И так, Аллах субхана уа Та’аля Говорит, но ни как говорит человек, образ Речи Аллаха субхана уа Та’аля соответствует Ему, Аллаху субхана уа Та’аля, соответствует Его субхана уа Та’аля величию, и Он Слышит ни как слышат люди, Его Слух соответствует Величию Аллаха субхана уа Та’аля, то что называется по-арабски «ля икъ би хи» - соответствует Ему.
Что же касается слов автор книги: «Аллах говорит без органов речи и без букв, буквы созданы»,то эти слова введены и внесены в эту книгу, то есть не относятся к словам Абу Ханифы рахимахуЛлаху Та’аля, это ересь и новшество введенная мутакаллимами, философами, теми, которые говорят, что Коран создан, это не относится к словам Абу Ханифы, потому это бида’а о созданности букв Корана, или бида’а о созданности слов Корана, то есть смыслы его не созданы, а буквы созданы, это бида’а о внутренней речи Аллаха, возникло, как мы уже сказали после смерти имама Абу Ханифы рахимахуЛлаху Та’аля, потому что имам Абу Ханифа, он умер в 150 году хиджры, а эта бида’а возникла во времена ибн Кулляба, который жил позже и он умер в 241 году хиджры, то есть он умер на 91 год позже чем имам Абу Ханифа рахимахуЛлаху Та’аля, и потом акыда ахлю сунна уаль джамаа всех саляф и их было множество во времена Абу Ханифы и в той же Куфе, что Коран вместе с его буквами, вместе с его словами и вместе с его смыслами - это Речь Аллаха и Аллах произнес его с его буквами своим Голосов, и также как Речь Его не подобна нашей речи, так и Голос Аллах субхана уа Та’аля не подобен речи творений, и вообще речь бывает она только звуками, бывает буквами.
Что же касается дальше слов атора книги «Что Речь она, без тела и без квитесенции ( то есть философское понятие, в сути вещь которая существует сама по себе, то есть сама вещь) и акциденция ( это явление, то есть то, что не существует без вещей, есть вещи, есть явления, то есть есть суть квинтесенция сама суть и есть те явления которые сами по себе не могут существовать, они существуют с этой вещью с этой сутью с этой квинтесенция)».
Он говорит, что это не квинтесценция и это не акциденция, то есть тот, кто приписал эти слова сюда и дальше там «нет грани и нет противоположности» и так деле и так далее, это все термины, выражения мутакаллимов, тех кто увлекался калямом, или так называемой «исламской философией», это не относится к словам имама Абу Ханифа и вообще, эти слова, они не более чем, какие-то фразы, смысл которых четко не понятен вообще, и по сколько в Коране и в сунне ничего не сказано об этих вещах, не квинтесенция ни акцеденция ни противоположность ни грани, ничего не сказано относительно Корана из вещей подобного рода, поэтому что мы делаем, поскольку, что это такое точно не понятно, плюс это или минус вообще что это не понятно и поскольку об этом не сказано ничего в Коране и в сунне, значит просто воздержимся вообще от суждения, мы просто говорим, что мы о таких вещах просто не говорим, потому что об этом не говорили саляфы, об этом не говорили предшественники, это наиболее справедливо, что можно сказать об этом предложении здесь.
(Примечание и довод что это не слова имама Абу Ханифы его слова в другом месте:Один человек спросил Абу Ханифу: «Какое у тебя мнение о том, что люди стали вводить в речь такие понятия, как “акциденция” (аль-а’рад) и “объектность” (аль-аджсам)?» Абу Ханифа ответил: «Это – слова философов. Придерживайся преданий (асар), следуй путем праведных предшественников (салаф) и остерегайся религиозных новшеств, потому что всякое религиозное новшество – это ересь (бид’а)». [ «Замм аль-Калам» аль-Харави (194/ба).]. Конец примечания ).
И так, мы заключаем, что Аллах субхана уа Тааля, Он говорит и говорит когда пожелает и как пожелает субхана уа Тааля, образ того, как говорит Аллах субхана уа Тааля мы не знаем и не можем себе представить, он соответствует Величию Аллах субхана уа Та’аля и его Речь не подобна речи других, и Он говорит Голосом, Он говорит буквами, но Голос Его ни как голос творений и Речь Его не создана, это что касается слов о Коране.
