Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Антропологический материализм Л. Фейербаха.



Последним великим представ классической немецкой философии был Л.Феербах (1804 - 1872). Его выдающаяся заслуга в том, что он подверг критике Канта и Гегеля. Ф. - воинствующий материалист. Осуждая идеалист толкование мышления. Вопрос об отношение бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следовательно философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиолог. Деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и природу, как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет фил, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку.” Антропология Ф указывает на его стремление разработать матер систему взглядов. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф. прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Ф сводит сверхъестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода. Природа является единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. “У природы нет ни начала не конца. Все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.

Теория познания - сенсуализм. Реальный мир есть чувственно воспринимаемая действительность, следовательно, лишь благодаря чувственным восприятиям возможно его познание. Чувственное восприятие, непосредственно по своей природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные свидетельства относительно того, что мы не видим, не слышим, не осязаем... Органов чувств, которыми обладает чел вполне достаточно для познания любых явлений. Чувственное восприятия в силу своей непосредственной связи с вещами никогда нас не обманывают.Однако он не включает в свое рассмотрение практическую деятельность.

Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание.

Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления.


14. Основные характеристики классической и неклассической философии.

Классическая философия: в соц. плане – свидетельство идейного пробуждения 3-го сословия в Германии.. Нем. класс. философия – результат развития английской, французской и голландской философии. Она представила вершину философствования:

1. критика познания, как средство постижения философских выводов (Кант)

2. теоретическое выражение рефлексии свободы и равенства

3. замена утилитарной этики философскими доказательствами с помощью абстракций

4. историзм в изучении общества

5. диалектическая концепция близкая к реальному миру

6. разработка законов объективной и субъективной диалектики

Немецкая классическая философия -- период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII до середины XIX вв, представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.

Для немецкой классической философии характерны: систематическая целостность и внутренняя завершенность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике, глубокое убеждение в естественной упорядоченности мироздания, постигаемой рациональным путем.

Критицизм, подвергающий все суду разума, явился отличительной особенностью стиля мышления новой философской традиции. Вместе с ней в философию вошла деятельностная парадигма. Преодолевая созерцательность предшествующей философской метафизики, немецкая классическая философия, начиная с И. Канта, впервые обосновала творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности. На идеалистической основе в ней получила разработку идея практической обусловленности познания. Впервые в истории философской мысли в немецкой классической философии была создана целостная диалектическая концепция развития.

Неклассическая философия:отвергается безграничная вера в человеческий разум. Существует нечто сверх разума. Возникают понятия: Воля, Страх, Трепет. Учения критикуют разум, не строят всеобщих моделей. Критика со стороны материализма (Фейербах, Маркс) и иррационализма (Ницше, Шопенгауэр, Кьеркегор).

 


15. Соц.-экономич. и идейные предпосылки ф-фии марксизма. Соц. ф-фия марксизма и ее эволюция в учениях зап. марксизма и неомарксизма.

Марксизм возник в 40-е годы XIX в. Его основополож. – К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Фор­мир. взглядов Маркса и Энгельса происходило под влия­нием нем. классич. ф-фии, англ. политич. экономии и утопического социализма. Самым большим достиж. нем. классич. ф-фии было учение о развитии. Но в этом учении материя при­знавалась пассивной, утверждалось, что обществ. развитие имеет свое заверш.Такую диалек­тику нельзя было применять для познания и практики, не очи­стив ее от идеализма и метафизики. Основа марксизмаматериалистич. понимание истории. Карл Маркс, Фридрих Энгельс пытались соединить диалектику и материализм. Единство мира в его материальности. Существует только материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы существования материи: пространство и время; являются объективной формой. (Принципы марксисткой онтологии). Энгельс: "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Людвиг Фейербах" и пр. Маркс: "Капитал". 1. марксистская политическая экономия (неустранимость эксплуатации при капитализме на основе теории прибавочной стоимости, основа - частная собственность на средства производства), 2. ф-фия (попытка соединить французский материализм и Фейербаха с диалектикой Гегеля), 3. теория научного социализма (коммунизма). «Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления» (Маркс).

Основополож. марксизма описали процесс антропосоциогенеза, обнаружили нек-рые причины соц. дифференциации, раскрыли мех-зм формир. разнообраз­ных институтов, выделили феномен обществ. сознания и т. д. Материалистич. монизм в объяснении общества стал в нек-­ром роде предпосылкой для однолинейной трактовки истории. подчеркивается роль практики (материально-чувственной деятельности) как основы познанияВладимир Ильич Ленин (1870-1924).В. И. Ленин стремился соотносить теорию с постоянно раз­вивающейся и усложняющейся практикой Основные работы: «Что такое друзья марксизма и как они воюют против социал-демократии», «Еще раз о профсоюзах и об ошибках Троцкого и Бухарина», « О значении воинствующего материализма». Выделял 5 общественных формаций: первобытнообщ., рабовладельч., феод., капиталистич., коммунистич.. Ставит ряд задач: 1. необходим союз марксистских философов с материалистами; 2. необходимо изучать религию и пропаганд. атеистический материализм;3. необходим союз марксистской философии с естествознанием;4. необходимо систематически изучать диалектику Гегеля.

С т. зр. марксистов, сущность человека определ-ся теми соц. услов., в кот-х он находится. Человек таков, какова окружающ. его обществ. среда. Соответств., соц. сущность человека не может быть постоянной. Человек не только продукт обс-тв и воспит., он и сам изменяет обществ. среду и себя. Др. словами, в какой мере человек изм. природу и соц. среду, приспосабл. их для себя, в такой мере меняется и сам человек. марксизм подчеркивает, что все личности - субъекты деятельности -- труда, познания, общения. Однако личность выступ. субъектом деят-ти не изолированно, а как часть соц. коллектива (нации, государства, партии, класса, ). Поэтому ее индивид. развит. возможно только в коллективе и на его основе. определенные индивиды, определенным образом занимающиеся пр-венной деят-тью, вступают в опред. обществ. и полит. отнош. Люди явл. производителями своих представл., идей и т. д.

Подлинной основой всех свобод является "свобода жить", свобода от нужды, свобода от эксплуатации и от неуверенности в завтрашнем дне. Человечество становится все более свободным по отношению к природным и общественным закономерностям, познает их, используя эти знания для реализации своих целей, но в условиях господства частной собственности и эксплуатации человека человеком - рост свободы для общества оборачивается утратой ее большинством людей. Причину этого марксизм видит в отчуждении людей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.