Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мышление и язык. Сознание и мозг. Перспектива создания искусственного интеллекта.



Сознание – это особое состоян., свойствен. только чел-ку, в к-ром ему одновр. доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связ., соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определ. созн. как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как «я», устремл. к вершинам дух. бытия, возвыш. любви и дружбы, сострадания и радости и т. д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевн. страданию; самоубийство – чисто человеч. акт: животные, не облад. сознанием, не знают и самоубийства. Мышление – это движ. идей, раскрывающ. суть вещей. Его итогом явл. не образ, а некот. мысль, идея. Специфич. рез-том мышл. может выступить понятие – обобщенное отраж. класса предметов в их наиб. общих и существенных особенностях.Прежде всего мышл. явл. высшим познават. процессом. Оно представл. собой порождение нового знания, активную форму творч. отражения и преобразов. человеком действит. Мышление порождает такой рез-тат, какого ни в самой действит., ни у субъекта на данный момент времени не сущ.. Мышл. также можно понимать как получение новых знаний, творч. преобраз. имеющихся представл. Мышлением назыв. процесс отраж. в сознании человека сущности вещей, закономерных связей и отнош. м-ду предметами или явлениями действит. В жизни каждого индивидуума мышл. не сущ. изолированно от сознания человека в целом. Язык и мышление неразрывно связаны м-ду собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык явл. необход. условием возникнов. мышл., формой его существован. и способом функционир. Язык - важнейшее ср-во человеч. общения. Язык - универсальный материал, который использ. людьми при объясн. мира и формир. той или иной его модели. язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д. Язык есть мышление. Подразумевается, что эти понятия тождественны. Все же не может быть языка без мышления и мышления без языка. Говорение (речевая деятельность) приравнивается к озвученному мышлению, невыраженное мышление -- к внутреннему говорению. Язык есть мышление, но мышление не есть язык. Согласно данной гипотезе говорение и мышление не одно и то же, а разные стороны одного процесса. Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из них не является результатом другого. Мы можем мыслить без языка, но мы не можем говорить (осмысленно) без мышления. Язык не есть мышление, но мышление есть язык. Согласно этому тезису, все, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых структурах, никак не может быть приравнено к мышлению и элементов такого не содержит. Язык и мышление не имеют ничего общего. Подлинное понимание мира может быть осуществлено только в мышлении свободном от языка, хотя не исключено, что язык в состоянии сделать мышление более экономичным, послужить ему опорой, однако в этой роли способна выступать и другая знаковая система; язык не имеет никакого положительного влияния на мышление. Так называемые вспомогательные средства для обозначения и фиксации мышления служат помехой.Точно также и передача познанного осуществляется в языке весьма несовершенным образом. Язык -- это не мышление, и мышление -- это не язык. Согласно данному положению, язык и мышление -- разные типы поведения. Сначала человек думает, затем говорит. Даже если он говорит про себя, он сначала обдумывает. Интеллект и речь, интеллектуальная и языковая способности человека совершенно самостоятельны и друг от друга не зависят. Однако в любом случае невозможно отрицать наличие тесной связи между процессами мышления и функционир. языка. Отнош. мысли к языку проявл. в том, что человек изобретает и создает те или иные формы речи, формы и способы языкового выражения. Мысль, обращенную на речь и язык, т. е. мысль о языке, называют языковым мышлением. Мысль воплощ. в слове не стихийно, а осознанно. В слове наша мысль делает значащими все более тонкие стр-ры. Осмысление, осознание, ощущ. своей речи человеком как процесса языкового мышл. развивается, затрагивая все новые детали строя языка. Ни одна культура не существует изолированно. В проц. своей жизнедеят-ти она вынуждена постоянно обращ. или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур». Культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек в той или иной форме коммуникации усваивает нормы и ценности культуры.


39. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Индивидуальное и общественное сознание.

Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них. Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования лично­го,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятельностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответ­ствующими периодами развития общ.бытия. Общ.созн-е имеет сложную структуру.В услов­но "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносе­ологический и социолог.подходы. Гносеолог. аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отра­жает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я.Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущ­ность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуж­дений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обы­денное созн-е возникает как осозн-е повседневных пот­ребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие-система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием разли­чения уровней общ.созн-я является степень уче­та, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уров­ня-общ.психология и идеология.Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1) мысли и представления,порожденные практ.дея­-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц. отн-я класса (соц.группы) к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред. дей-ям;3)традиции, обычаи,нравы, представляющие со­бой"материальное" закрепление мыслей и чувств соответству­ющих соц.групп.Общ.психология-исходная сту­пень общ.созн-я,вырастающего из общ. бытия. На формирование взглядов и чувств лю­дей решающее влияние оказывают производ., бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я. К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и на­строений в дей-е.Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как са­мосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ет­ся как теорет.отражение интересов опред.клас­са.В такой трактовке она смешивается с теорет.уров­нем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеоло­г.работы. Идеология сущ-ет и возникает в классо­вом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом оп­ределяющая роль принадлежит идеологии.В"горизонт."плане выделяют: полит., нравств., эстетическое, науч., фил.и др.формы общ.созн-я.


