Почему шииты совершают ежедневные обязательные пять намазов в три раза? То есть, почему они совмещают исполнение полуденной и послеполуденной молитвы (намаз зухр и аср), а так же вечерний и ночной молитвы (намаз магриб и иша)?
Прежде чем ответить на данный вопрос необходимо сказать, что с точки зрения всех религиозно-правовых школ Ислама разрешается совмещать исполнение обязательных ритуальных молитв во время нахождения на горе Арафат, а при нахождении в Маш’ар аль-харам, разрешается совмещать исполнение вечерней и ночной молитв. Кроме этого, с точки зрения всех религиозно-правовых исламских школ разрешается совмещение молитв при каких-либо путешествиях. То есть, путник имеет право совмещать полуденную и послеполуденную молитву, а также вечернюю и ночную. С точки зрения большинства шиитских правоведов совершение ежедневной пятикратной ритуальной молитвы в течении пяти раз, то есть совершение каждой молитвы по отдельности – это лучше и предпочтительней, чем их совмещение. Однако совмещение молитв также разрешается и допускается, и нет никаких преград для этого совмещения. Из хадисов и жизнеописания дорогого Посланника Аллаха (ДБАР) можно прийти к выводу, что его светлость для облегчения разрешал мусульманам объединять молитвы при их совершении. Сам Пророк Ислама (ДБАР) тоже совмещал молитвы, чтобы таким путём дать понять мусульманам о разрешении этого деяния. Мы приведём для Вас несколько хадисов, взятых как из суннитских, так и из шиитских источников, повествующих о разрешении объединении намаза зухр и аср, а также магриба и иша при их исполнении.
Ибн Аббас говорил: «Дорогой Посланник Аллаха (ДБАР), находясь в Медине, объединял совершение намаза зухр и аср, а также магриб и иша, хотя в то время не было ни дождя, и нам не угрожала какая-то опасность». У Ибн Аббаса спросили: «Что хотел выразить этим Посланник Божий?». Ибн Аббас ответил: «[Пророк] хотел, чтобы его община не испытывала трудностей и стеснённых обстоятельств».[58]
Малик бин Анас, основатель маликитского мазхаба, приводит хадис от Са’ада бин Джубейра, а тот от Ибн Аббаса, который сказал: «Дорогой Посланник Аллаха (ДБАР) совмещал полуденную и послеполуденную молитвы, а также вечернюю и ночную, хотя в это время не находился в путешествии, и не было никакой угрозы».[59]
Ахмад ибн Ханбал, основоположник ханбалитской религиозно-правовой школы в своей книге «Маснад» приводит от Абдаллаха бин Шакика следующий хадис: «Как-то раз, после совершения послеполуденной молитвы, ибн Аббас начал произносить речь, которая затянулась до того, что село солнце и стали видны звёзды. Люди начали призывать к молитве. Среди них был один человек, из племени Тамил, который громко воскликнул: - Намаз! Намаз! – Ибн Аббас пришёл в негодование и сказал ему: - Ты хочешь научить меня суннату дорогого Посланника Аллаха (ДБАР)? Я свидетельствую, что Пророк Ислама (ДБАР) совмещал исполнение полуденной и послеполуденной молитвы, а также вечерней и ночной»[60].
Имам Садик (ДБМ) говорил: «Воистину, Посланник Аллаха (ДБАР) совмещал намаз зухр и аср, читая при этом один азан и два икамата. Его светлость также совмещал исполнение намаза магриб и иша, читая при этом один азан и два икамата, хотя не было никаких причин для этого, и его светлость не находился в путешествии».[61]
Ибн Аббас сказал следующее: «Посланник Аллаха (ДБАР), совмещал исполнение полуденной и послеполуденной молитвы, а также вечерней и ночной, хотя при этом не находился в путешествии, в это время не лил дождь». Люди спросили у Ибн Аббаса: «Какова была цель Пророка Ислама при этом?». Он ответил: «Цель его светлости – это расширение (Ислама) и облегчение для своей общины».[62] Из всего того, что мы привели выше ясно, что хотя при совершении пятикратной молитвы гораздо лучше и предпочтительней совершать каждый намаз по отдельности, однако Посланник Аллаха (ДБАР) дабы мусульмане не испытывали излишних затруднений, разрешил совмещение полуденной и послеполуденной молитвы, а также вечерней и ночной. И сегодня это повеление, то есть разрешение о совмещении молитв может помочь разрешить многие затруднения, связанные с исполнением намаза в центрах обучения, военных гарнизонах, больницах, заводов, на фабриках и многих других общественных местах.