Поскольку пятница является днем собрания для поклонения и молитвы, шариат велит искупаться, чтобы мусульмане были на собрании в своем лучшем состоянии - чистыми и опрятными.
Передают, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ غسل الجمعة واجب على كل محتلم والسواك وأم يمس من الطيب ما يقدر عليه ﴾ رواه البخاري ومسلم
«Каждый совершеннолетний обязан купаться в пятницу и ему следует также почистить зубы и использовать благовония сколько сможет». Этот хадис передали аль-Бухари 857, 895 и 2665, Муслим 4/846, Абу Дауд 344, ан-Насаи 3/95 и Ибн Маджах 1089
Слово «обязательно» здесь означает, что это очень желательно.
Это высказывание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разъясняет сообщение, которое передал аль-Бухари от Ибн ’Умара, да будет доволен Аллах ими обоими:
«Однажды, когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, читал пятничную проповедь, в мечеть вошел человек из числа первых мухаджиров, сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и это был ‘Усман, да будет доволен им Аллах. ‘Умар окликнул его: “Какое сейчас время?” Он сказал: “Я работал и вернулся домой только тогда, когда услышал призыв к молитве, и совершил не больше чем обычное омовение”. ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “И ты совершил только малое омовение, в то время как ты знал, что посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, велел искупаться?”» Этот хадис передали аль-Бухари 882, Муслим 4/845, Абу Дауд 340, ат-Тирмизи 493 и ан-Насаи 3/93.
Комментируя этот случай аш-Шафи’и сказал:
«Поскольку ‘Усман не оставил молитву из-за купания и ‘Умар не велел ему выйти (из мечети) чтобы тот искупался, то это указывает на то, что сподвижники пророка знали, что это веление (искупаться) оставляет выбор».
Также то, что (купание в пятницу) является желательным, показывает хадис, переданный Муслимом от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ من توضأ فأحسن الوضوء ثم أتى الجمعة فاستمع وأنصت غفر له ما بين الجمعة إلى الجمعة وزيادة ثلاثة أيام ﴾
«Тому, кто совершит омовение должным образом, и затем придет на пятничную молитву, послушает молча (имама во время проповеди), простятся грехи совершенные им между двумя пятницами и дополнительно три дня».Этот хадис передали Муслим 27/857, Абу Дауд 343.
Аль-Куртуби утверждая, что данный хадис устанавливает желательность купания, сказал: «Упоминание омовения и того, что имеет к нему отношение, приобщив к нему награду, которая подразумевает под собой его правильность ( т.е. правильность данного действия), указывает на то, что одного омовения достаточно».
Ибн Хаджар в книге «Ат-Талхис» сказал: «Это - одно из самых сильных доказательств того, что купаться для пятничной молитвы не обязательно».
Мнение о желательности купания построено на том, что его не совершение не приносит вред. Но если это вредит людям, наподобие запаха пота (исходящего) от тела или одежды, то купание становится обязательным и не выполнение его становится запретным /харам/.
Некоторые ученые говорят, что купание в пятницу является обязательным, даже если не совершение его не причиняет никакого вреда (другим). В основе этого мнения лежит хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ حق على كل مسلم أن يغتسل في كل سبعة أيام يوما . يغسل فيه رأسه وجسده ﴾ رواه البخاري ومسلم
«Каждый мусульманин обязан искупаться однажды в каждые семь дней, и (в этот день) он должен помыть свою голову и тело». Этот хадис передали Аль-Бухари 897 и Муслим 849, и они принимают смысл хадиса буквально и опровергают то, что противоречит этому хадису.
Время пятничного купания продолжается от рассвета и до начала пятничной молитвы, и желательно совершить его перед отправлением (в мечеть). Если человек осквернился после купания, то будет достаточно совершить омовение (которое совершается для молитвы).
Аль-Асрам сказал: «Я слышал, как Ахмада спросили: «Если человек искупался и затем у него нарушилось омовение, достаточно ли будет ему совершить обычное омовение?» Он ответил: «Да, и я не слышал что-либо предпочтительнее хадиса Ибн ‘Абзы».
Ахмад ссылается на хадис, рассказанный Ибн Аби Шейбой с достоверной цепью от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абзы со слов его отца, который являлся сподвижником, что он купался в пятничный день и когда нарушалось омовение, то совершал только омовение и не повторял ѓусль (купание).
Время для купания заканчивается с окончанием молитвы. Если человек купается после молитвы, то это не считается пятничным омовением и тот, кто поступает таким образом, не следует Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ إذا جاء أحدكم إلى الجمعة فليغتسل ﴾ رواه الجماعة ،
«Если кто-то из вас отправляется на пятничную молитву, пусть искупается». Этот хадис передали аль-Бухари 882, Муслим 4/845, Абу Дауд 340, ат-Тирмизи 493, ан-Насаи 3/93.
В версии Муслима говорится:
﴿ إذا أراد أحدكم أن يأتي الجمعة فليغتسل ﴾
«Когда один из вас хочет пойти на пятничную молитву, пусть искупается».
Ибн ’Абдуль-Барр сказал: «Существует согласованность мнения ученых /иджма’/ в этом вопросе».
2. Купание для двух праздничных молитв /салят аль-'идайн/ [Салят аль-‘Идайн - молитвы совершаемые в день разговения после окончания месяца Рамадан и в день жертвоприношения. Прим. пер]
Ученые (говорят) что желательно купаться перед праздничными молитвами, хотя нет достоверного хадиса поддерживающего это (мнение).
В книге «Аль-Бадр аль-Мунир» сказано: «Хадис относительно купания для праздничных молитв является слабым. Но есть хорошие сообщения от сподвижников (, что они купались в эти дни)».