Как называются религиозно-правовые школы и толки суннитов?
Суннитские мазхабы с точки зрения мусульманского права подразделяются на следующие:
Ханафиты, которые подражают в вопросах фикха Ну’ман бин Сабиту, известному как Абу Ханифа. Абу Ханифа родился в 80 году лунной хиджры (699 г. хр. л.), а умер в 151 году лунной хиджры (767 г. хр. л).
Маликиты – последователи Малик бин Анаса ал-Асхаби, который родился в 95 году лунной хиджры (713 г. хр. л), а умер в 179 лунной хиджры (795 г. хр. л).
Шафииты, которые подражают Абу Абдаллаху Мухаммади бин Идрису аш-Шафи’а, родился в 151 году лунной хиджры, а умер в 204 по лунной хиджре.
Ханбалиты – последователи Абу Абдаллаха Ахмада бин Ханбала который родился в 164 по лунной хиджре (780 г. хр. л), а умер в 241 лунной хиджре (855 г. хр. л).
С точки зрения вероубеждения сунниты также разделяются на несколько различных групп.
1. Аш’ариты. Большинство суннитов в вопросах вероубеждения, придерживаются взглядов Абу-л-Хасана Али бин Исмаила ал-Аш’ари (873 г. хр.л. – 935 г. хр. л).
3. Мутазалиты – последователи Абу Хузайфа ал-Газзали Васи бин Ата. (699-748 г. хр.л).
4. Матуридиты. Многие из ханафитов, живущие на востоке исламского мира, в вопросах вероубеждения являются последователями Абу Мансура Мухаммада бин Мухаммада ал-Ханафи ас-Самарканди ал-Матуриди (870-944 г. х.л).
То, что мы перечислили для Вас выше – это всё наиболее известные суннитские религиозно-правовые школы в вопросах мусульманского права (фикха) и вероубеждения (акиды). Конечно же на протяжении всей исламской истории в вопросах фикха и акиды существовали и другие исламские группы, которые со временем прекратили свою деятельность. Если некоторые из них существуют и сегодня, то они очень малочисленны, а деятельность их крайне ограничена. Здесь хотелось бы напомнить о том, что религиозно-правовые школы суннитов в вопросах фикха, стали ограничены имеющимися сегодня четырьмя мазхабами с четвёртого века лунной хиджры. До этого времени, в вопросах мусульманского права среди суннитов имелось более сорока религиозно-правовых школ. Затем, по очень многим причинам, как например уменьшение противоречий, осталось всего лишь четыре официальных мазхаба. С точки зрения теологии, официально были признаны только лишь аш’ариты, что и стало причиной исчезновения мутазалитов, и других религиозно-правовых школ и течений.
Возраст имама Махди
Каков возраст имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) с точки зрения шиитов? Возможно ли, чтобы человек прожил столько лет?
С точки зрения шиитов, имам Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) родился в середине месяца Ша’абан 255 года лунной хиджры. Сейчас, когда начался 1424 год лунной хиджры, его светлости исполнилось 1169 лет. В отношении второй части вопроса разрешите вначале пояснить Вам несколько тем:
1. Принимая во внимание безграничную силу и могущество Всевышнего Аллаха, ни один мусульманин не сомневается в том, что если Создатель захочет, то сделает так, что один из Его рабов будет жить в этом мире тысячи лет.
Мусульмане верят в это, потому что убеждены, что в день Воскресения праведные рабы Аллаха будут вечно жить в раю, а грешники будут вечно пребывать в аду.
По нашему исламскому вероубеждению, его светлость Пророк Иса (ДБМ) жив и сегодня, хотя его возраст превышает две тысячи лет. Во время пришествия имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!), Пророк Иса (ДБМ) вернётся на Землю, будет помогать имаму в его борьбе, а во время совершения намаза, стоять за имамом. Поэтому в то время, когда мы убеждены в том, что Пророк Иса (ДБМ) жив, хотя родился примерно за 800 лет до имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!), какие трудности могут возникнуть у нас, имея вероубеждение о возрасте имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) и о том, что его светлость сейчас жив?
Священный Коран говорит в отношении Пророка Нуха (ДБМ) (Ной), следующее: «Мы послали задолго до этого Нуха к его народу, и он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов».[21] На основании этого аята можно прийти к выводу о том, что Пророк Нух (ДБМ), после начала своей пророческой миссии и до потопа, пробыл среди своего народа 950 лет. Всё это время, его светлость Пророк Нух (ДБМ) призывал их к поклонению Единому Богу, наставлял на путь истины. Относительно возраста Пророка существуют различные мнения. Некоторые утверждают, что он прожил три тысячу лет.