«Слово об Атрибутах».
Говорит имам Абу Ханифа: «У Аллаха есть Рука, Лик, Душа, так как Аллах упомянул об этом в Коране, все что упоминал Аллах в Коране по поводу Лика, Руки, Души и так далее, все это относится в Его Атрибутам, по поводу которых не задают вопрос как? И нельзя говорить, что Его Рука – это его Мощь или Его Милость, потому что это является отрицанием Атрибута и относится к словам кадаритов и муаттаззилитов, но Рука Его – есть Его Атрибут, о котором нельзя задавать вопрос «как», и Гнев Его и Довольство Его – Атрибуты Всевышнего Аллаха по поводу которых нельзя задавать вопрос «как».
Комментарий:
Так, Аллах субхана уа Та’аля утверждает в Коране наличие у Него Атрибутов таких, как Рука, Лик Душа, Аллах субхана уа Та’аля говорит: «Рука Его над их руками», и говорит: «Всякая вещь погибнет кроме его Лика», и говорит: «И предостерегает вас Аллах от самого себя (от своей души от нафс)». Все эти Атрибуты Аллах субхана уа Та’аля утверждает наличие их у себя в Своей Книге, и по поводу них нельзя задавать вопрос «а каковы они», «каков их образ», нельзя ничего себе представлять, раз Аллах субхана уа Та’аля утвердил для Себя наличие у Него Этого Атрибута, то уаджиб, то есть обязанностью нашей является также подтвердить наличие у Аллаха субхана уа Та’аля этого Атрибута, поскольку Аллах субхана уа Та’аля не упоминает нам образ этого Атрибута, да и невозможно чтобы мы поняли образ этого Атрибута, поэтому мы не должны задумываться о том, «а каковы они», «и какой этот Атрибут», «что он из себя представляет», и рисовать себе какие-то образы у себе в уме, нет, мы должны все что дальше этого молчать, да, у Аллаха субхана уа Та’аля есть Рука, да у Аллаха субхана уа Та’аля есть Лик, да у Него есть Нафс, а образ относится к знанию сокровенного, о чем знает только Аллах субхана уа Та’аля и группы, многочисленные группы людей, относящие себя к мусульманам, они заблудились в этом вопросе, а причина их заблуждения их желание отдалить Аллаха от подобия творениям, потому, что когда им сказали «Да у Аллаха есть Рука», они себе сразу нарисовали в воображении что-то, а потом ужаснувшись, сказали: «Нет, у Аллаха нет Руки» и стали отрицать этот Атрибут, либо стали искажать его и трактовать как-то по другому, придав этим текстам какую-то трактовку, которая отвела их от их первоначального смысла или от их буквально смысла, сказали «Нет, Рука – это Мощь, или Рука это Милость или это Благодеяния Аллаха субхана уа Та’аля» и так далее. Им нужно сказать: А вы себе ничего не представляйте просто, кто вам сказал, что Рука Аллаха подобна рукам творений, и кто вам сказал что Лик Аллаха подобен ликам творений, если вы скажете, что у Аллаха есть Лик, это не означает уподобление Аллаха творения, Его Лик соответствует Его субхана уа Та’аля Величию. И имам Абу Ханифа порицает людей, которые отрицают Атрибуты Аллаха или дает им какую-то трактовку, и говорит, что это есть отрицание Атрибута подтвержденного Аллахом в Его Книге и говорит, что так поступают кадариты, так поступают му’атаззилиты, и говорит, Рука Аллаха это Его Атрибут такой, в буквальном смысле, но без представляемого образа, без возможности сказать «а как» , «как она выгладит», нет, тоже самое касается Гнева Аллаха и Довольства Аллаха субхана уа Та’аля, это Его Атрибуты без вопроса «как», «какие они», потому что Аллах субхана уа Та’аля говорит: «И разгневался на него Аллах и проклял его и приготовил ему мучительное великое наказание», и про Атрибут ар-Рида Довольство Аллах субхана уа Та’аля сказал: «Доволен Аллах ими, они довольны Аллахом», и вот этот вот отрывок, он отображает нам манхадж, то есть путь и убеждения имама Абу Ханифа в этом вопросе его мазхаб в вопросе сыфатов Аллаха субхана уа Та’аля, и очень ясна позиция его и четкая позиция, включает в себя этот кусочек несколько важнейших пунктов отображающих нам убеждения Абу Ханифы и ученых из числа предшественников и имамов этой уммы и мы берем отсюда что все, о чем сообщается в Коране и в сунне, по поводу Атрибутов Аллаха субхана уа Та’аля и Его Имен, мы обязаны признавать это подтверждать это не отрицая это, не трактуя, но в то же время не уподобляя Атрибуты эти, атрибутам творений, это