Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философская мысль эпохи Просвещения. Идея «естеств. прав» человека и концепция «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо).



В нач.17в.в Европе зародилось Просвещ-е-идейное тече-ние,связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма.Из предшествующих эпох П-ем была унаследована фундаментальная идея европ. мыслителей-идея переустройства жизни на разумных началах.Это переустройство понимается как рез-т распространения в общ-ве полож.,практ.полезных зн-й.Особое внимание уделялось правителям.т.к.просвещен-ные монархи европы должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в.Поск-ку же нов. зн-я противоречили христ.вероучению,то свою гл.задачу просветители видели в борьбе с религ.догматами,прини-маемые на веру,без опытного-рационального обоснования.

Руссо - один из наиб. влият. идеологов Пр-я.1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прог-ресса.в трактате«Об общ.договоре»ф-ф разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я,ра-венство всех лиц и признание ими осн.з-ов.Обосновал право народа на восстание против деспотической власти.Родина не может сущ-ть без свободы,свобода-без добродетели,добродетель-без граждан.«у вас будет всё если вы воспитаете граждан,без этого у вас все,начиная с правителей гос-ва,будут лишь жалкими рабами».Монте-скье в работе «О духе з-ов»предложил нов.взгляд на сущ-ть общ-ва.Гл.идея-идея сопряжения з-ов и естеств.сре-ды. Пытался объяснить принципы развития общ-ва естеств. образом. Однако, утверждая, что природная среда имеет опред-ее влияние на развитие общ-ва, он переоценил это влияние. Тенденция объяснить уст-во общ-ва естеств. путём сыграло боль. роль во фр. бурж. предреволюц. мышлении.

Наиболее значимой в историч. аспекте явл. соц. философия Гоббса. Мыслитель предложил новое понимание возникновения и функционир. гос-ва. Гоббс тталкивается от идеи «естественного состояния общ-ва» - войны всех против всех. Эта война вытекает из абсолютной свободы каждого индивида. Отсюда Гоббс выводил необходимость «Левиафана», или земного бога людей – государства. Новизна позиции англ. философа состояла в том, что он сумел указать на области общественной жизни, в которой коренятся истории гос-ва.

Видным пред-лем анг. эмпирической традиции был Локк.Заслуга: развернутая критика декартовой т-и врожденных идей и в разработке материалистической гносеологии. «Опыт о чел. разумении"-огромное воздей-е на развитие фил. мысли и естествозн-я. Идеи и понятия- возникают в пр-ссе взаимод. чела и вн. мира. Ребенок рождается без всяких идей. Его душа подобна"чистой доске",на к-ой лишь с теч-ем времени под воздей-ем предметов вн. мира появляются разл. узоры. Все люди рождаются с один. способностями к дух. развитию. В завис. от конкр. усл-й у них возникают те или иные пол. и религ. идеи, понятия о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Все идеи и представления чел черпает из внеш.и внут. опытов. Под внеш.опытом ф-ф понимал воздей-е на чела предметов объект. мира, к-ые вызывают у него соответствующие ощущения и восприятия, являющиеся 1ой и осн. ступенью позн-я. Органы чувств доставляют простые идеи, к-ые не разлагаются,—напр., идеи цвета, мышления. Мышл. комбинирует, обраб-ет эти простые идеи и создает сложные понятия о телах и явлениях - напр., красота, войско. Выделял внут. (рефлексию)опыт, к-ый дает челу зн-я о состоянии его души и собственных переживаниях. Док-л: чел может доверять своим чув-ам. Разработал уч-е о первичных и вторичных кач-ах. Вещи отличаются друг от друга величиной, фигурой, покоем. Эти кач-ва-первичные, присущие самим вещам. А кач-ва как запах, вкус, звук, образующиеся в созн-и на основе разл. сочетаний первичных кач-в - вторичные, зависящие от восприятия их органами чувств. Соц.-пол. пр-сс - развитие чел-ва от есте-ств. состояния до гражд. общ-ва и самоуправления. В естеств. состоянии люди свободны, равны, поступают по "естеств. праву".При переходе от естест. состояния к общ. решающее зн-е имеет собственность. Каждый чел является собственником своей жизни, своего труда и того, что необходимо для труда. Чел адресует гос-ву часть своих прав с тем, чтобы оно обеспечило неприкосновенность собственности, гарантирующую индив. свободу. Если же гос-во не соблюдает правила "общ.договора", оно становится незаконным, что дает право челу на сопротивление.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.