Так, первое, «в Его ангелов» - «маляикя», «маляикятихи», маляикя – это множественное число от «маляк», мы знаем, что ангелы маляикя – это творения, созданные из света, тонкие, который занимаются тем, что выполнять приказы Аллаха субхана уа Та’аля и поклоняются Аллаху субхана уа Та’аля. Это относится с рукнам имана, то есть к столпам имана, вера в ангелов, они созданы специально для поклонения Аллаху субхана уа Та’аля, для того, чтобы выполнять Его приказы, они разные и по своему статусу и по своему предназначению, которое дал им Аллах субхана уа Та’аля, верить нужно в них как во всех вместе, что ангелы – это творения Аллаху субхана уа Та’аля, созданные из света, которые поклоняются Аллаху субхана уа Та’аля и выполняют Его приказы, вместе верим во всех ангелов, и нужно верить в частности, конкретно в тех ангелов, о которых сообщается в Коране и сунне, не обо всех ангелах сообщается, но о тех, которых сообщается нужно верить в частности, то есть мы верим в ангелов в общем и верим в частности в тех ангелов, а которых сообщается в Коране и в сунне. Значит, мы верим в ангелов хранителей рая, в ангелов хранителей ада, мы верим в ангелов охраняющих, мы верим в ангелов, записывающие деяния людей, мы верим в ангелов Мункар и Накир, которые спрашивают человека в могиле, задают ему вопросы, и во всех других, которые упомянуты.
Дальше сказал автор книги: «… и в Его писания (Кутуб)». «Я уверовал в Его писания».
Комментарий:
Мы должны верить в те книги, в те писания, которые Всевышний Аллах ниспослал некоторым из Своих посланников, не всем посланника и не всем пророкам ниспосылались книги, тем, которым ниспосланы книги, мы должны верить в эти писания и верить в эти книги. В этих книгах законоположение и установление Всевышнего Аллаха, и в этих книгах увещевания к творениям, мы должны верить в книге в общем, то есть во все книги ниспосланные Аллахом мы верим, и верить в частности в те книги, о которых Аллах субхана уа Та’аля нам сообщил, что Он их ниспослал, то есть Таурат, Инджиль, Забур, Коран и свитки Мусы и свитки Ибрахима. Аллах субхана уа Та’аля говорит, в начале суры аль-Имран: «И ниспослал Таурат и Инджиль», и говорит Аллах субхана уа Та’аля в суре ан-Ниса: «И даровали мы Дауду Забур», и верить в этот Коран, который является последним из писаний Аллаха субхан уа Та’аля и до судного дня не будет другого писания, который является лучшим из книг Аллаха субхана уа Та’аля, лучшая из книг, и последняя книга, которая подтверждает правдивость всех предыдущих писаний, это значит, что то, что в ней сообщается подтверждает то, что сообщалось в тех книгах во-первых, а во-вторых, что это еще означает, что те писания предупреждали о том, что будет ниспослан Коран, получается что Коран когда был ниспослан, подтвердил правдивость тех сообщений, которые были в тех книгах. И Коран, который является «мухеймин» (писание, которое контролирует, контроль над всем, что осталось из писаний сейчас на земле, если что-то в них не соответствует Корану сегодня, то все это уже, либо там было искажение со стороны людей, либо, если это какие-то хукмы, законоположения, значит эти законоположения уже аннулированы Кораном – это сыфат или атрибут Корана – мухеймин). Коран – это слово Аллаха субхана уа Та’аля, не подступится к нему ложь ни спереди ни сзади, ниспослание от Мудрого Славного, мы должны верить во все это.
Дальше сказал автор книги: «…и в Его посланников».
Комментарий:
Вера в посланников это также столп имана, мы должны верить, что Аллах субхана уа Та’аля избрал из людей особых рабов своих, которым было поручено донести до людей шариат Аллаха субхана уа Та’аля, донести до них откровение Аллаха субхана уа Та’аля, сказано: «Аллах избирает из ангелов посланников и из людей», и сказано в Коране: «Посланников, благовествующих и увещевающих, чтобы не было у людей доводов против Аллаха после того, как были ниспосланы к ним посланники». Посланники это лучшие из сынов Адама вообще, то есть лучше них не может быть никто вообще, никакой устаз и никакой шейх и никакой уали не может быть лучше чем пророки, даже из сподвижников и апостолов, не может быть никто лучше, чем пророки Аллаха субхана уа Та’аля, мы верим в тех их них, о которых нам не сообщил, в общем верим тоже в них, потому что Аллах субхана уа Та’аля говорит: «И посланников, о которых Мы тебе рассказывали (о Мухаммад), и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали».Первый из посланников – это Нух ’алейхи ссаллям, как об этом сообщается в достоверном хадисе, когда люди начнут обращаться к посланникам (в судный День), с просьбой заступиться или походатайствовать перед Аллахом субхана уа Тааля чтобы начался суд, чтобы Аллах субхана уа Та’аля начал свой суд, подойдя к Нуху они скажут: «Ты первый посланник, который был послан к людям, послан на землю». Значит, первый посланник – это Нух ’алейхи ссалям, а последний посланник Мухаммад ’алейхи ссаляту уа ссаллям, он последний из посланников и печать посланников. Упоминается в книге Аллаха 25 Пророков и Посланников, мы верим в каждого из них в подробностях, в частности все, что сообщается, мы верим в это. Адам ’алейхи ссаллям, как мы знаем, он был пророком, то есть первый пророк это Адам, первый посланник – это Нух ’алейхи ссалям, доказательство того, что Адам ’алейхи ссалям это первый пророк, это сообщение, которое передано от Абу Зарр радыяЛлаху Та’аля, что он спросил Пророка ’алейхи ссаляту уа ссалям, был ли Адам Пророком и Пророк ’алейхи ссалляту уа ссалям сказал ему: «Да, пророком, с которым разговаривал Аллах», это сообщение, его достоверность подтвердил шейх аль-Альбани рахимахуЛлаху Та’аля в «Мишкатуль Масабих». И поэтому является доводом. Если кто-то отрицает кого-либо из пророков и не верит в них, то это является большим куфром, этот человек кафир. Мы не разделяем между посланниками, верим во всех них, любим всех их, это, что касается веры в посланников.
