По мнению многих ученых, купание желательно для того, кто обмыл труп.
Об этом сообщается в хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من غسل ميتا فليغتسل ، ومن حمله فليتوضأ ﴾ رواه أحمد وأصحاب السنن وغيرهم .
«Кто обмыл тело умершего, пусть искупается, а тот, кто переносил его, пусть совершит омовение». Этот хадис передали Ахмад 2/280, Абу Дауд 3161, Ибн Маджах 1463, аль-Байхакъи 1/303 и другие, однако, некоторые имамы критиковали этот хадис. [Шейх аль-Альбани сказал: «Этот хадис является достоверным, некоторые пути передач которого являются достоверными, а некоторые хорошие, как я сказал об этом в “Ирваъ” аль-Галиль» 144. Сильным его назвали Ибн аль-Каййим, Ибн аль-Каттан, Ибн Хазм и др». «Тамамуль-минна» 1/112. См. также «Сахих Сунан Абу Дауд» 2707, «Сахих аль-джами’» 6402.]
‘Aли ибн аль-Мадани, Ахмад, Ибн аль-Мунзир, ар-Рафи’ий и другие сказали:
«В этом разделе ученые хадисов не привели достоверного хадиса».
Но Хафиз ибн Хаджар сказал об этом хадисе: «Ат-Тирмизи назвал его хорошим, а Ибн Хиббан назвал его достоверным».
И из-за его многочисленных цепей вероятнее всего, что это хороший хадис.
Ан-Навави опроверг то, что сказал ат-Тирмизи.
Аз-Захаби сказал: «Цепи этого хадиса сильнее, чем некоторые хадисы, которые богословы приводят в качестве доказательства».
Веление (купаться) в хадисе означает его желательность, как передается об этом в хадисе от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал:
﴿ كنا نغسل الميت ، فمنا من يغتسل ومنا من لا يغتسل ﴾ رواه الخطب بإسناد صحيح
«Мы обмывали умерших, после чего некоторые из нас купались, а другие не делали этого». Этот хадис передал Аль-Хатиб с достоверной цепью рассказчиков. [Также этот хадис передал ад-Даракъутни в «Сунан» 191, а Хафиз Ибн Хаджар назвал его иснад достоверным.]
Когда Асма бинт ‘Умайш обмыла тело своего умершего мужа Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, она вышла и спросила тех, кто пришел из мухаджиров, и сказала: «Сегодня очень холодно и (в добавок) я соблюдаю пост. Должна ли я искупаться?» Они сказали: «Нет». Этот хадис передал Maлик 1/222-223.
4. Купание при облачении в ихрам [Ихрам - белая одежда, которую надевают паломники для совершения Хаджжа или 'Умры. Прим. пер.]
Согласно мнению большинства ученых, искупаться желательно также и тому, кто надевает ихрам для совершения Хаджжа или ‘Умры.
Об этом говорится в хадисе Зайда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах, который рассказывал, что он видел как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнажился и искупался (для надевания ихрама). Этот хадис передали ад-Дара Кутни, аль-Байхаки и ат-Тирмизи 830, который назвал его хорошим. Аль-‘Укайли считает, что этот хадис является слабым. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сунан ат-Тирмизи» 830.]
Купание перед тем, как въехать в Мекку
Купаться желательно тому, кто хочет въехать в Мекку.
عن ابن عمر رضي الله عنهما :
﴿ أنه كان لا يقدم مكة إلا بات بذى طوى حتى يصبح ثم يدخل مكة نهارا ﴾ ، ويذكر عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه فعله ، رواه البخاري ومسلم ، وهذا لفظ مسلم
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, не въезжал в Мекку, без того, чтобы остаться в Зу-Тува до рассвета, а затем въезжал в Mекку днем. Он говорил, что так поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Этот хадис передали аль-Бухари 1553 и Муслим 227/1259, и здесь приводится версия Муслима.
Ибн аль-Мунзир сказал: «Все ученые говорят, что желательно искупаться перед въездом в Мекку, но если не сделать этого, то в этом нет ничего предосудительного. Большинство из них сказали, что достаточно совершение обычного омовения /вудуъ/.
6. Купание перед стоянием на горе ‘Aрафат
Желательно искупаться тому, кто намеревается стоять на горе ‘Арафат во время Хаджжа.
Как передал Maлик ибн Нафи’:
﴿ أن عبد الله ابن عمر رضي الله عنهما كان يغتسل لاحرامه قبل أن يحرم ، ولدخول مكة ، ولوقوفه عشية عرفة ﴾
«’Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, купался перед тем, как облачиться в ихрам, чтобы въехать в Mекку и для стояния на ‘Aрафате».
أركان الغسل
Составные части купания
Купание /аль-Ѓусль/ будет действительным только при выполнении двух условий:
Намерение
Это то, что отличает поклонение от обычая. Намерение – это чисто сердечный акт. Что же касается того, что многие люди постепенно стали его произносить языком и это вошло у них в привычку, то это является не обоснованным нововведением, от которого следует отказаться. О сущности намерения мы уже говорили в разделе «Омовение».