Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Всадника на спину лошади



В любых теоретических основах верховой езды средства управления делятся на ук­лоны корпуса всадника, работу шенкелей и повода. И самое позднее — перед сда­чей экзамена на квалификацию — их схе­матически заучивают наизусть. Всадники знают о воздействии веса, нагружающе­го или разгружающего один или оба бока лошади; о высылающих и сдерживающих воздействиях шенкелями, заставляющих лошадь двигаться вперед и в стороны; уступающую, набирающую, сдерживаю­щую и выдерживающую руку. Если к этим знаниям еще прибавить и соответствую­щий инструктаж, то экзамен, по крайней мере теоретически, можно считать вы­держанным. Конечно же, из теоретичес­ких руководств известно, что эти коман­ды должны быть согласованы между со­бой, именно их четкое взаимодействие определяет чутье всадника.

В этой главе я не буду схематически диф­ференцировать команды я хочу больше рассказать об этом чутье и показать воз­можности, а также способы научиться чувствовать лошадь.

Научиться правильно пользоваться сред­ствами управления совсем не так просто. Прежде всего, это чисто техническое обучение движению, например; враще­ние лучезапястного сустава. Но в какой момент, насколько интенсивно и как дол­го следует использовать это воздействие — вот что главное в обучении искусству верховой езды.

Ключевую роль в управлении лошадью играют уклоны корпуса всадника. От соб­ственного веса никуда не денешься. Ноги


можно вытянуть, поводья можно бро­сить, но наш вес, которым мы давим на седло, остается неизменным! Его мож­но слегка перераспределить, но 60 кг всегда остаются 60 к г, и лошадь вынуж­дена их нести на себе.

Здесь я хочу еще раз напомнить вам при­мер с рюкзаком. Он показал нам, что для того, кто несет рюкзак, решающее зна­чение имеет не вес в килограммах, а то, как он распределяется и удерживается на спине. Так, грузный всадник может быть приятнее для лошади легкой кон­ституции, чем легкий, но сидящий несба­лансированно.

Итак, от своего веса всаднику никуда не деться. Идеальная цель заключается в умении сидя на лошади настолько хоро­шо распределить свой вес, чтобы посто­янно сопровождать ее движение корпу­сом, быть его частью. Как только всадник начинает опережать корпусом движение лошади или отставать от него, это немед­ленно и ощутимо нарушает ее равнове­сие и естественный темп движения. Та­кое же влияние оказывают и боковые пе­рераспределения веса всадника. Ло­шадь должна отреагировать на новую ситуацию равновесия и делает это, либо подставляясь под этот вес сбоку, либо уклоняясь от него в противоположную сторону. Если посмотреть на все с этой точки зрения, то верховая езда — это большая игра в равновесие, поскольку лошадь реагирует даже на минимальное изменение распределения веса всадни­ка. Со стороны эти мельчайшие перерас­пределения веса могут быть незаметны, но лошадь реагирует на них мгновенно, чтобы вновь найти общее равновесие вместе с всадником.

Садясь на лошадь в следующий раз, по­пробуйте ощутить, действительно ли ваш




вес постоянно перемещается, чувствуе­те ли вы себя постоянно в балансе. По­думайте при этом, какой длинный рычаг представляет собой ваше туловище, и тогда вы поймете, как сильно может по­влиять на ваш баланс даже немного на­клоненная вперед или в сторону голова.

7.2. Плавный переход с выездковой посадки на облегченную посадку и их взаимодействие

Как уже упоминалось ранее, вес, а тем са­мым и равновесие, играют решающую роль в верховой езде, и в этом разделе я хочу подробнее остановиться на пробле­ме равновесия для разных типов посадки.

На выездковой посадке происходят тон­чайшие реакции балансирования. Если смотреть со стороны, то верхняя часть туловища сохраняет спокойное положе­ние. Она сбалансирована вдоль вообра­жаемой линии отвеса. В качестве площа­ди опоры выступает тазовое основание посадки, т.е. таз. Треугольная площадь опоры весьма стабильна. Свисающие от бедра ноги работают как маятники и по­могают стабилизировать баланс.