первое, второе, что мы отсюда берем вывод, что нельзя трактовать какой-то Атрибут другим Атрибутом, то есть говорить, например, Рука - это Мощь, это Милость и так далее, и еще последний вывод, который мы берем из этих слов, что тот, кто искажает или трактует Атрибуты говоря, что это другой Атрибут, то такой человек совершает что, тот кто заменяет говоря, что это другой Атрибут, то такой человек совершает «тахриф», то есть искажение текстов Корана и сунны и он делает «ибталь сыфа», то есть он делает отрицание Атрибутов Аллаха субхана уа Та’аля, и так, подытоживая разговор об этом, мы скажем, что Атрибуты Аллаха субхана уа Та’аля их нужно принимать согласно их очевидному смыслу, очевидному смыслу текстов о них, без та-уиля без каких-либо трактовок, не отводя эти тексты от их буквального смысла, не лишая Атрибуты эти их буквального и настоящего смысла, без отрицания, но в тоже время без такъифа, то есть без попытки представить их образ или придать им какой-то образ и уподобить их Атрибутам творений.
«Слово о предопределении».
Сказано в тексте книги: «Всевышний Аллах создал все вещи из ничего, Всевышний Аллах знал о всех вещах до того, как они появились и Он Тот, Кто предопределил их и предначертал, все что происходит в этом мире или в мире вечном происходит не иначе как по Его Желанию, Знанию, предопределению, предначертанию и согласно Его записи в хранимой скрижали, однако, запись Его в виде описания, а не в виде постановления. Предопределение, предначертание, Желание – изначальные Атрибуты Аллаха, образ которых не известен. Всевышний Аллах знает об отсутствующем, в то время, когда он отсутствует, и знает о том, каким оно будет, когда Он даст ему осуществление. Аллах знает о существующем в то время, когда оно существует, и знает каким будет его исчезновение. Аллах знает о стоящем, когда он стоит, а если он сядет, то Он знает его сидящим. И при этом Его Знание не изменяется и у Него не появляется какое-то новое Знание, изменение происходит с творениями».
Комментарий:
И так, Аллах субхана уа Та’аля, Он создал все вещи из ничего из небытия, и Аллах субхана уа Та’аля, Он создает, что желает из ничего и не нуждается ни в чем для сотворения, и Знание Аллаха субхана уа Та’аля о вещах, оно изначально и предвечное до того, как Он создает вещи, Аллах субхана уа Та’аля знает о них, и Знание, как предвечный Атрибут Аллаха субхана уа Та’аля, о нем мы уже говорили на прошлых занятиях, Аллах субхана уа Та’аля предопределил и предначертал вещи, что означает это? Означает, что Аллах субхана уа Та’аля знал о них изначально, потом записал Аллах субхана уа Та’аля это, потом Аллах субхана уа Та’аля пожелал, чтобы это произошло, потом Аллах субхана уа Та’аля создал это, то есть дал этому существование, как мы уже об этом говорили раньше. И все, что есть, все что известно, все что существует и все что не существует, все это по предопределению и предначертанию Аллаха субхана уа Та’аля, и нет ничего ни в этом мире ни в вечном мире, чтобы это происходило без Желания Аллаха субхана уа Та’аля или без Знания Аллаха субхана уа Та’аля или без предопределения предначертания Аллаха субхана уа Та’аля, нет Он предопределил и предначертал эти вещи, пожелал, чтобы они были в том виде, о котором Он знал изначально, что они будут в этом виде, и записал в хранимой скрижали. И сказано здесь: «…записал в виде описания, но не в виде постановления», что это значит, имеется ввиду здесь, что не у Аллаха субхана уа Та’аля запись Его означает приказ, потому что у некоторых может возникнуть не правильное понимание из того, что сказано раньше здесь, что человек принужден к своим действиям, если он совершает грех или наоборот, он совершает праведные деяния, то совершает по принуждению Аллаха субхана уа Та’аля, поэтому здесь вот эта оговорка, что «в виде описания, но не в виде постановления», то есть говорит комментатор, что не только так сказано, не только в виде хукма, не только в виде постановления, так, что, например, «да будет Зейд верующим», или «пусть будет такой-то неверующим», чтобы не возникло у людей неправильное понимание, что человек принужден к вере или принужден к неверию, эта оговорка здесь для этого.