С точки зрения большинства мусульман его светлость Хизр (ДБМ) и Пророк Идрис (ДБМ) живы и поныне. В книге «Тахзиб аль-асма», известного суннитского учёного-хадисоведа Нувейа относительно Хизра написано следующее: «В отношении возраста Хизра и его пророчества имеются противоречия. Большинство из учёных убеждены в том, что Хизр был учёным, а не пророком. Сейчас он живёт среди людей, но неузнаваем ими». Эта тема также очень известна в кругу мистиков и праведников. Имеется немало известных рассказов о встречах с его светлостью Хизром (ДБМ), беседах с ним, получении у него ответов на свои вопросы.
На протяжении всей человеческой истории было немало людей, которые прожили очень долгую жизнь. Абу Хатам Саджастани, скончавшийся в 350 году лунной хиджры, написал книгу «Аль-му’иммарун», где привёл имена большого количества людей, доживших до очень преклонного возраста, и описал их жизнь.
Современные учёные также утверждают о вероятности долгой жизни. Они ищут пути, способствующие увеличению человеческого долголетия и надо отметить, что в этом исследовании они сумели добиться некоторых успехов. Следовательно, большой возраст имама Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!), сокрытого Богом от зла и насилия, и имеющего такое великое положение, что даже Пророк Иса (ДБМ), один из пяти величайших Пророков, будет помощником его светлости имама (Да ускорит Аллах его пришествие!). С точки зрения мусульманина убеждённого в Божественную силу и могущество, для него нет никаких проблем в данном вопросе, и он полностью одобряет и принимает это. Убеждение о рождении его светлости Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!), и его возрасте не принадлежит только лишь шиитам. Очень многие из известных суннитских учёных говорят о том, что имам Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!) уже родился и он сын имама Хасана Аскари (ДБМ).[22]
Узы родства
Что подразумевается под родственными отношениями и увеличивает ли это жизнь человека?
В исламской культуре узы родства – в значении постоянной, беспрерывной связи со своими единокровными родственниками. В Священном Коране и хадисах, для укрепления и упрочнения родственных отношений, имеется немало повелений для мусульман. Для устранения нужд и потребностей близких предписывается предпринимать всевозможные и осуществимые усилия, так как эти родственники имеют на это больше прав, чем другие члены нашего общества. Узы родства имеют огромный положительный след, как на нашу жизнь в этом мире, так и в мире будущем. Сохранение близких родственных отношений способствует увеличению хлеба насущного и достатка, отражению и устранению грехов, бедствий, несчастий и трудностей, очищению богатства, облегчению расчёта в Судный день. И наоборот, прерывание уз родства, всегда оказывает вредное воздействие на нашу жизнь и в этом мире, и в мире ином. Один из положительных следов от сохранения родственных связей – это увеличение жизненного срока человека. В авторитетных источниках как у суннитов, так и у шиитов, имеется немало хадисов, повествующих о том, что сохранение уз родства способствует увеличению жизненного срока, а прерывание их – его сокращению. В качестве примера мы приведём для Вас два хадиса, посвящённые этой теме.
1. Муслим, в своей книге «Сахих», приводит хадис от Анас бин Малика, который говорил так: «Воистину, дорогой Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Каждый, кто желает чтобы его хлеб насущный увеличился, а смерть отсрочилась, должен сохранять родственные отношения»».[23]
2. Кулейни в своей книге «Усуль кафи» приводит такой хадис от имама Садика (ДБМ). Его светлость имам Садик (ДБМ) говорил: «Я не знаю другого средства для увеличения жизненного срока, кроме как сохранения уз родства. Это настолько эффективно и действенно, что человеку осталось прожить всего лишь три года, но из-за сохранения им родственных отношений, Всемогущий Аллах добавил ему ещё тридцать лет, и в итоге получилось тридцать три года жизни. Другой должен был прожить ещё тридцать три года, но из-за прерывания уз родства, Всевышний сократил его срок на тридцать лет, и в итоге у него осталось только лишь три года».[24] В книге «Канз аль-амаль» также имеется немало хадисов, подобных вышеприведённым: «Человеку осталось прожить всего лишь три дня, но из-за сохранения им родственных связей, Аллах отсрочил его смерть на тридцать лет. Другой, должен был прожить ещё тридцать лет, но из-за прерывания им уз родства, Создатель заменил тридцать лет на три дня».