На облегченной посадке туловище нахо­дится в равновесии благодаря положе­нию ног. Основной тонус мышц верхней части корпуса выше, так как из-за накло­на вперед она более лабильна, чем на выездковой посадке, при которой все строительные элементы находятся друг под другом. Более высокий основной то­нус помогает лучше приноровиться к движениям лошади и реагировать на них. Площадь опоры на облегченной посадке


— это бедра, колени и стремена. Эта пло­щадь опоры шире, чем на выездковой посадке. При таком подходе облегчен­ную посадку перед прыжком можно срав­нить с положением стоя с широко рас­ставленными ногами, а выездковую по­садку — с балетной позицией.

На первый взгляд кажется, что облегчен­ная посадка стабильнее, так как имеет более широкую площадь опоры. Но ког­да вы рассмотрите распределение веса всадника на площади опоры, то по фор­ме облегченную посадку можно сравнить с буквой «Т» (рис. 7.1). Верхняя часть кор-




пуса является горизонтальным рычагом, который должен быть сбалансирован другими частями тела. Площадь опоры широка, но только по бокам, впереди и сзади она узкая. Лабильное положение верхней части туловища требует более высокого основного тонуса и реактивной способности мышц, что особенно необ­ходимо при езде по открытой местнос­ти, прыжках и на быстром аллюре.

Выездковую посадку можно скорее срав­нить с буквой «I» (см. рис. 7.1), которая посередине как бы прикреплена к стене. Площадь опоры мала, но она имеет тре­угольную форму и располагается в сере­дине тела. Более длинное тело, как бы закрепленное в середине, для восста­новления равновесия всегда будет дви­гаться, подобно маятнику, по вертикали. Таким образом, выездковая посадка представляется более стабильной, чем облегченная. Практика подтверждает это — достаточно понаблюдать за выступле­нием ковбоя на родео. Верхняя часть ту­ловища должна сохранять вертикальное положение, тогда ковбой сможет дольше удержаться на спине лошади. Да вам и самим наверняка приходилось почув­ствовать, что более низкие препятствия легче преодолевать, стоя на стременах. Но если лошадь начинает прыгать по-на­стоящему, то надо плотнее сесть в седло и держаться прямо, иначе равновесие будет потеряно и всадник не успеет ис­править положение.

Итак, у выездковой посадки площадь опоры находится выше, она уже имеет треугольную форму, при этом ноги рабо­тают как маятники. Равновесие, скорее, стабильно, основной тонус мышц более низкий. На облегченной посадке пло­щадь опоры хоть и шире, но лежит глуб­же, посадка более лабильна, основной тонус мышц и состояние реакций более


высокие. Поэтому езда на облегченной посадке для всадника утомительнее и обучаться ей следует с осторожностью.

Переход от одной посадки к другой — это сложнейшее движение и одновре­менно тренировка равновесия, во вре­мя которой всадник должен поменять узкую и высокую площадь опоры на ши­рокую и глубокую, приспосабливая ос­новной мышечный тонус к новой ситуа­ции, но не перенапрягая мышцы. Это задание особенно хорошо помогает вы­работать ощущение собственного тела. Постоянная необходимость приспосаб­ливаться к новой ситуации помогает лучше тренировать бессознательно протекающие реакции и рефлексы, вос­станавливающие равновесие. Чем боль­ше всадник будет тренироваться в этом, тем легче он обретет равновесие на дви­жущейся лошади.

7.3. Строевая рысь — сложный акт балансирования

Строевая рысь представляет собой чере­дование нагрузки и разгрузки. Площадь опоры всадника постоянно меняется. После всего прочитанного вы понимае­те, насколько сложное движение для это­го требуется. Я уже немного рассказыва­ла о технике строевой рыси в связи с амортизирующим каблуком. Важно по­нять и почувствовать, что строевая рысь состоит не только из привставания и опускания в седло. Происходит постоян­ная смена площади опоры — от узкой к широкой, от высокой к глубокой, от ла­бильной к стабильной...