Но есть вероятность, что вообще, вот эти выражения, которые здесь есть и последующие за ними выражения, это не являются словами имама Абу Ханифы рахимахуЛлаху Та’аля, потому, что здесь не упоминается такая стадия предопределения, как сотворение. Дальше сказано, что предопределение и предначертание, Желания Аллаха субхана уа Та’аля, это все Атрибуты Аллаха субхана уа Та’аля, они предвечные, сказано, мы не знаем образ Атрибутов, как все Атрибуты Аллаха субхана уа Та’аля, мы не знаем их образ, и сказано, что Аллах субхана уа Та’аля знал о вещах, которые не существуют, то есть которых нет, Он знает о них, когда их нет, то есть каковы они и так далее, и знает о том, что когда Он их создаст какие они будут, то есть, когда они обретут существование, то каким будет образ этих вещей, то же самое касается, существующих, наоборот, вещей, Аллах субхана уа Та’аля знает об этих вещах, какие они, какой их образ, все знает о них и знает о том, каким будет исчезновение этих вещей, когда Аллах субхана уа Та’аля предопределит и предначертает этой вещи исчезновение. Дальше сказано, что Аллах субхана уа Та’аля знает стоящего, в то время, когда он стоит, то есть знает образ его, все знает о нем, и если будет предопределено этому стоящему сесть, то есть изменить свое положение, то Аллах субхана уа Та’аля Он знает о том, каким будет состояние этого человека когда он сядет, и он садится уже по знанию Аллаха субхана уа Та’аля, и Аллах субхана уа Та’аля знает о том, каким он будет, когда он сядет, до того, как этот человек сядет, то есть перейдет в сидячее положение и все это, говорит автор, без изменения Знания Аллаха субхана уа Та’аля потому что Знание Аллаха субхана уа Та’аля – Его Атрибут, изначальный Его Атрибут, Аллах субхана уа Та’аля знал все изначально, а не так, что, что-то произошло и Аллах не знал об этом, когда это произошло, только потом Аллах узнал, нет, не так, то есть изменение в Знания Аллаха субхана уа Та’аля не происходит, изменение происходит в самом творении, а Творец, Его Атрибуты, сказано, что не подвергаются изменению, то есть они изначальны. И мы сказали, что большая вероятность, что большое количество тех слов, которые сказаны вот в этом вот абзаце, то это относится уже к словам мутакаллимов здесь. Потому что имам Абу Ханифа жил рано, жил в эпоху саляфу ссаляф, когда еще многие из этих терминов, которые здесь есть они еще не применялись и вообще сам Абу Ханифа порицал науку о каляме, так называемую науку калям, порицал и использование саляфу ссляф этих выражений, оно не свойственно для них, для предшественников. Как бы то ни было, вывод из того, что мы прочли здесь, что Аллах субхана уа Та’аля Он создал вещи из ничего не нуждаясь ни в чем, все что происходит в этом мироздании, обязательно происходит по воле Его и по творению Его, то есть Он творит их, в том числе здесь относятся и деяния людей также.
Следующий заголовок.
