цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.Своеобр. направлением в Р.ф-и явились воззрения славянофилов. Хомякова и Киреевского.В центре их внимаия нах.судьбы Р. и ее роль в мир.истор.процессе.В самобытности истор. прошлого они видели залог всечел-го призвания Р.,тем более,что по их мн-ю,зап.культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку,что выраж-ся в поро-жденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.Славяноф.развивали основанное на религ.пред-ставлениях учение о челе и общ-ве.Хомяков-учение об иеар-хической структуре души и ее“центр.силах”.Киреевский- “внутр.средоточие духа”.Достиж.целостности чела и связан-ное с этим обновление общ.жизни они видели в идее общи-ны,дух.основа к-ой-церковь.Первоначало всего сущего-бог. Истор.прогресс связан с отысканием“дух смысла”.Сущно-сть мира м.б.познана лишь синтезом всех дух.функций чела, так называемой“Разумной Зрячестью”или“живознанием”, исходное начало кот.-религия.Материалисты Белинский. Герцен,Чернышевский,Добролюбов,Писарев.Они являлись не только фил.теоретиками,но и идеологами р.рев. демокра-тии.Р.ф.прошли поучительную школу нем.клас.ф-и и Фр. просвещения.После глуб.увлечения гегельянством р.ф-я по-вернулась в стор.мат-ма(не без помощи Феерб),стремясь однако сохранить диалектичность.Они обосновали принцип ед-ва созн-я и бытия,первичность матер.по отнош к созн-ю, идею о том,что созн-е есть св-во не всей,а только высокоорганиз.материи-мозга.В природе,по Черныш., нечего искать идей:в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами,в рез-те столкновения кот.и начи-нается жизнь природы.Обосновали принцип постояной эволюции общ.истории.Герцен:природа и чел.история вечно и непрерывно изменяются,они течение,прелив,движение, причем движ.происходит поср-вом борьбы 2 противопол. тенденций:возникновения и разрушения.Развитие идет через противоречия,борьбу нового со старым,отрицанием отжив-шего нарождающимся.Самобытным р.мыслителем был Лев Толстой.Подвергая критике общ-полит уст-во Р,Т.уповал на нравств.-религ.прогресс в созн-и чела.Идею истор.прогресса он связывал с решением ? о назначении чела и смысле жизни,ответ на кот.должна дать созданная им истинная религия.В ней он признавал лишь этическую сторону, отри-цая богословские аспекты.Отказ от любой борьбы, непро-тивление злу,проповедь всеобщей любви.“Царство божие внутри нас”-он неприемлил обычное понимание бога. Всякая власть-насилие-отрицание гос-ва.Т.к.он отвергал борьбу,то упразднение гос-ва должно произойти путем отка-за каждого от выполнения общ.и гос.обязанностей. Достоевский.В своих общ.-пол.исканиях он пережил неск-ко периодов. Увлекался идеями утопического социализма. Затем в его взглядах произошел перелом,связ.с усвоением религ.-нравств идей Исповедывал идеи почвеничества,для кот.хар-но религ.ориентированность фил.осмысления судеб рус.истории.Всё истор.чел-во,с этой точки зрения,представ-лялось как борьба за торжество христ-ва. Одним из выдающихся р.фил. был Соловьев.На его взгляды боль.влияние оказала идеи неоплатонизма, средневек. мистицизма,нем.клас.ф-и и славя-нофилов.Общ.-истор.задача ф-и-спасение чела и чел-ва. Чел-во является центром всеобщего созн-я природы. Его роль-роль освободителя и спасителя природы. Чел-во - посредник м/д прир.и божетвом.Чел должен изменять при-роду до ее одухотворения. С. ока-зал б.влияние на целую плеяду религиозно фил.мыслителей (Бердяев, Трубецкие, Флоренский,Франк),


25. Белорусская философская и общественно-политическая мысль XI – начало XXI вв. 25.Бел.ф-я.

История формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её зарождение связано с образованием Киевской Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Ту-ров и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн. знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию лит-ры, становле-нию опред.системы фил.мысли.Задолго до нее сущ-л фольклор,оказавший бол.влияние на дух.жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса.В 10-11в.на б.землях появляются 1-ые лит.памятники.Распростра-няются произведения-слово о полку игореве,повесть временных лет. Выдающ. мыслителем в расцвет Киев.Р. был кирилл Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитаниюВ лит.и фил.наследии содержа-тся его высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искуству».Уже в эпоху К.Р.за-рождается процесс,к-ый со временем приведёт к возникновению бел.народности и формированию наци-он. самосозн-я. (зафиксировано в летописях). В 14-16вв. формируется бел. народность со своим языком.Образо-вание бел.народности в этот период связано с благотво-рным влиянием эпохи Возрож-я. Распространяются работы по истории,праву,медецине,сочинения антич. авторов.Значит.роль принадлежала и Реформации.Дава-ла возможность индивид.чел.разуму решать религ.и нравст.??.Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист. Хар-ное:стремление к эмансипации от традиций цер-ковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу.Осн.девиз-все для науки и блага простых людей.Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распростра-нение светских зн-й. Религиозно-фил. взгляды Будного претерпели боль.и сложную эволюцию.Начав с критики дух-ва,он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христ.церкви.Его идеи уже в 70г.16в.стали из-вестны далеко за пределами Речи Посполитой,в к-ую тогда входила Беларусь.Его позиция вела к атеизму.т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрица-ния самого Бога. Мысли Будного, направленные на под-рыв религ.мировозрения, на раскрепощение мысли от церковных пут,имели для своего времени прогрессив-ное значение.Имел много последователей,к-ые в к.16-н. 17вв.продолжали пропагондировать его идеи.В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан-ф-ф и правовед,идеолог рефор-мационного движения.Признавал сущ-е догосуд.общ-ва и считал,что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правом людей.Раз-работал ряд учений:о врожденных св-вах «чел.натуры»-считал свободу и равенство.Идея правового общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Сапеги. «предисловие» к статусу 1588г.,письмо к архиепископу. ,в к-ом утверждал,что церковь и дух-во обязаны гос.органом в поддержании общ.порядка.17в.в Белару-си-период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве.В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости, национ. Свободы,защиты культуры угнетенных народов. В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвещения. Взгляды боль-ва просветителей развивались в русле теории«натурального права».В 1840-1850гг.рас-тет интерес к изучению бел.фольклора, быта,истор.про- шлого Беларуси. Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры. Подъем революционного и национально-освободит.движения в Беларуси знасительно активизировал дея-сть предста-вителй революционно-демократического направления. В тв-ве Купалы,Коласа стало проявляться осозн-е необ-ходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования:уничтожение самодержавия, свободное развитие национ.культуры.в кач-ве 20в.в общ.полит.мысли можно выделить 3 направления:1. ре-лиг.-пол-кое. 2. марксиское; 3.нац.-возрожденч.. Начиная с 20г.в Б.развивается только марксиская ф-я, к-ая на протяжении 70лет сущ0я в кач-ве офиц-ой постепенно эволюционировала от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным фил.напра-влениям запада.Уже в 60г.бел.ученые преступают к исследованию фил.мысли Б во главе с Лущитским.В 70г.акже работали Дорошевич,Конан.В 80г.-Степан,к-ый был самым гуманным.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.