Книга авторство которой приписывают имаму Абу Ханифе.
Перевод книги переписан умм АбдуЛлах с аудио уроков абу Йяхьи крымского по этой книге, примечания добавлены из других источников.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Сегодня биизниЛляхи Та’аля мы приступим к изучению книги, которая называется «аль-Фикх уль-Акбар» авторство которой относят к имаму Абу Ханифе рахимаху Ллаху Та’аля, эта книга связана с изучением вопросов рели «Усулю Ддин», эта книга является одной из самых известных книг благодаря тому, что ученые ханафиты придают ей большое значение и дают комментарии к ней, изучают ее учат ей, делают шарх, то есть разъясняют эту книгу, и не только ученые ханафиты, но и другие из ученых тоже придают значение этой книге, потому что эта книга получила большую известность. К сожалению, практически нет таких шархов, то есть разъяснений к этой книге, которые полностью бы соответствовали убеждениям ахлю сунна уаль джамаа. Недавно вышел шарх доктора Мухаммада Абду-Ррахмана аль-Хамис, который дал шарх этой книге на основе убеждений ахлю сунна уаль джамаа, потому что многие из тех, которые давали комментарии к этой книге, разъясняли ее, придерживались пути мутукаллимов, то есть «ахлюль калям», так называемых «исламских» философов в разъяснении этой книги.
Ученые ханафиты опираются на эту книгу и матуридиты (заблудшая секта) тоже опираются на эту книгу, хотя и многие вопросы, которые в этой книге освящаются или многие постулаты, которые изложены в этой книге не совпадают с убеждениями матуридитов и с убеждениями аш’аритов, например вопрос о непогрешимости Пророков, или вопрос связанный с Атрибутами Аллаха субхана уа Та’аля и многие другие вопросы, хотя они говорят, что «эта книга на которую мы опираемся» и ссылаются на нее, на самом деле эта книга во многих вопросах является доводом не за них, а против них. Кроме того, мы до этого изучили с вами книгу имама ат-Тахауи рахимахуЛлах, где он излагает акыду ахлю сунна уаль джамаа и в общем, эта книга «Фикхуль Акбар», она соответствует в общем тому, что изложено в «Акыде» имама ат-Тахауия рахимахуЛлах. Если мы вспомним начало, когда мы изучали «Акиду ат-Тахауия», что там говорит имам Абу Джафар в начале? Он говорит, что эта акыда Ахлю сунна уаль джамаа соответствующая убеждениям имама Абу Ханифы и его двух учеников Абу Йюсуфа и Мухаммада Нуль-Хасана рахимахуЛлаху Та’аля.
Иснад книги.
Кто передал эту книгу «Фикхуль Акбар», то есть кто ее передатчик. Сказано, что передатчик ее это сын имама Абу Ханифы рахимахуЛлах, которого звали Хамад, то есть Хамад ибну Абу Ханифа, конечно же он знал лучше других, мазхаб и убеждение своего отца, что касается Хамада, то про него сказал Ибну Халькан, он сказал: «что этот человек, который придерживался пути своего отца, то есть мазхаба своего отца и он был праведным, был благим». Учение хадиса, то есть передатчики хадисов, мухаддисы некоторые называли его слабым передатчиком, то есть что его передачи, его риваяты, они слабые, но что касается этой книги, то мы не говорим, что передача ее слабая, потому что это он передавал убеждения своего отца, возле которого он все время находился. Кроме того, ученые, поскольку передавали эту книгу вот так друг другу и из уст в уста, поэтому это позволяет нам не сомневаться в правильности передачи Хамада от своего отца. В этой книге «Фикх уль-Акбар», в том варианте, в которой она сейчас существует есть некоторые вещи, которые явно не относятся к убеждениям Абу Ханифы, то есть это является вставками, более поздними вставками в эту книгу. Что позволяет нам сказать это? То, что имам Абу Джафар ат-Тахауи (родился 239 г.х. - умер в 322 г.х.), который жил после имама Абу Ханифы и который в своей книге передал, что убеждения Абу Ханифы, то, что он говорит там, не соответствует вот этим вот вставкам, которые есть в этой книге, более того, даже некоторые вставки противоречат предложениям самой этой книги, то есть сначала сказано одно, потом идет вставка, которая говорит уже о другом, это позволяет сделать вывод, более того утверждать, что все что не соответствует «Акыде Тахауия» в этой книге, то это не является словом имама Абу Ханифы рахимахуЛлаху Та’аля.