Сказал автор книги: «Всевышний Аллах создал людей свободными, от неверия и веры, а затем обратился к ним с религиозными установлениями приказами и запретами, после чего часть из них стала неверными, своим действием, отрицанием и отвержением истины, оставшись без поддержки Всевышнего Аллаха. Другие же уверовали по своему действию и подтверждению и признанию истины благодаря помощи Аллаха и Его поддержки, Аллах вывел потомство Адама из его хребта, сделал их разумными и обратился к ним, приказав им веру и запретив неверие, после чего они признали Его Господство и это было проявление веры с их стороны. Когда они рождаются, то в них присутствует эта врожденная склонность к вере, тот, же, кто становится после этого неверным, тот исказил и изменил естество, а тот, кто уверовал и признал истину, тот остался верен своей естественной природе и утвердился в ней. Всевышний не принудил никого из людей к неверию или к вере и не создал их верующими или неверующими, однако, создал их личностями, а вера и неверие являются деяниями самих рабов. Аллах знает тех, которые не веруют в момент их неверия, как неверных, а если они уверуют после этого, то Он знает их как верующих и любит их и при этом Его Знание и Его Атрибут не изменяется, все действия рабов включая движение и спокойное состояние является их собственным приобретением в буквальном смысле, Всевышний же Аллах является их Творцом и все действия рабов происходят по Его Воле, Знанию предопределению и предначертанию».
Комментарий:
И так, автор начинает подпункт со слов «Всевышний Аллах создал людей свободными от неверия и веры»,правильность этого предложения, она под сомнением, потому что Аллах субхана уа Та’аля создал людей с врожденной склонностью к вере, то есть создал их в фитре, естественная склонность их в признанию Аллаха субхана уа Та’аля своим Господом и своим истинным Богом. Далее его слова, что «тот, кто стал неверным, тот стал неверным по своему действию и по своему отрицанию и по своему отвержению истины», да это правильно, Аллах субхана уа Та’аля никого не принудил к куфру.
И сказано «по причине того, что Аллах субхана уа Та’аля оставил его без поддержки», то есть Аллах субхана уа Та’аля, который знает, что в сердцах рабов, Аллах субхана уа Та’аля оставил этих людей без Своей поддержки, поэтому они оказались осажденными со всех сторон сатанами, шайтами, своим нафсом и без помощи Аллаха субхана уа Та’аля конечно не смогли стать верующими и своими действиями, своими отрицаниями, своими отвержения истины, то есть они виноваты в этом сами, в том, что они остались без поддержки Аллаха субхана уа Та’аля, они стали неверными, те же которые уверовали, те стали верующими по своему действию, то есть их не принудил Аллах субхана уа Та’аля к вере, по своему подтверждению истины и веры в нее, но при помощи Аллаха субхана уа Та’аля, то есть через тауфик, благодаря тауфику – помощи Аллаха субхана уа Та’аля и поддержке, потому что если бы Аллах субхана уа Та’аля не поддержал их, если бы Аллах субхана уа Та’аля не защитил человека от шайтана, от его наущений, человека от собственного нафса не оградил бы, то человек не стал бы верующим, человек бы оказался неверующим и ушел бы в омут неверия.
И сказано, «что Аллах субхана уа Та’аля выявил потомство Адама из его хребта и сделал их разумными и обратился к ним», здесь речь идет о чем? Речь идет о первом договоре, завете заключенным между Аллахом субхана уа Та’аля и сынами Адама, Аллах субхана уа Та’аля создал людей с врожденным чувством таухида, с врожденной склонностью признавать Аллаха субхана уа Та’аля своим Господом, что Он Один, Который творит, Который создает, Который распоряжается всем, Который дает пропитание, всем управляет, и что Он Один достоин поклонения, после этого, когда человек рождается в таком состоянии, Аллах субхана уа Та’аля обращается к человеку через посланников, через уста посланников с приказами и запретами, Аллах субхана уа Та’аля приказывает людям иман и покорность ему и запрещает им, наоборот, куфр и ослушание Аллаха субхана уа Та’аля, тот, кто не верует из них, тот, становится неверным по своему выбору лишаясь поддержки Аллаха субхана уа Та’аля, доказательство, Аллах субхана уа Та’аля говорит: «Они, которые отдали предпочтение слепоте перед прямым путем» в суре Фусылят, потому что он сам отрицает, потому что он сам отвергает истину, потому что он сам отверг призыв посланников, и это, потому что Аллах субхана уа Та’аля оставил его без поддержки, оставил без Своего тауфика и поэтому, как мы сказали, окружили его сатаны со всех сторон и отвели его от его религии, все это произошло по выбору человека, но по бытийной Воле Аллаха субхана уа Та’аля, то есть на это было предопределение Аллаха субхана уа Та’аля и была Воля Аллаха субхана уа Та’аля, и наоборот, те, которые уверовали, они уверовали по своему выбору, своими действиями, своим признанием истины, своим подтверждением истины, но благодаря тауфику, то есть поддержке Аллаха субхана уа Та’аля, если бы Аллах субхана уа Та’аля оставил их сатане и нафсу, то они бы не устояли, стали бы неверующими, Аллах субхана уа Та’аля помог им и поддержал их, против страсти, против души, против шайтана, но, и тот, кто уверовал и тот, кто не уверовал, все равно находится в пределах Воли, Желания Аллаха субхана уа Та’аля, потому что Аллах субхана уа Та’аля говорит: «Но, не пожелаете вы, если не пожелает Аллах, Господь миров».
