19.Почему шииты совершают саджда на мухр[66] или камень?
С точки зрения последователей Пророка Ислама (ДБАР) и непорочных имамов рода пророческого (ДБМ) глубокий земной поклон (саджда), должен совершаться на землю (почву и камень), а также на то, что произрастает из неё, но не на съедобное. Саджда на землю лучше, чем на что-то другое, потому что глубокий земной поклон – это наше покорность и смирение перед Всевышним Аллахом. В то время, когда человек, совершающий ритуальную молитву, прикладывает свой лоб, который является благороднейшей частью человеческого тела на землю, он достигает предела покорности и послушания. С точки зрения шиитов, дорогой Посланник Аллаха (ДБАР), а также мусульмане времён начала распространения Ислама, также совершали саджда на землю, камень или циновку, потому что в те времена полы мечетей и домов, были глиняными или каменными. В крайнем случае они были устланы циновками. Иногда какую-то небольшую часть дома застилали бараньими шкурами для того, чтобы сидеть на них во время приёма гостей. Люди не нуждались в чём-то другом, и поэтому совершали саджда на этот глиняный пол мечетей и домов, или же на циновки. Сегодня, когда в основном полы мечетей и домов застланы шерстяными, или же искусственными коврами, что затрудняет совершение глубокого земного поклона на землю или же камень, шииты всегда имеют при себе небольшой кусочек чистой земли (мухр). Они совершают на этот мухр глубокий земной поклон, и кроме этого бывают полностью уверены в том, что их саджда было совершено на место, полностью отвечающее всем условиям, необходимым для совершения глубокого земного поклона. Шииты имеют немало хадисов, для доказательства своих взглядов на эту тему, дошедших до них от непорочным имамов рода Пророка (ДБМ). Они убеждены в том, что Пророк Ислама (ДБАР) и сподвижники его светлости также совершали саджда на землю (грунт и камень). Для того, чтобы подтвердить и подкрепить этот вопрос, мы приведём для Вас хадисы из суннитских источников, потому что в них поясняется качество совершения саджда самим Посланником Божьим (ДБАР), а также его сподвижниками. Его светлость Пророк Мухаммад (ДБАР) запрещал совершать саджда на одежду, или на край чалмы, или что-то другое, подобное им. Мы приведём для Вас несколько хадисов на данную тему.
1. Ахмад бин Ханбал в своей книге «Маснад» приводит такой хадис: «Джабир бин Абдаллах Ансари говорил: «Я совершал намаз зухр вместе с Посланником Аллаха (ДБАР). Из-за сильной жары я взял небольшой камень и держал его в кулаке, а затем переложил в другую руку для того, чтобы этот камень остыл. Затем, я положил его перед собой и совершал саджда на него»».[67] Из хадиса нам стало понятно, что если было бы разрешено выполнять саджда на что-то другое кроме земли, то сподвижники Пророка Аллаха (ДБАР), совершали бы его на свою одежду и не испытывали никаких трудностей при этом, охлаждая камень.
2. Из книги «Аль-табакат аль-кубра», где говорится, о том, что имеется хадис о том что во время совершения Посланником Аллаха (ДБАР) саджда, его светлость приподнимал свою чалму так, чтобы при этом был открыт его лоб.[68] В книге «Маснад», Ахмада бин Ханбала приведён следующий хадис от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (ДБАР) молился на циновке».[69] Подобные хадисы также приведены от Малика бин Анаса, Айши, Умм Саламы, Мемуне, Умм Салимы, Абдаллаха бин Умара.
Сейчас, когда Вы ознакомились с точкой зрения шиитов по этому вопросу, есть основание для того, чтобы Вы обратили Ваше внимание на два других момента. Хотя последователи суннитских религиозно-правовых школ разрешают выполнение саджда на ковёр, всё же по единодушному мнению всех исламских мазхабов, саджда на землю или камень, также разрешается. Здесь можно сказать, что противоречие между суннитами и шиитами по поводу вопроса о месте совершения саджда, заключается только лишь в том, что сунниты несколько более расширили данную тему. Второй момент – это то, что все мусульмане мира убеждены, что саджда – это покорность и смирение, предназначенное только лишь для Всевышнего Аллаха. Выполнение саджда на мухр или на камень ни в коем случае не является поклонением этому камню или мухру. Точно также, как совершение саджда на ковёр, не является поклонением этому ковру. Потому что молящийся, совершая глубокий земной поклон на мухр, камень, ковёр или циновку, исполняет это только лишь для Аллаха, Милостивого и Милосердного. Существует большая разница между саджда, совершённым на землю или ковёр, и саджда, который совершается для камня, ковра или мухра.