Например, сказано, что «Аллах субхана уа Та’аля говорил с Мусой Своим разговором, Речь Его является Его Атрибутом изначальным, и Он говорит ( то есть Аллах субхана уа Та’аля говорит) без приспособлений (то есть без органов речи) и без букв». Или слова произношение нами Корана создано.
Видно явно что это уже придуманы или вставлены туда более поздними поколениями после Абу Ханифы, потому, что Абу Ханифа относится к ’уляма ус-саляф, то есть к ученым предшественникам, подобные термины, подобные выражения в ту пору не применялись. Более того, например, сказать «Аллах говорил без приспособлений, без букв», вот это вот « без букв», это фактически теория, которая была изобретена позже, о том, что Речь Аллаха субхана уа Та’аля является неким внутренним смыслом, внутренней речью Аллаха субахана уа Та’аля и внутренним смыслом, это появилось уже позже, или что Речь Аллах Коран это выражение (ибара) Речи Аллаха субхана уатТа’аля, что эти буквы не Речь Аллаха, а что эти буквы это выражение Речи Аллаха субхана уа Та’аля, все эти вещи, которые придумал Ибн Кулляб, которые возникли позже, после смерти Абу Ханифы рахимахуЛлаху Та’аля. Или например эти слова «произношение наше Корана создано» - эта фраза, которую придумал позже, которую придумал во времена Ахмада рахимахуЛлах, человек, которого звали Карабиси, имам Ахмад порицал его за эти слова « произношение Корана оно создано», почему, потому что эта фраза, которая на самом деле скрывает за собой убеждения джахмитов. То есть вроде бы как будто действительно произношение нами Корана создано, но слово «ляфз» можно понимать и по другому, «ляфз» то есть сами слова Корана созданы, и отсюда джахмиты пропагандируют потом, прикрываясь этой фразой, свои убеждения о том, что Коран он сотворен.
Сказал имам Абу Хатим ар-Рази (ум. в 277 году), имам своего времени:
من كلام جهم بن صفوان، وحسين الكرابيسي، وداود بن علي: أن لفظهم بالقرآن مخلوق، وأن القرآن المنزل على نبينا ?مما جاء به جبريل الأمين حكاية القرآن، فجهمهم أبو عبد الله أحمد بن محمد بن حنبل، وتابعه على تجهيمهم علماء الأمصار طرّاً أجمعون، لا خلاف بين أهل الأثر في ذلك
"Из слов Джахма Ибн Сафуана, и Хусейна аль-Карабиси, и Дауда Ибн Али - что их слово с чтением Корана сотворено, и что ниспосланный на нашего Пророка Коран, с которым пришёл доверенный Джибриль - это передача (смысла) истинного Корана. И назвал их джахмитами Абу Абдуллах Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Ханбаль, и последовали за ним на считании их джахмитами учёные стран абсолютно все до единого, нет разногласий между ахлюль-асар в этом". Источник: "Аль-Худжжа фи баян аль-Махадджа", 2/203
Или вопрос, который связанный с видением Аллаха субхана уа Та’аля, некоторые условия, которые здесь предъявляются, они тоже явно что это не слова имама Абу Ханифы рахимахуЛлаху Та’аля, это то, что потом придумали ахлюль калям из аш’аритов и матуридитов и вставили в эту книгу, потому что большинство аш’аритов или матуридитов они придерживаются в мазхабе фикха Абу Ханифы рахимахуЛлаху Та’аля, поэтому это не соответствие между акыдой имама Абу Ханифы и их акыдой и это несоответствие дискредитирует их, является дискредитацией, поэтому этим объясняется вот эти вот вставки здесь.
(Примечание не из урока абу Йяхьи:
Полный иснад этой книги выглядит так:
От Мухаммада Ибн Мукотиля Ар Рази, от Исома Ибн Юсуфа от Хаммада Ибн Аби Ханифы от Абу Ханифы.
И в этом иснаде большие проблемы с точки зрения достоверности
Начнем с передатчика Мухаммада Ибн Мукотиля Ар Рази.