Далее, что касается первого договора между сынами Адама и Аллахом субхана уа Та’аля, то на это указывают достоверные хадисы, говорит автор, что Аллах, когда вывел их из хребта Адама, сделал их разумными, обратился к ним, приказав им иман, приказав им таухид, запретив им ширк, и они все это признали, то есть сыновья Адама все это признали и сообщает в хадисе, достоверность которого подтвердил шейх аль-Альбани рахимахуЛлаху Та’аля, что один человек пришел в Пророку алейхи ссаляту уа ссалям, и сказал: «О, Посланник Аллаха, делать ли на дела или предопределено все и нам не делать дела?», Пророк алейхи ссаляту уа ссалям тогда ему сказал: «Поистине Всевышний Аллах вывел потомство Адама и заставил их засвидетельствовать о самих себя», то есть первый договор: «Не Я ли Господь ваш? – сказали – Да» и потом сказано, что Аллах субхана уа Та’аля взял их в две Ладони и сказал: «Эти в аду, а эти в раю, то есть разделил сынов Адама, на эти в раю, а эти в аду, обитателям рая облегчено деяния обитателей рая, обитатели ада, облегчено им деяния людей ада», то есть Аллах субхана уа Та’аля изначально уже знал по Своему Знанию, кто кем будет, это не принуждение к куфру или иману, просто Аллах субхана уа Та’аля знал уже кто к чему склонится, хорошо, зная к чему склонится человек и что будет делать этот человек, и сказано, никого Аллах субхана уа Та’аля не принуждает к куфру или к иману и никого Аллах не создает «вот этот верующий, а этот кафир», говорит он, автор, и говорит, что куфр и иман, это действие самого человека, то есть Аллах субхана уа Та’аля Он создал людей в фитре, естественной склонности к поклонению Аллаху, говорит: «Эта фитра, в которой Аллах создал людей» в аяте об этом сказано, в суре «Рум», и в хадисе сказано, что Пророк алейхи ссаляту уа саля говорит, что Аллах субхана уа Та’аля сказал: «Я создал всех моих рабов ханифами», то есть склонными к единобожию, к покорности Аллаху субхана уа Та’аля, и между тем, что куфр и иман являются действиями самого человека и приобретением самого человека, и тем, что все это создано Аллахом субхана уа Та’аля и все предопределено Аллахом субхана уа Та’аля, и по знанию Его происходит, в это нет противоречия, Аллах субхана уа Та’аля знает кафира в момент его куфра и знает как он уверует, до того, как он еще уверовал, Аллах субхана уа Та’аля знает как он уверует, все это по Знанию Аллаха субхана уа Та’аля, по Желанию Аллаха субхана уа Та’аля, по Воле Аллаха субхана уа Та’аля, Аллах субхана уа Та’аля дает на это Свою Волю.