Дальше сказал автор книги: «…верую в воскрешение после смерти».
Комментарий:
Человек обязан уверовать в «аль-ба’с» ( воскрешение), то что Аллах субхана уа Та’аля после смерти воскресит людей и призовет их к расчету на основании тех дел, которые они уготовили будучи в этой жизни и даст им воздаяние, воздаст им за их деяния, и «ба’с» ( воскрешение) касается как души, как духа, так и тела, то есть это не будет воскрешение только для духа, это будет воскрешение для тела и в это тело будет возвращен дух каждого человека и вообще каждого живого существа. Аллах субхана уа Та’аля воссоздаст человека еще раз, Он создал его в первый раз, Он создаст его еще раз, оживит его, это для Аллаха легко, и те, которые удивлялись, как это Аллах субхана уа Та’аля может воскресить творения после их смерти, Аллах субхана уа Та’аля говорит: «Неужели человек считает, что Мы не сможем собрать воедино снова его кости, нет, Мы способны на то, чтобы воссоздать даже кончики его пальцев», то есть эти тонкие органы, эти тонкие рисунки на пальцах, все это Аллах субхана уа Та’аля говорит, «Мы способны воссоздать это», и Аллах субхана уа Та’аля осуждает и порицает в Коране тех, которые отрицают воскрешение и говорит субхана уа Та’аля в суру Тогъаб: «Утверждают те, которые не веруют, что они не будут воскрешены, скажи: «нет, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены и непременно вам сообщат о том, что вы совершали и это для Аллаха легко».Тот, кто отрицает воскрешение, это кафир, даже если он говорит: «Я верю в Аллаха, я люблю Аллаха, я боюсь Аллаха», это куфр. Аллах субхана уа Та’аля воскресит творения в судный день и воздаст им согласно их деяниям, говорит Аллах субхана уа Та’аля: «В тот день, когда Аллах субхана уа Та’аля воскресит их всех и сообщит им о том, что они совершали, Аллах все это учел, а они забыли», то есть ты забыл, что делал когда-то, а Аллах субхана уа Та’аля, у Него все это на учете и Аллах для каждой вещи свидетель.
Дальше сказал автор книги: « …верую в предопределенное как хорошее, так и плохое, от Аллаха Всевышнего
Комментарий:
Вера в предопределение, как мы знаем, включает в себя веру в четыре вещи. Что такое предопределение? Это вера в 4 вещи:
Первая, это «аль-иману билль ’ильм» (вера в знания Аллаха субхана уа Та’аля), значит, что Аллах субхана уа Та’аля, нужно верить, что Аллах до, того как создал все, изначально все знал, как что будет, когда будет и где будет и до того, как созданы небеса и земли, все это было уже известно, и ничто не скроется от Аллаха субхана уа Та’аля, ничто, поэтому сказано: «Поистине Аллах, ни скроется от него НИЧЕГО ни на земле, ни на небесах».
Второе, что связано с верой в предопределение и имам ат-Тахауия рахимахуЛлах, он говорит в своей книге по Акыде: «И ничто не скроется от Него, до того, как Он создал это и Он знал, что они будут делать, до того как создал их».И так, вера в предопределение включает в себя веру в предвечное знание Аллаха субхана уа Та’аля, дальше второе «аль иману билль китаба», то есть вера в запись, то что Аллах субхана уа Тааля записал все, что будет в этом мироздании до, того как создал это, все малое и все большое, все это на учете и все это записано Аллахом субхана уа Та’аля и говорит Аллах субхана уа Та’аля: «Чтобы не постигало из несчастий на земле или вас самих, все это записано уже в книге до того как Мы это создали»,и ничто не может уйти из под этой записи, все малое и все большое, все записано, имам ат-Тахауи рахимахуЛлах говорит в своей «Акыде»: «И мы верим в скрижаль и верим в трость и во все, что записано, даже если соберутся все творения для того, чтобы сделать, то что Аллах предопределил что это будет, сделать его чтобы этого не было, они не смогут этого сделать, или даже если они все соберутся чтобы изменить, чтобы было, то что Аллах предопределил, чтобы этого не было, они все равно не смогут этого сделать», сказано: «Высохло перо, записавшее все что будет до судного дня», это в «Акыда Тахауия».
