Если руководитель общественной молитвы будет путником, но молящиеся не будут знать этого и для выполнения молитвы присоединятся к нему, то каковы существующие предписания для них?
С точки зрения последователей Пророка Ислама (ДБАР) и непорочных имамов рода пророческого (ДБМ), порицается исполнение ритуальной молитвы за имамом-джамаата, который является в тех местах путешественником. Но такое выполнение молитвы не отражается на её достоверности и не аннулирует саму молитву.[106] Если при совершении намаза молящийся поймёт, что руководитель этой общественной молитвы (имам-джамаата), исполняет её в сокращённом варианте, то это не наносит никакого вреда для молитвы людей, совершающих её за этим имамом. Когда мы говорим о том, что такое исполнение молитвы порицается, то имеем ввиду то, что вознаграждение за этот намаз для человека не являющегося путником, будет гораздо меньше, по сравнению с другими общественными молитвами, в которых имам-джамаата не будет путешественником. Суннитские религиозно-правовые школы считают исполнение общественной молитвы за имамом-джамаата, являющимся путником, в то время когда другие члены этого намаза-джамаата не путники, верным и правильным. Только лишь последователи маликитского мазхаба считают выполнение такой молитвы неодобряемым и не рекомендуемым по шариату деянием (макрух-ом), кроме того случая, когда имам-джамаата будет на много превосходить всех других членов, участвующих в совершении этой общественной молитве.[107]
Развод с точки зрения Ислама
В нашей местности некоторые из мусульман с простотой и лёгкостью разводятся со своими жёнами, создавая тем самым немалые трудности и этим женщинам, и детям. Каков взгляд Ислама на это?
Ислам уделяет очень огромное внимание созданию семейного очага, его укреплению и прочности, и именно по этой причине развод, а также разделение жены от мужа считается неодобряемым, и не желательным деянием. В достоверных и авторитетных источниках суннитов, имеется немало хадисов, где говорится о порицании и осуждении развода. В качестве примера мы приведём для Вас некоторые из них.
Абдаллах ибн Умар говорил, что дорогой Посланник Аллаха (ДБАР) сказал следующее: «Самое ненавистное из разрешённых деяний для Аллаха, Велик Он и Славен - это развод».[108]
Хаким в своей книге «Мустадрак ас-сахихайн» приводит со слов Абдаллаха бин Умара следующее: «Абдаллах бин Умар рассказал, что Пророк Ислама (ДБАР) говорил: «Всевышний Аллах не сделал более отвратительного, но разрешённого деяния, чем развод»».[109] Необходимо напомнить о том, что хотя развод и является отвратительным и презираемым деянием, но в основе его лежит необходимость и воспрепятствование более большим трудностям и проблемам. Именно поэтому развод и является дозволенным и допустимым с точки зрения шариата деянием (мубах).
В книге «Васаил аш-шиа», являющейся для шиитов одним из источников хадисов, приводится следующее: «Имам Садик (ДБМ) передал, что Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Нет более любимого и желанного для Аллаха, Велик Он и Славен, чем дом, который благоустраивается браком. И нет более отвратительного, и ненавистного для Аллаха, Велик Он и Славен, чем дом, который разрушается разводом»».[110] Для того, чтобы решение о разводе не принималось поспешно и необдуманно, а супруги решали это в спокойной и умеренной обстановке, соответствующей их моральным и духовным потребностям, Всемогущий Аллах создал для этого различные условия, с соблюдением которых количество разводов уменьшается до минимума. И таким образом происходит воспрепятствование разрушению семейного очага, созданного когда-то на основе любви и дружбы, взаимопонимания и взаимоуважения. 1). Из тех деяний, которые Ислам придумал для уменьшения количества разводов в обществе, и которые принимаются учёными обоих течений Ислама – это рекомендации о создании домашнего суда в то время, когда имеется вероятность развода и распада семьи. В таких случаях избирается один представитель со стороны мужа, и один человек со стороны супруги. Эти люди должны обладать компетентностью для распутывания и разрешения семейных противоречий. После детального изучения и исследования причин семейных ссор и споров, эти два человека должны высказать своё решение по данному вопросу. В Священном Коране об этом говорится так: «Если вы опасаетесь развода между супругами, то назначьте по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба пожелают помириться, то Аллах помирит их. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».[111] 2). Второе дело, оказывающее постоянное воздействие на семейную жизнь, по поводу которого так же имеется единое мнение учёных всех религиозно-правовых школ Ислама - это когда развод происходит по причине антипатии мужа к жене, то в этом случае возможен такой развод, при котором муж может через определённое время, в течение которого по шариату воспрещается вступление в брак разведённой женщине, без повторного заключения брачного договора, вернуть свою бывшую жену обратно. Хотелось бы напомнить Вам, что с точки зрения шиитов имеются и другие условия, служащие уменьшению количества разводов.
С точки зрения последователей Пророка Ислама (ДБАР) и непорочных имамов рода пророческого (ДБМ) одним из условий достоверности и правильности развода – это присутствие двух справедливых людей в качестве свидетелей, во время чтения формулы развода. Это мнение так же опирается на следующий аят Священного Корана: «При этом призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас (то есть мусульман), и подтвердите свидетельство перед Аллахом».[112]
Несомненно что эти два человека, будучи справедливыми и аскетами, а также имея уважение которое к ним испытывают все, влиянию своих собственных слов не будут безразличны к тому, чтобы супруги развелись и таким образом распалась семья. Нет, конечно же эти два человека будут прилагать все усилия для того, чтобы с помощью своих советов и наставлений вновь создать миролюбивую и дружескую обстановку между супругами. Таким образом, помощь этих двух мудрых людей, их дружеские советы, наставления и увещевания способствуют предотвращению разрушения многих семей, которые казалось были на гране распада. Именно по этой причине, с точки зрения шиитов, если развод произошёл конфиденциально или же в присутствии людей несправедливых, то он не имеет никакой силы, и такой развод не считается действительным.
Ещё одно условие необходимое при разводе, с точки зрения последователей Пророка Ислама (ДБАР) и непорочных имамов рода пророческого (ДБМ), это в это время у женщины не должно быть месячных циклов. Ведь тогда её духовное состояние таково, что она очень быстро обижается и огорчается, а её терпение и выносливость очень малы. Вполне возможно, что в этом состоянии, женщина без всяких на то причин станет нервной и раздражительной, и именно поэтому мужчина в такие дни ни в коем случае не должен терять своей выдержки и терпения. Если всё же мужчина придёт в нервное возбуждение и в таком состоянии даст своей жене развод, то такой развод неверен и недействителен. Точно также, как считается недействительным развод, который был совершён не по собственной доброй воле и желанию, а в порыве гнева и ярости. Конечно же для достоверности и правильности развода существуют и другие различные условия. Для более подробного ознакомления с ними Вы можете обратиться к третьему тому нового издания «Рисале» имама Хомейни.
Из всего сказанного выше, можно прийти к такому заключению: Ислам в вопросах брака и семьи, точно в такой же мере подтверждает необходимость для этого мира, дружбы, любви, поощрения и воодушевления чистосердечия и искренности, точно также, как порицает и осуждает развод и распад семьи, хотя всё это даже и совершается при помощи законов шариата о разводе.