Сказано, что Аллах субхана уа Та’аля знает кафира, в момент когда он не уверует как кафира, а когда он уверует, знает его как верующего и любит его когда он верующий, почему он это говорит, потому что некоторые из заблудших, говорят, что поскольку раз Знания Аллаха субхана уа Та’аля не меняются не должны меняться, они говорят, что Аллах субхана уа Та’аля уже заранее знает, что этот человек, например, будет верующим и уже любит его даже тогда, когда он еще кафир, или наоборот, если человек верующий, но потом он станет неверующим, и Аллах субхана уа Та’аля знает об этом и Аллах субхана уа Та’аля поэтому уже не любит или ненавидит, нет это не так! И дальше скажем, что все действия рабов, это на самом деле, их приобретение в буквальном смысле, то есть это опровержение джабаритов, которые говорят, что действия рабов это на самом деле не их действия, а только в переносном смысле называются их действиями, на самом деле действующий это Аллах субхана уа Та’аля, нет, действия рабов, это их собственные действия, в буквальном смысле их собственное приобретение, но сказано, Аллах субхана уа Та’аля Он создатель всего, всех действий рабов, Аллах субхана уа Та’аля Он создатель и все они происходят по Его Воле и по Его Знанию и по Его предначертанию и по Его предопределению.
И так, вывод из это главы, так, все, что происходит, Аллах субхана уа Та’аля знает это заранее, не изменяется Его Знание, потому что Его Знание оно изначально и Он знает какой вещь являлась, какой она является и какой она будет являться если изменится, то какой она будет, Аллах субхана уа Та’аля никого не принуждает к иману и никого не принуждает к куфру, но Аллах субхана уа Та’аля создал людей в фитре, то есть в естественной склонности к вере и Аллах субхана уа Та’аля знает что было и что будет без того, чтобы менялось Его субхана уа Та’аля Знание.
Следующий пункт
«Покорность или деяния покорности они любимы Аллаху, а прегрешения они предопределены Аллахом, но не любимы Аллаху».
Сказал автор книги: «Все деяния покорности случаются по приказу Всевышнего Аллах, при Его любви к ним, Его довольствии, по Его Знанию, Воле, предопределению, предначертанию. Что же касается прегрешения, то они происходят по Знанию Аллаха, по Его предопределению, предначертанию Его Воле, но без Его Любви к ним, без Его довольства и без Его приказа».
Комментарий:
И так, все деяния покорности, все праведные деяния, они приказаны Аллахом субхана уа Та’аля и Аллах субхана уа Та’аля любит их и Аллах субхана уа Та’аля доволен ими и говорит субхана уа Та’аля: «Если будете благодарны, то будет довольны этим Аллах». И когда они происходят, то есть деяния угодные Аллаху, то есть деяния покорности, то они происходят согласно Знанию Аллаха субхана уа Та’аля, предшествующему, согласно Воле Аллаха субхана уа Та’аля, согласно предопределению, предначертанию Аллаха субхана уа Та’аля, потому что Аллах субхана уа Та’аля, как мы знаем, Он знает деяния рабов, знал из в предвечности, изначально знал, что будут делать люди, потом Аллах субхана уа Та’аля пожелал, чтобы человек сделал это, предопределил это, записал это, создал это и если бы Аллах субхана уа Та’аля не предопределил это и не предначертал это, то не было бы этого деяния покорности. Вообще, все что происходит в этой вселенной, все происходит по воле и по предначертанию Аллаха субхана уа Та’аля в том числе и деяния рабов, сказал Всевышний Аллах: «Аллах создал вас и то, что вы делаете», «И не пожелаете вы, если не пожелает Аллах». То же самое катается и прегрешения, прегрешения также происходят по Воле Аллаха субхана уа Та’аля, также происходят по дозволению Аллаха субхана уа Та’аля, но в отличии от деяний угодных Аллаху, деяний покорности, они не приказываются Аллахом, Аллах их не приказывает рабам совершать, Аллах субхана уа Та’аля не доволен ими и Аллах субхана уа Та’аля не любит их, но как и добрые деяния, так и прегрешения, все они все равно Аллах субхана уа Та’аля знал о них, что рабы будут делать их, то есть происходит по Знанию Аллаха субхана