Мировоззр- это система устойч. взглядов человека на мир и свое место в нем. Различ. мировоззр. в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обознач. разнообразную систему взглядов: философск., религ., научных, эстетич. Второй – задан предметной направленностью той или иной формы к-ры (мифилогией, религией, наукой). Термин мировоззр. появился в философии в конц.18 в., а широкое распростр. получил лишь в 19 в. Для мировоззр. хар-ны след черты:
1) активная форма знания, определяющ. жизненную позиц. и прогр. деят-ти человека. 2) целостность, увязывающ. три базовых эл-та: человек-мир-отношения м-ду ними.
3) всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеят. фирмир. тот или иной тип мировоззр. под влиян. повседневного мира и общекультурного материала.
Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности хар-ре отношен. в сист. «человек-мир». схематич. это выгляд: человек ->мировоззр.<-мир. роль мировоз. заключ в том, чтобы управл. жизнедеят. людей в целом.
2 ф-ции:
1) аксиологическая(ценностная) – задает в сист. деят-ти исходные ценности.
2) ориентационная – опред. стратегию движ. к цели.
Стр-ра мировоззр.:
1)обыденно-политич. ур-нь – здесь формир. повседневн. мировоззр. в форме мироощ., представл. эмоцион-психич сторону отнош. человека к миру., и мировосприят., фиксир. его чувственно-познават. сторону и задающ. целостн. видение объекта.
2) рационально-теоретич. ур-нь – создается обобщенная и концептуально оформленная модель мировоззр. в форме миропоним., выраж. интеллектуальн. сторону отношен. человека к миру и раскрывающ. их сущность в виде понятий, категорий, теорий. Структурн. эл-тами мировоззр. явл. знания, ценности. идеалы, убеждения. основные – это зания, ценности и убежд.
Историч. типы мировоззр. – мифологич., философское. Мифология – историч. первая форма мировосприят., поним. мира и самого себя первобытным человеком. мифологич. мировоззр. отличают след. типы:
1) синкретизм – неразрывн. единство человека и природы;
2) антропоморфизм – перенесение человеч. кач-в на неживой и живой мир природы;
3) вера во множество сверхъест. существ, олицетворяющ. природный мир; \
4) доминир. чувственно-эмоц. восприят. окруж. мира над рацион. познанием. первобытная мифология явилась первой попыткой абстрактного объяснения генезиса всего существующ..
1) мир удваивается: наряду с реальными выделяется сакральный как прообраз и цель деят-ти человека, и м-ду ними устанавл. граница.
2) сущность Бога духовна, он творец мира и находится вне его.
3) источн. знаний выступ. Свящ. Писание и вера, которая выше разума.
4) религ. картина мира строится по принципу нисходящ. иерарх.: Бог-человек-животные-растения-неживой мир.
Философск. мировоззр. принципиально отлич. от мифологич. и религ. своей ориентац. на свободн. интеллектуальный поиск истины, что предполаг.:
1) осмысл. предельных оснований бытия и мышлен.;
2) обоснован. ценностного отнош. людей к действит-ти;
3) стремл. к систематичн. целостности знания о мире, человеке;
4) логич. аргументац. выдвиг. положений;
5) опора на разум и внутр. опыт человека. Ф-фия рассматр в кач-ве теоретич. ядра мировоззр., в функции которого входят систематиз. знаний, их обобщ. и рационализация при помощи языка понятий и категор.
2. Происхожд. ф-фии, ее предмет и проблемное поле. Стр-ра философ. знания.
Термин ф-я возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как к самостоят. цен. чел.позн-я. Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой бо-гословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику.® Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я природы,чела,самого процесса позн-я.С этого времени ф-ия приобретает статус науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е природных явлений все больше заним-ся сбором фактического материала,его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс фор-мирования наук и выделения их из ф-фии.Сформир. науки занимаются изучением конкретного материала,а ф-ия перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчискими ??.
Опред. предмета ф-фии как исторически первой формы теоретич. и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его стр-ры человека – задача достаточн. сложная и неоднозначн. Это связ. с тем, что:
1) отсутств. единая трактовка сущности и предназн. ф-фии в истории к-ры;
2) ф-фия в начал своегоразвития офватывала практич. все теоретич. знания о мире, что предельно расшир. ее предмет.;
3) многообразн. философские школы и направл. по-разному понимают предмет ф-фии, поэтому ей трудно дать такую дефиницию, котор. устраивала бы всех мыслителей;
4) в историко-философском процессе наблюд. эволюция ее предмета, отраж. классич. и постклассич. ориентации самой ф-фии.
Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет ф-фии, а порой и принцип. их расхожд., не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкр. философской проблемы затрагив. в той или иной мере фундаментальн. смыслы бытия человека, его присут. в мире. Ф-фия идет от человека к миру, а не наоборот, и тем самым ее предметная направл. так или иначе связана с выяснением целого спектра отнош. человека с миром – природой, общ-вом, к-рой. рзумеется, из этого спектра отношен. ф-фию интерес. наиб. значимые и существенные хар-ки этих отнош. – принципы и основы бытия человека в мире. Предметом ф-фии можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и к-ры.
В стр-ре философск. знания традиц. выдел-ся разделы:
1) онтология – ф-фия бытия, учение о наиб. общих принципах и основаниях всего сущего; 2) гносеология – ф-фия познания, учен. о принцип., закономерностях и мех-мах познават. деят-ти;
3) эпистемология – ф-фия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследован.;
4)философская антропология – ф-фия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;
5)аксиология – ф-фия ценностей;
6) праксеология – ф-фия деят-ти;
7) соц. ф-фия – ф-фия общества, учение о специфике социума. Разделы связаны м-ду собой и составл современную философскую картину мира.
3. Ф-фия Др. Индии. Ортодоксальные и неортодокс. школы древнеинд. ф-фии.Сущностной особен. древнеинд. ф-фии явл. религ. хар-р большинства ее школ. Система религ. верований формир. здесь на основе ведийского канона (веды – свящ. знание), представл. богатейшим комплексом источников. Самые древн. из них – 4 веды, среди котор. центральное место заним. «Ригведа»(книга гимнов), восходящ. в 14 в. до н.э. Завершают канонич. тексты упанишады, наиболее классич. из которых относ. к 9-7 вв. до н.э. Упанишады представл. собой тайное знание, передавшееся учителем ученику, и содержали комментарии тех или иных положений вед. Помимо религ. сюжетов, в упанишадах даны также развернутые философск. обоснования таких базовых для индийского мировоззр. и к-ры категорий, как Брахман, Атман, сансара, карма, дхарма и мокша. Понятиями Брахмана и Атмана определ-ся исходные субстанциальные основания бытия, где Брахман – это высшая объективная реальность, благодаря котор. все возникает и сущ., а атман – высшая духовн. сущность. В упанишадах оформляется идея тождества Брахмана и Атмана как объективного и субъективного начал универсума. Выступ. как всеобщее обонование и причина комоса, они не имеют конкр. хар-к., в силу чего определ. отрицательно ч-з противопоставл. видимой действительности. Материально-чувственная природа подчин. сансаре – колесу жизни, связ. с цепью рождений и переходом от одной формы существован. к другой. Регулир. сансары осущ. кармой как законом воздаяния, в соответств. с которым совокупность всех добрых и дурных дел, соверш. человеком в предшеств. жизнях, определ. его судьбу в последующих перерождениях. С идеей сансары связ. и понятие дхармы, символизир. универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели, императива поведения, специфичного для той или иной касты. Высшей целью человеч. сущ. явл. мокша как религ. идеал спасения. Формирование индийской ф-фии относится к периоду 6-5 вв. до н.э. Исторически это время связ. с возникнов. сильных арийских гос-в, что, в свою очередь, способствовало дестабилизации традиционной кастовой стр-ры индийского общ-ва и выдвижению кшатриев на привелегированные политич. позиции. Свое идеологич. отражениеэти процессы нашли в неортодоксальных школах индийской мысли (буддизм, джайнизм, локаята), специфика которых определялась отрицанием безусловного авторитета вед и аппеляцией не только к брахманам, а к более широким слоям населения. в полемике с ними формир. шесть ортодоксальных школ,группирующихся в дополняющие друг друга пары.
Религиозный хар-р древнеиндийской ф-фии обусловил след. ее существ. особенности:
1) метафизич. направленность и идеалистич. интерпретац. действит., ее психологизац.;
2) традиционализм и интравертность как основные познавательные установки;
3) синтез философского знания и религиозной практики спасения.