Третье, во что нужно верить вера в предопределение, то есть третья составляющая веры в предопределение, это вера в «ирада», в волю Аллаха субхана уа Та’аля, воля, которая касается всего, то есть не просто вера в волю Аллаха субхана уа Та’аля, что у Аллах есть Воля, а вера, в то что все происходит по Воле Аллаха субхана уа Та’аля, включая деяния людей, деяния людей подчинены Воле Аллаха субхана уа Та’аля, то есть чтобы не происходило в этой вселенной, все, что происходит в этой вселенной, все это происходит по желанию Аллаха субхана уа Та’аля, по Его дозволению, «То, что Он желает то бывает, а чего не желает, того не бывает», то есть Его Воля, Его Желание, ничто не может стать препятствием на пути, ничто не задержит Его Волю, ничто не задержит Его Желание, все происходит по Его желанию, «Не пожелаете вы, если не пожелает Аллах», имам ат-Тахауи говорит в своей «Акыде»: «И все, что происходит, все происходит по Его предопределению и по Его Воле и Воля Его, Желания Его оно сбывается, осуществляется, а то, что пожелает творение, будет только, если того пожелает Всевышний Аллах, то что Он пожелает то будет, а то чего Он не пожелает, того не будет».
Четвертая составляющая и последняя вера в предопределение, это вера в «аль-хальк», в общее сотворение, что все что есть все сотворено Аллахом субхана уа Та’аля, все создается им, в том числе и деяния людей тоже сотворены Аллахом субхана уа Та’аля, как плохие деяния, таки хорошие деяния, да, они сами ответственны за них, они сами совершают их, но создатель их – Аллах субхана уа Та’аля, Аллах субхана уа Та’аля говорит: «Аллах создал вас и то, что вы делаете». Кадариты, включая му’аттаззилитов и другие группы, они отрицают то, что Аллах субхана уа Та’аля, если человек совершает какой-то грех, что на это есть воля Аллаха субхана уа Та’аля, что Аллах субхана уа Та’аля пожелал это, они говорят, что это происходит без воли Аллаха субхана уа Та’аля, что на это нет воли Аллаха субхана уа Та’аля, более того, что Аллах субхана уа Та’аля не создает это, если человек что-то делает, его поступки не создает Аллах, а человек сам создает свои поступки, получается, что они утверждают, что есть в мироздании кто-то еще, во вселенной, кто может здесь распоряжаться как хочет, его воля не подчинена Воле Аллаха и что есть еще другие творцы, если каждый человек сам создает свои деяния, получается, что есть творцы помимо Аллаха субхана уа Та’аля, мы говорим, да, человек сам делает свои деяния и ответственен за них, но создатель – Аллах субхана уа Та’аля.
Дальше сказал автор книги: «…и верим в расчет и верим в весы».
Комментарий:
То есть ахлю сунна уаль джамаа верят в хисаб, в расчет, что Аллах субхана уа Та’аля, когда воскресит творения в судный день, Он произведет с ними расчет сообразно их деяниям и воздаст им, сказал Аллах: «Тем, кому дана книга его в правую его руку, тот будет рассчитан легким расчетом». Дальше сказано, что мы верим в «мизан» - весы, это великие весы, которые будут установлены в судный день, это весы в буквальном смысле этого слова, конечно они не подобны весам, которые мы здесь в видим в этом мире, но это весы в буквальном смысле этого слова, у них есть две чаши, действительно настоящие две чаши, на них будут взвешиваться деяния людей, свитки людей, и сами люди тоже будут взвешиваться на них, и тот, чья чаша с добрыми деяниями перевесит, тот получит успех, а тот, у кого перевесит чаша с дурными деяниями, тот потерпит убыток, Аллах субхана уа Та’аля говорит: «Будут установлены весы справедливости в судный день, не будет душа обижена (то есть человек не будет обижен ни в чем) даже если это что-то на вес горчичного зерна, все это мы покажем и достаточно нас, как учитывающих». Имам ат-Тахауия говорит в своей «Акыде»: «Мы верим в воскрешение и верим в воздаяние за деяния в судный день и верим в предстояние и верим расчет и верим в прочтение людьми их книг и верим в награду и верим в наказание и верим в сырат (мост над адом) и верим в весы», в отличии от му’аттаззилитов, которые отрицают такие вещи как мизан – весы, и многие другие вещи, о которых сказано, что это будет происходить в судный день.