Цель: раскрыть сущность методов анализа прибыли и рентабельности предприятия
1. Задача анализа дохода предприятия.
2. Система показателей, характеризующих финансовые результаты предприятия.
3. Методика анализа факторов, влияющих на изменение доходности собственного капитала.
Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Основными задачами анализа финансовых результатов являются:
- Оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период.
- Факторный анализ показателей прибыли.
- Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности, выявление факторов и причин изменения показателей.
- Оценка динамики показателей рентабельности и анализ факторов, воздействующих на уровень использования хозяйственных средств.
- Анализ затрат, произведенных организацией, и затрат на рубль товарной продукции.
- Выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
Результаты анализа используются для принятия экономических решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснование перспективы развития предприятия.
Анализ доходности начинают с анализа состава и структуры прибыли до налогообложения, который позволяет установить основную часть прибыли.
Проведение факторного анализа прибыли от продажи позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов. Для оценки факторов, влияющих на формирование суммы прибыли от продажи продукции, необходимо проанализировать следующие показатели.
Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующим формулам:
1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продажи:
ΔΠР1=ПРО * IР - ПРО,
где ΔΠР1 – прирост прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции,
ПРО – прибыль от продажи базисного периода,
IР – индекс изменения объема продажи, определяемый отношением выручки от продажи отчетного периода к выручке от продажи предыдущего периода.
2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи:
ΔΠР2=СО * IР – С1
где СО, С1 – себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода.
3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи:
ΔΠР3=РУО * IР – РУ1
где РУО, РУ1– управленческие расходы предыдущего и отчетного периода соответственно.
4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи:
ΔΠР4=РКО * IР – РК1
где РКО, РК1– коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода соответственно.
5. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период.
ΔΠР = ΔΠР1 + ΔΠР2 +ΔΠР3+ ΔΠР4
Результаты факторного анализа показывают, какие факторы положительно повлияли на рост прибыли, а какие относятся к резервам роста прибыли.
Для более детального анализа необходимо изучить каждый элемент бухгалтерской прибыли и повлиявших на нее факторов. Факторы можно классифицировать на внешние и внутренние.
Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с бухгалтерской прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости продукции, операционных и внереализационных расходов, снижение которых приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка оказывают непосредственное влияние на величину бухгалтерской прибыли, а второго порядка – на прибыли от продаж.
Экономическая эффективность деятельности выражается показателями рентабельности (доходности). В общем виде рентабельность выражается отношением экономической эффективности к затратам. Экономическая рентабельность исчисляется исходя из прогнозной величины прибыли. Финансовая рентабельность определяется на базе реальной прибыли, включенной в финансовую отчетность предприятия. Система показателей рентабельности приведена в таблице.
На уровень рентабельности собственных вложений влияют доходность реализованной продукции, ресурсоотдача (фондоотдача) и структура авансированного капитала. Взаимосвязь уровня рентабельности собственного капитала с вышеуказанными факторами может быть выражена с помощью, так называемой формулы Дюпона, которая имеет следующий вид:
РСК = ЧП/ВР * ВР/А * А/СК *100 = ЧП/СК * 100
или РСК =РПРОДАЖ *ОА * КФЗ
где ЧП – чистая прибыль,
ВР – выручка от реализации товаров,
А – средняя стоимость активов,
СК – средняя стоимость собственного капитала,
РСК - рентабельность собственного капитала,
РПРОДАЖ - рентабельность продаж,
ОА – оборачиваемость активов,
КФЗ – коэффициент финансовой зависимости.
Используя способ цепных подстановок или абсолютных разниц, можно определить степень влияния трех факторов на уровень рентабельности собственного капитала предприятия.
Покажем взаимосвязь между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов с помощью следующей показателей: А – средняя стоимость активов, ВР – выручка от реализации товаров, РПРОДАЖ - рентабельность продаж, ОА – оборачиваемость активов,