уа Та’аля и по Его воле, сказал Всевышний Аллах: «Аллах, поистине не скроется от Него ничего ни на небесах ни на земле». То, что Аллах субхана уа Та’аля не любит прегрешения, Аллах субхана уа Та’аля указывает на это в Коране, Аллах субхана уа Та’аля говорит: «Если вы будете неверными, то Аллах субхана уа Та’аля не нуждается в вас и Аллах субхана уа Та’аля не доволен для Своих рабов неверием» и Аллах субхана уа Та’аля не приказывает мерзостные деяния, не приказывает прегрешения в своем шариате, поэтому, когда мушрики сказали, Аллах субхана уа Та’аля говорит о них: «И говорят они, когда совершают какую-то мерзость (то есть мушрики): «Мы застали наших отцов совершающими эти деяния (то есть видели это от наших отцов) и Аллах нам приказал делать это», и Аллах говорит: «Скажи Мухаммад, Аллах не приказывает мерзости, неужели вы говорите об Аллахе то, чего не знаете».И так, из этого пункта нам становится ясным, что деяния покорности Аллах субхана уа Та’аля, на них была Воля Его, как бытийная, так и шариатская, то есть Аллах субхана уа Та’аля пожелал чтобы это случилось, если оно случается в бытийном плане, если человек совершает деяния покорности, то значит Аллах субхана уа Та’аля знал, что человек это совершит, Аллах предопределил это, Аллах субхана уа Та’аля на это была Его Воля, чтобы человек совершил это и Аллах субхана уа Та’аля создал это, плюс, Аллах субхана уа Та’аля пожелал это Своей шариатской волей, то есть Аллах субхана уа Та’аля приказал это в Своем шариате, и это любимо Аллахом субхана уа Та’аля, что касается прегрешения, то здесь, да, на это была бытийная Воля Аллаха субхана уа Та’аля, чтобы это было, чтобы это произошло, на это было дозволение, Воля Аллаха субхана уа Та’аля, но Аллах субхана уа Та’аляи не приказал это, Аллах субхана уа Та’аля не любит это, Аллах субхана уа Та’аля не доволен этим, на это нет шариатской Воли Аллаха на это нет, и так вот это разграничение двух Воль, о том что есть две Воли, когда мы говорим «Аллаху Арада» - Аллах изволил, была Воля Аллаха, Воля бывает двух видов, Воля шариатская и Воля бытийная, бытийная Воля – все, что происходит, происходит по Воле Аллаха субхана уа Та’аля в мироздании, это Его бытийная Воля, то что приказал Аллах, то есть Его шариатская Воля, то что Аллах субхана уа Та’аля предопределил, пожелал своей бытийной Волей, то случается обязательно, то, что Аллах субхана уа Та’аля предопределил Своей шариатской, то есть приказал рабам совершать это или не совершать, то это может случиться, может не случиться, когда это случается, это значит, что совпали в этом деянии обе Воли Аллаха субхана уа Та’аля, если это не случается, то есть человек совершает прегрешения, и не совершает то, что приказал Аллах субхана уа Та’аля, то мы говорим, да, на это есть бытийная Воля Аллаха субхана уа Та’аля, но нет на это Его шариатской Воли. Не понимая наличие двух видов Воль, заблудшие группы сбились с пути, поэтому муатаззилиты говорят: «Как это так, была Воля Аллах на прегрешение» и недоумевают, мы говорим: «Да, была Его Воля, иначе как же произошло это без Его Воли, разве может что-то произойти в мироздании без Его дозволения, была Воля, другое дело, что это не любимо Аллаху субхана уа Та’аля и он не доволен этим, но он это предопределил по своей мудрости, Аллах субхана уа Та’аля говорит в суре аль-Бакара: «А если бы пожелал Аллах, то не сражались бы после них (то есть после прихода пророков) люди, после того, как стали ясными для них знамения (пришли для них ясные знамения), но они разделились и среди них оказались те, которые уверовали в пророков и те, которые не уверовали в них, если бы пожелала Аллах, то они бы не сражались, но Аллах делает то, что пожелает, (на что есть Его Ирада)», это какая Ирада? Аллах субхана уа Та’аля хотел, чтобы люди разделились на кафиров? Аллаху это любимо и Аллах доволен этим? Аллах приказал, чтобы были кафирами? Нет! Но была Его Воля, Аллах захотел это в бытийном плане, но не захотел в шариатском плане: «Но Аллах делает, что захочет (что пожелает)».