Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие мировоззр., его стр-ра и типы. Ф-фия и мировоззр.



Мировоззр- это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты:

1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека.
2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними.

3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала.

Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом.

2 ф-ции:

1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности.

2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели.

Стр-ра мировоззр.:

1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.

2) рационально-теоретич. ур-нь – создается обобщенная и концептуально оформленная модель мировоззр. в форме миропоним., выраж. интеллектуальн. сторону отношен. человека к миру и раскрывающ. их сущность в виде понятий, категорий, теорий. Структурн. эл-тами мировоззр. явл. знания, ценности. идеалы, убеждения. основные – это зания, ценности и убежд.

Историч. типы мировоззр. – мифологич., философское. Мифология – историч. первая форма мировосприят., поним. мира и самого себя первобытным человеком. мифологич. мировоззр. отличают след. типы:

1) синкретизм – неразрывн. единство человека и природы;

2) антропоморфизм – перенесение человеч. кач-в на неживой и живой мир природы;

3) вера во множество сверхъест. существ, олицетворяющ. природный мир; \

4) доминир. чувственно-эмоц. восприят. окруж. мира над рацион. познанием. первобытная мифология явилась первой попыткой абстрактного объяснения генезиса всего существующ..

Религ. мировоззр. связ. с оформлен. монотеистич. Богооткровн. религий. Стр-ра религ. мирвоз.:

1) психологич.

2) идеологич.

Специфика религ. мировоззр.:

1) мир удваивается: наряду с реальными выделяется сакральный как прообраз и цель деят-ти человека, и м-ду ними устанавл. граница.

2) сущность Бога духовна, он творец мира и находится вне его.

3) источн. знаний выступ. Свящ. Писание и вера, которая выше разума.

4) религ. картина мира строится по принципу нисходящ. иерарх.: Бог-человек-животные-растения-неживой мир.

Философск. мировоззр. принципиально отлич. от мифологич. и религ. своей ориентац. на свободн. интеллектуальный поиск истины, что предполаг.:

1) осмысл. предельных оснований бытия и мышлен.;

2) обоснован. ценностного отнош. людей к действит-ти;

3) стремл. к систематичн. целостности знания о мире, человеке;

4) логич. аргументац. выдвиг. положений;

5) опора на разум и внутр. опыт человека. Ф-фия рассматр в кач-ве теоретич. ядра мировоззр., в функции которого входят систематиз. знаний, их обобщ. и рационализация при помощи языка понятий и категор.


2. Происхожд. ф-фии, ее предмет и проблемное поле. Стр-ра философ. знания.

Термин ф-я возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как к самостоят. цен. чел.позн-я. Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой бо-гословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику.® Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я природы,чела,самого процесса позн-я.С этого времени ф-ия приобретает статус науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е природных явлений все больше заним-ся сбором фактического материала,его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс фор-мирования наук и выделения их из ф-фии.Сформир. науки занимаются изучением конкретного материала,а ф-ия перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчискими ??.

Опред. предмета ф-фии как исторически первой формы теоретич. и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его стр-ры человека – задача достаточн. сложная и неоднозначн. Это связ. с тем, что:

1) отсутств. единая трактовка сущности и предназн. ф-фии в истории к-ры;

2) ф-фия в начал своегоразвития офватывала практич. все теоретич. знания о мире, что предельно расшир. ее предмет.;

3) многообразн. философские школы и направл. по-разному понимают предмет ф-фии, поэтому ей трудно дать такую дефиницию, котор. устраивала бы всех мыслителей;

4) в историко-философском процессе наблюд. эволюция ее предмета, отраж. классич. и постклассич. ориентации самой ф-фии.

Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет ф-фии, а порой и принцип. их расхожд., не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкр. философской проблемы затрагив. в той или иной мере фундаментальн. смыслы бытия человека, его присут. в мире. Ф-фия идет от человека к миру, а не наоборот, и тем самым ее предметная направл. так или иначе связана с выяснением целого спектра отнош. человека с миром – природой, общ-вом, к-рой. рзумеется, из этого спектра отношен. ф-фию интерес. наиб. значимые и существенные хар-ки этих отнош. – принципы и основы бытия человека в мире. Предметом ф-фии можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и к-ры.

В стр-ре философск. знания традиц. выдел-ся разделы:

1) онтология – ф-фия бытия, учение о наиб. общих принципах и основаниях всего сущего; 2) гносеология – ф-фия познания, учен. о принцип., закономерностях и мех-мах познават. деят-ти;

3) эпистемология – ф-фия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследован.;

4)философская антропология – ф-фия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

5)аксиология – ф-фия ценностей;

6) праксеология – ф-фия деят-ти;

7) соц. ф-фия – ф-фия общества, учение о специфике социума. Разделы связаны м-ду собой и составл современную философскую картину мира.

 

3. Ф-фия Др. Индии. Ортодоксальные и неортодокс. школы древнеинд. ф-фии.Сущностной особен. древнеинд. ф-фии явл. религ. хар-р большинства ее школ. Система религ. верований формир. здесь на основе ведийского канона (веды – свящ. знание), представл. богатейшим комплексом источников. Самые древн. из них – 4 веды, среди котор. центральное место заним. «Ригведа»(книга гимнов), восходящ. в 14 в. до н.э. Завершают канонич. тексты упанишады, наиболее классич. из которых относ. к 9-7 вв. до н.э. Упанишады представл. собой тайное знание, передавшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных положений вед. Помимо религ. сюжетов, в упанишадах даны также развернутые философск. обоснования таких базовых для индийского мировоззр. и к-ры категорий, как Брахман, Атман, сансара, карма, дхарма и мокша. Понятиями Брахмана и Атмана определ-ся исходные субстанциальные основания бытия, где Брахман – это высшая объективная реальность, благодаря котор. все возникает и сущ., а атман – высшая духовн. сущность. В упанишадах оформляется идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал универсума. Выступ. как всеобщее обонование и причина комоса, они не имеют конкр. хар-к., в силу чего определ. отрицательно ч-з противопоставл. видимой действительности. Материально-чувственная природа подчин. сансаре – колесу жизни, связ. с цепью рождений и переходом от одной формы существован. к другой. Регулир. сансары осущ. кармой как законом воздаяния, в соответств. с которым совокупность всех добрых и дурных дел, соверш. человеком в предшеств. жизнях, определ. его судьбу в последующих перерождениях. С идеей сансары связ. и понятие дхармы, символизир. универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Высшей целью человеч. сущ. явл. мокша как религ. идеал спасения. Формирование индийской ф-фии относится к периоду 6-5 вв. до н.э. Исторически это время связ. с возникнов. сильных арийских гос-в, что, в свою очередь, способствовало дестабилизации традиционной кастовой стр-ры индийского общ-ва и выдвижению кшатриев на привелегированные политич. позиции. Свое идеологич. отражениеэти процессы нашли в неортодоксальных школах индийской мысли (буддизм, джайнизм, локаята), специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и аппеляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. в полемике с ними формир. шесть ортодоксальных школ,группирующихся в дополняющие друг друга пары.

Религиозный хар-р древнеиндийской ф-фии обусловил след. ее существ. особенности:

1) метафизич. направленность и идеалистич. интерпретац. действит., ее психологизац.;

2) традиционализм и интравертность как основные познавательные установки;

3) синтез философского знания и религиозной практики спасения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.