 


 


На примере облегченной рыси можно вы­явить многие основные проблемы посад­ки и баланса. На строевой рыси верхняя часть корпуса должна сохранять макси­мально спокойное положение. Частая ошибка, которая выводит из равновесия как всадника, так и лошадь — это наклон вперед при привставании и наклон назад при опускании в седло. В такой момент всадник просто не успевает приспосо­биться еще и к движениям лошади. Это можно сравнить с проблемой равновесия корпуса, возникающей когда человек встает с низкого стула. Если вы хотите встать с низкого стула с прямым корпу­сом, то вес тела приходится на точку по­зади ваших ног и поэтому вам нужно бу­дет сделать взмах руками и рывок корпу­сом. Когда вы садитесь, дело обстоит точ­но так же; если вес переносится слишком далеко назад, то за несколько сантимет­ров до стула вы уже не сможете сохранять равновесие и плюхнетесь на него. Если же вес переносится вперед настолько, что он равномерно распределяется на обе ноги, то и подъем, и посадку можно держать под контролем.

Если вам удается задержаться на каждой фазе этого процесса движения, не теряя


при этом равновесия — это значит, что вы сбалансированы правильно. Подобными задержками и остановками в движении можно проверять состояние своего рав­новесия (рис. 7.2).

Линия нагрузки на строевой рыси прохо­дит не через голеностопный сустав, а че­рез мысок стопы (рис.7.3). Это соответ­ствует распределению веса при стойке на передней части стопы. Насколько глубо­ко при этом можно наклонять корпус впе­ред или держать его в вертикальном по­ложении — зависит от разных причин. Хо­рошо и спокойно двигающуюся в сборе лошадь легче заставить перейти на рысь при вертикальном положении корпуса, чем молодую лошадь. Конечно же, нельзя перевешиваться вперед, что может при­вести к перегрузке переда лошади.

Немаловажную роль для правильной строевой рыси играют индивидуальные пропорции тела всадника. Вспомните о различных «нагибательных» типах, кото­рые я описывала в главе о корпусе. Всад­ник с длинными ногами и коротким туло­вищем будет наклоняться вперед силь­нее, чем тот, у кого верхняя часть корпу­са более длинная (при наклоне он будет





 


Рис. 7.3. Правильная строевая рысь с линией нагрузки.


держаться более вертикально). На стро­евой рыси особенно важна длина бедер. Длинное бедро требует большего накло­на вперед, чем относительно короткое бедро.

Только после того, как верхняя часть кор­пуса всадника будет сохранять равнове­сие над изменяющейся площадью опо­ры, руки смогут обрести независимый от привставания и опускания в седло рав­номерный контакт со ртом лошади. По­наблюдайте за разными всадниками, когда они едут строевой рысью. Доволь­но распространенной является такая привычка — привставая и опускаясь в седло, соответственно поднимать или опускать руки. В этом случае можно хо­рошо поупражняться, придерживаясь за ремешок впереди седла. На строевой


рыси он не должен колебаться ни впе­ред-назад, ни вверх-вниз, надо суметь добиться его равномерного натяжения на каждой фазе строевой рыси в любом из желаемых направлений (например, вперед и вверх).

Ноги всадника на строевой рыси не дол­жны судорожно сжимать бока лошади и быть выпрямленными в стороны. Как при­вычка вставать на стременах, так и попыт­ки, слишком выпрямляя колени, привста­вать в седле как можно выше, слишком сильно выпрямляя колени, препятствуют тонкой игре балансирования над разны­ми площадями опоры (рис. 7.4). Бывает действительно трудно уяснить себе, что при привставании в седле площадь опо­ры опускается ниже, а при опускании в седло, хотя ноги оказываются ниже, а яго-



Рис. 7.4. Строевая рысь:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.