Сказал о нем имам Аль Бухари: «Для меня лучше упасть с неба на землю, чем передавать от Мухаммада Ибн Мукотиля!» см. «Лисан Аль Мизан» Ибн Хаджара, 5/388
Сказал о нем Аз Захаби: «Слабый передатчик!» см. «Мугни фи дуафа», 2/235
Cказал Ибн Хаджар Аль Аскалани: «Слабый передатчик» см. «Такриб», 2/136
Затем, следующий перадатчик, Исом Ибн Юсуф Аль Бахли, он тоже слабый.
Сказал о нем Ибн Саад: «Был слабым в хадисе»см. «Мизан Аль И’тидаль», 3/67
Cказал о нем Ибн Ади: «Передавал от Саури и других хадисы, которые никто больше не передает!»см. «Камиль фи дуафа ар риджаль», 5/2008
Что же касается Хаммада Ибн Абу Ханифы, то многие ослабили его, как Ибн Ади, и Захаби, поскольку он был праведным человеком, однако с плохим запоминанием. (см. «Мизан аль Иттидаль», 1 – 590)
Однако даже если мы скажем что он приемлемый передатчик, то положение двух других передатчиков дозволяет утверждать, что данный иснад является очень слабым, и по одной этой причине предельно непозволительно приписывать эту книгу имаму Абу Ханифе. Може у книги есть и другие иснады как бы там ни было ученые ханафиты признают эту книгу и делают комментарии к ней, по этому то что из истины в этой книге то можно приписать к имаму Абу Ханифе а что из пути мутакалимов то это отвергается от имама Абу Ханифы, и для пользы приведу слова имама Абу Ханифы о науке калам (которой руководствуются ашариты и матуридиты):
Абу Ханифа сказал: «Да проклянет Аллах Амра бин Убайда, ибо он открыл для людей путь, ведущий к каламу, который им не принесёт никакой пользы».[«Замм аль-Калам» аль-Харави, стр. 28-31].
Один человек спросил Абу Ханифу: «Какое у тебя мнение о том, что люди стали вводить в речь такие понятия, как “акциденция” (аль-а’рад) и “объектность” (аль-аджсам)?» Абу Ханифа ответил: «Это – слова философов. Придерживайся преданий (асар), следуй путем праведных предшественников (салаф) и остерегайся религиозных новшеств, потому что всякое религиозное новшество – это ересь (бид’а)».[ «Замм аль-Калам» аль-Харави (194/ба).].
Хаммад, сын Абу Ханифы, рассказывал: «Однажды ко мне зашел отец, да будет милостив к нему Аллах, а у меня в это время находилась группа людей из числа последователей калама. Мы вели столь жаркие споры по какому-то вопросу, что даже повышали свои голоса. Когда я услышал в доме шорох, издаваемый отцом, то вышел к нему. Он спросил меня: «Что у тебя за люди, о, Хаммад?» Я ответил: «Такой-то, такой-то и такой-то», перечислив их по именам. Он сказал: «А о чём вы спорите?» Я ответил: «По такому-то вопросу». Тогда он сказал мне: «О, Хаммад, перестань заниматься каламом!» Хаммад сказал: «И я никогда не замечал, чтобы мой отец противоречил сам себе и был из числа тех, кто велит что-либо, а затем запрещает это». Поэтому я спросил его: «О, батюшка! А разве ты не велел мне изучать калам?» Он ответил: «Да, сынок, однако сегодня я запрещаю тебе это». Я спросил: «Почему?» На что он ответил: «О, сынок! Поистине, этих людей, разногласящих по вопросам калама, ты раньше видел среди тех, у кого были единые взгляды и единая религия. Так продолжалось до тех пор, пока шайтан не отнял у них это, посеяв среди них вражду и противоречия, после чего они стали разногласить друг с другом …» [«Манакиб Аби Ханифа» имама Ахмада аль-Макки, стр. 183-184].
Абу Ханифа сказал Абу Йусуфу: «Остерегайся говорить с людьми об основах религии, опираясь на калам, ибо они подражают тебе и могут начать заниматься этим»[ «Манакиб Аби Ханифа» имама Ахмада аль-Макки, стр. 373.].
Из всего этого делаем вывод что имам Абу Ханиф непричастен к этой заблудшей науке и нельзя ему приписывать что то основанное на этой науке. Конец примечания).