Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философия позитивизма, ее исторические формы.



В XX в. получает свое дальнейшее развитие рационалисти­ческая тенденция в западноевропейской философской мысли. Ее продолжают неопозитивизм и аналитическая философия. Начало этой тенденции было положено позитивизмом — одним из наиболее влиятельных направлений западной философии. В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаи­моотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все подлинное, положительное (по­зитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как самостоя­тельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Позитивизм пережил три основных этапа своей эволюции.Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж< Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последова­тели попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией, претендовавшей на роль "науки наук". Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии — "наука сама себе философия". Название же "философия", полагал он, можно сохранить лишь за общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук. Вместе с тем эта "новая философия" не должна иметь ничего общего с традици­онной философской мыслью. Ее предназначение заключалось в том, чтобы продолжить ту работу, которая совершалась в час­тных науках, — формировать наиболее общие законы на основе данных частных наук. Иными словами, философия сводилась к общим выводам из естественных и общественных наук'.

Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний и отвер­гла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая истори­ческая форма позитивизма эмпириокритицизм, махизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Главное опыт. Элементы опыта понимаются как ощущения, то есть мир сводится к совокупности ощущений. Ощущение – важнейшая форма приспособления организма к среде. Махизм сосредоточил свое внимание на проблемах: природа познания, со­отношение субъекта и объекта, природа "элементов мира", вза­имоотношение физического и психического и др. Эти проблемы были остро поставлены самим развитием науки.

В 20-е гг. XX в. заявляет о себе неопозитивизм — третья ис­торическая форма позитивизма-(М. Шлик, Р. Карнап, Л. Вит­генштейн, Г. Райхенбах и др.). Решение вопросов науки абстрагируясь от философии, основываясь на знаниях. Первый и основной вариант нео­позитивизма — логический позитивизм. Его основания сводились к следующему:

1.Положения "метафизики" (традиционной философии) есть псевдопроблемы, они лишены научного смысла. Филосо­фия вообще не имеет своего предмета.

2. Научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики.

3. Законы и правила логики и математики носят конвенциальный характер, представляя собою результат условного сог­лашения ученых.

4. Философия не наука, а род деятельности, сводящийся к " анализу естественных и искусственных языков, преследующий две цели:

а) изгонять из науки не имеющие смысла рассужде­ния и псевдопроблемы, показывать их бессодержательность, исследовать их истоки, коренящиеся в несовершенстве языка и его неправильном потреблении;

б) обеспечивать построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.

Логический позитивизм обратился к реальным проблемам, поставленным развитием современной науки. Это прежде всего осмысленность научных утверждений (например, проблема ре­лятивистских эффектов в теории относительности); возмож­ность опытной проверки абстрактных теоретических конструк­тов; проблема соотношения содержательных и формальных компонентов научной теории, остро вставшая в связи с возрас­тающей математизацией и формализацией научного знания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.