40. Специфика познават. отношен. человека к миру. Типология познават. деят-ти. Проблема познаваемости мира: гносеологич. оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах. Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечи-ваются и обретают статус знания. Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а) знание как информация об объективном мире природы и общества; а) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания; в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения. Исходя из этого, становление и развитие познания необходимо рассматривать коррелятивно основным этапам антро-по- и социогенеза, важнейшим историческим стадиям развития общества и культуры. Такой подход позволяет обосновать правомерность двух классификаций форм познания. В рамках первой из них следует различать: а) духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле; б) духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры. Вторая классификация форм познания исходит из специфики функций, языка, средств и методов познавательной деятельности как относительно самостоятельного духовно-творческого процесса. В рамках этой классификации выделяют: мифологическое, религиозное, образно-художественное, философское, научное познание. Скептици́зм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Гносеологич. оптимизм – направл. в гносеологии, настаивающее на безгранич. возможностях познават. способностей человека, полагающее, что нет принцип. препят. на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Имеются, конечно, определенные трудности исторического, т.е. – временного характера, но развивающееся человечество, в конце концов, их преодолеет. Вариантов оптимистической гносеологии достаточно много, различаются и их онтологические основания. В учении Платона возможность безусловного познания сущности вещей базируется на постулировании единой природы души и идеальных сущностей в некоем месте обитания занебесной области, в которой души созерцают идеальный мир. После вселения в человеческие тела души забывают то, что они видели в иной действительности. Суть же теории познания Платона заключается в тезисе «Знание – это припоминание», то есть души припоминают то, что видели прежде, но забыли в земном существовании. Способствуют процессу «припоминания» наводящие вопросы, вещи, ситуации. В учениях Г.Гегеля и К.Маркса, несмотря на то, что первое принадлежит к объективно-идеалистическому, а второе – к материалистическому направлениям, онтологической основой гносеологического оптимизма является представление о рациональности (т.е. логичности, закономерности) мира. Рациональность мира безусловно может быть познана человеческой рациональностью, то есть разумом.Агностици́зм (от др.-греч. —непознанный) — направл. в ф-фии, считающ. невозможным объективное познание окруж. действит-ти поср-вом собств. опыта. Т. о., агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность док-ва или опровержения утвержд. в неко-рой области, особ. в метафизике и теологии.


41. Теория познания: предмет и основные понятия.

Предмет теории познания состав. всеобщ. предпо­с., сущность, формы и пути познания, его возможн., отнош. знаний к реальности и условия их истинности. Кон­кретизир. он в основн. понятиях теор. познан. и со­держ. исслед. ею пробл. Основн. понятия теор. позн. позвол. системно осмыс. хар-ки поз­нават. действий чел-ка, а также совокупность проблем, исслед. кото­р. дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представл. о познават. проц. Исходное понятие гносеологии — "субъект познания". Субъект познания - это носитель человеч. творч. ак­тивности, направл. на адекватное воспроизвед. при­родной, соц. и дух. реальности в форме знаний. Адекватное воспроизвед. познав. действит. — верное, в идеале воспроизвед действит-­ти "в ее собств. хар-ках", при­вносимых несовершенством человеческих познавательных спо­собностей, данных ему природой, и недостаточностью создан­ных человеком ср-в познания. В роли субъекта познания выступ. индивид, социальная группа человеческое общество, а также человечество. Хаар-р направленности творч. активности субъекта познания конкретизир. в понятии "познават. отнош.". Познават. отнош. - это отнош. м-ду субъ­ектом познания и реальностью, ориентир. активность субъекта на ее адекватное воспроизвед. в форме знаний. Оно качественно отличается от практич. отнош. человека к реальности, ориентир. на ее преобразов., а также от ценностного отношения, ориентир. на установл.е значимости для человека того или иного явл. природной, соц. или дух. реальности. Заданная познават. отнош. ориентация реали­зуется в познават. деят-ти как одном из видов человеч. деят-ти. В соответствии со сказанным о субъекте позна­ния и хар-ре познават. отнош. познават. деят-ть - это творч. акт-сть человека', направ­л. на адекватное воспроизвед. природной, соц. и дух. реальности в форме знаний. Отмеченные ранее разнородные ориентации в определ. мере сближ. понятие объекта познания. Объект познания это то в сфере природной, соц. и дух. реальности, на что направлена познават. деят-ть субъекта, что про­тивостоит ему как непознанное и непонятное. Один и тот же объ­ект природной, соц. или дух. реальности может быть связан с человеком различными типами отнош., задающими раз­личн. ориентац. для проявл. его творч. активности. В сфере познават. деят-ти активность человека нап­равл. на выявл. происхожд., строения и св-в объ­екта, состояний в настоящ. и будущем, установление х-ра его отношен. с другими объектами, составляющ. среду его существован.. При этом человек в определ. мере отвлека­ется от вопросов, связанных с практической полезностью данно­го объекта и его эстетической ценностью как способностью удов­летворять потребность в прекрасном. В группу основных понятий теории познания входят понятия "отражение" и "информация", воспроизводящие главные мех-мы познават. процессов. Отражение это всеобщее св-во объектов реальности, состоящ. в их способности вос­производить признаки, св-ва и отношения взаимодействую­щих с ними объектов. Отражение определяют также как взаимо­действие, в рез-те к-рого ч-з изменение с-в и состо­яний одного из взаимодействующих объектов воспроизвод. особенности другого. Термин "отражение" употребл. и для ха­р-ки рез-та взаимодействия объектов, т.е. тех сле­дов, отпечатков на одном из объектов, которые воспроизводят не­к-рые особенности др. объекта. Превалирующее знач. имеет первый смысл, где акцентир. статус отражения как св-ва всех материальных. Информация - это отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы (системах управления), которое может передаваться через поток сигналов, накапли­ваться, преобразовываться и храниться. Данное определение не претендует на универсальность. Оно ориентировано прежде всего на развитие представлений о главных механизмах позна­вательных процессов, заложенных в понятии "отражение", и акцентирует значение сигналов как материальных носителей сведений об отражаемом объекте, которые не связаны с ним за­конами вещественных и энергетических взаимодействий, в то время как многие виды отражения (прежде всего механичес­кое) таким законам подчиняются всецело. К основным понятиям теории познания относится также по­нятие "знание". Знание - это проверенный общественно-истори­ческой практикой и логикой результат познавательной деятель­ности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.