Передают со слов аль-Мухаджира ибн Кунфуза, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он поприветствовал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот совершал омовение, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил на его приветствие, пока не завершил омовение, а затем сказал:
﴿ إنه لم يمنعني أن أرد عليك إلا أني كرهت أن أذكر الله إلا على الطهارة﴾
«Я не ответил на твое приветствие лишь из-за того, что не люблю поминать Аллаха без очищения (омовения)».
Катада сказал: «По этой причине, аль-Хасан не любил читать Куръан или поминать Аллаха, Свят Он и Велик, пока не совершит омовение». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд 17, ан-Насаи 1/37 и Ибн Маджах 350. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 13.]
Передают, что Абу Джухайм ибн Харис, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
﴿ أقبل النبي صلى الله عليه وسلم من نحو بئر جمل فلقيه رجل فسلم عليه فلم يرد عليه حتى أقبل على جدار فمسح بوجهه ويديه ، ثم رد عليه السلام ﴾ رواه أحمد والبخاري ومسلم وأبو داود والنسائي
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил у колодца “Джамал” одного человека. Он поприветствовал его, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил ему, пока не подошел к стене и не вытер свое лицо и руки (совершая тайаммум). Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его приветствие». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари 337, Муслим 114/369, Абу Дауд 329 и ан-Насаи 194.
Этот поступок (пророка, да благословит его Аллах и приветствует) был из числа желательных, но не обязательных.
Поминать Аллаха /зикр/ разрешается тому, кто очистился, тому, кто в состоянии малого или большого осквернения, тому, кто стоит, сидит, идет, и т. д., без каких либо ограничений.
Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, да будет доволен ею Аллах, сказала:
﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يذكر الله على كل أحيانه ﴾ رواه الخمسة إلا النسائي ، وذكره البخاري بغير إسناد
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поминал Аллаха в любое время». Этот хадис передали Муслим 117/373/, Абу Дауд 18, ат-Тирмизи 3384, Ибн Маджах 302, Ахмад 6/70, 153 и 278. Аль-Бухари также передал этот хадис, но без цепи рассказчиков.
Передают, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يخرج من الخلاء فيقرئنا ويأكل معنا اللحم ، ولم يكن يحجزه عن القرآن شئ ليس الجنابة ﴾ رواه الخمسة وصححه الترمذي وابن السكن .
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил из отхожего места, (после чего) читал нам Куръан и ел с нами мясо. Ничто не удерживало его от чтения Куръана кроме (состояния) большого осквернения /джанàба/».Этот хадис передали Абу Дауд 229, ат-Тирмизи 146, ан-Насаи 265-266, Ибн Маджах 594, а ат-Tирмизи и Ибн ас-Сакин подтвердили его достоверность. [Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 39, «аль-Ирваъ» 485, «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» 22, «Да’иф Сунан Ибн Маджах» 129, «Да’иф Сунан ан-Насаи» 9, «Мишкат аль-Масабих» 460.]
Перед сном
Передают со слов аль-Бары ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда ты отправляешься спать, соверши (такое же) омовение (которое ты совершаешь) для молитвы, уложись на правый бок и затем скажи:
﴿ اللهم أسلمت نفسي إليك ، ووجهت وجهي إليك ، وفوضت أمري إليك ، وألجأت ظهري إليك ، رغبة ورهبة إليك ، لا ملجأ ولا منجى منك إلا إليك ، اللهم آمنت بكتابك الذي أنزلت ، ونبيك الذي أرسلت ، فإن مت من ليلتك فأنت على الفطرة ، واجعلهن آخر ما تتكلم به ﴾
“О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело своё, и обратил к Тебе лицо своё и на Тебя положился по желанию своему и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал”. /конецформыначалоформ»»»»» Аллахумма, асламту нафси илай-ка, ва ваджахту ваджхи илай-ка, ва фаввадту амри илай-ка, ва альджаъту захри илай-ка раѓбатан ва рахбатан илай-ка. Ля мальджаа ва ля манджа мин-кa илля илай-кa, Аллахумма аманту би-Китаби-кa аллeзи анзальта ва би-набиййи-кa аллeзи арсальта/.Если ты умрешь этой ночью, то умрешь в состоянии фитры ["Фитра" (الفطرة). Имеется в виду присущая каждому человеку от рождения вера в Аллаха как в Единого Бога, то есть ислам.] И пусть это будет последнее, что ты произнесешь (в эту ночь)».
Аль-Бараъ, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я повторил эти слова пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и когда я дошел до места:
﴿ اللهم آمنت بكتابك الذي أنزلت : ورسولت ﴾
«О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего посланника ...», он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لا . . . ونبيك الذي أرسلت ﴾ رواه أحمد والبخاري والترمذي
«Нет, ... и Твоего пророка, которого Ты послал»». Этот хадис передали Ахмад 4/285, 290, 300, Аль-Бухари 247 и 7488, Муслим 2710 и ат-Тирмизи 3394.
Тоже самое относится и к тому, кто находится в большом осквернении, поскольку, как пришло в хадисе от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды у пророка спросили):
﴿ قال يا رسول الله أينام أحدنا جنبا ؟ قال : ﴿ نعم إذا توضأ ﴾ ﴾
«O посланник Аллаха, можно ли кому-то из нас ложиться спать в состоянии большого осквернения /джунуб/?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, если совершит омовение».Этот хадис передали ат-Тирмизи 120, ан-Насаи 259, Ибн Хузайма 211. [В другой версии хадиса говорится: «Соверши омовение, омой свой член, а затем переходи ко сну». В другой версии сказано: «Да. Но пусть он совершит омовение, а затем переходит ко сну до тех пор, пока не искупается когда пожелает». В другой версии говорится: «Да. Но пусть совершит омовение, если пожелает». Этот хадис приводят Абу Дауд 221, ан-Насаи 1/39 и ат-Тирмизи в своих одноименных сборниках «ас-Сунан», а также Ибн ‘Асакир (13/223/2). Второй вариант хадиса принадлежит Абу Дауду. Цепочка его рассказчиков достоверная, как я пояснил в книге «Сахих Аби Дауд» (№ 217). Третий вариант принадлежит Муслиму, Абу Аване и аль-Байхаки (1/210), а последний приводится у Ибн Хузеймы и Ибн Хиббана в их одноименных сочинениях «ас-Сахих», как об этом сообщается в «ат-Тальхис» (2/156). Последняя версия хадиса указывает на необязательность омовения в указанных обстоятельствах, и с таким выводом согласно большинство ученых. Следует принять во внимание то, что если омовение перед сном не является обязательным для человека, находящегося в состоянии полового осквернения, то оно, тем более, не обязательно для того, кто не пребывает в подобном состоянии! См. «ЭТИКЕТ БРАКОСОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНО ПРЕЧИСТОЙ СУННЕ».]
Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:
﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا أراد أن ينام وهو جنب ، غسل فرجه وتوضأ وضوءه للصلاة ﴾ رواه الجماعة .
«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел спать в состоянии большого осквернения, то он мыл свои половые органы и совершал такое омовение, которое совершается для молитвы». Этот хадис передали Муслим 21/305, Абу Дауд 222, ан-Насаи 1/138 и Ибн Маджах 584.