Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутреннее и наружное воздействие средствами управления



Лошадь должна четко реагировать на боковые воздействия средств управле­ния точно так же, как и на посылающие и сдерживающие. Здесь снова возникает подлинная игра между внутренним и на­ружным воздействием средств управле­ния. Лошадь может правильно ориенти­роваться на всадника, сгибаться, выпол­нять постановление и выпрямляться только в том случае, если внутреннее воздействие соответствует наружному.

Когда я была ребенком, один тренер как-то очень наглядно продемонстрировал, почему внутреннее воздействие никогда

 



не получается без наружнего. Я несколь­ко раз подряд снова и снова слишком сильно натягивала внутренний повод, и лошадь, разумеется, уклонялась от поста­новления и сгибания. Тогда тренер взял у меня хлыст и согнул его руками о колено в форме полумесяца (рис. 7.16).

Его колено играло роль внутреннего шен­келя, а его руки были наружным поводом и наружным шенкелем. И если отпустить руку или колено, то согнуть хлыст не уда­лось бы. Следовательно, внутреннее воз­действие средств управления без поддер­живающего наружнего воздействия никог­да не сможет привести к правильному по­становлению, сгибанию и выпрямлению лошади. Этот рисунок дополнительно объясняет, почему поддерживающий шен­кель лежит дальше, чем посылающий.


Рамка

Держать лошадь в рамке, т.е. в контуре движения, при помощи средств управле­ния нужно таким образом, чтобы она в каждый момент движения была ориенти­рована на всадника. В большинстве слу­чаев слово «рамка» употребляется в свя­зи с внутренними и наружными воздей­ствиями средств управления, так как именно здесь это особенно бросается в глаза. Если лошадь не «обрамлена», т.е. выпадает из контура движения с одной стороны, то зад заносит на повороте, а голова и шея становятся слишком раз­болтанными.

Но понятие обрамления включает в себя нечто гораздо большее. Оно охватыва­ет всю лошадь и весь процесс ее дви­жения в целом. Всадник ограничивает свою лошадь с внутренней и наружной сторон, посылает вперед или сдержива­ет, может расслабить ее или собрать. Если воспользоваться математически­ми понятиями, это значит — в стороны, вперед, назад и в высоту по всем трем осям движения. Снова на первый план выходит трехмерность движения! Мож­но представить себе воздушный шар, внутри которого находятся всадник и лошадь (рис. 7.17). Этот воздушный шар летит в пространстве, и до тех пор, пока всадник удерживает свою лошадь в кон­туре движения, он остается внутри шара. Но если лошадь уклоняется от воздействия средств управления, то она выходит за их «рамки» — шар лопнет. Надеюсь, это сравнение поможет вам лучше представить себе единство дви­жения всадника и лошади, и объяснит, почему некоторые всадники забывают все на свете и ничего не видят и не слы­шат, пока полностью сконцентрирован-но едут верхом.



Постановление

Постановление происходит в затылке лошади — т.е. в начале шеи, сразу за уша­ми (рис. 7.18). В этом месте первый шей­ный позвонок соединяется с черепной коробкой. Этот позвонок имеет особое значение и функцию. И не без основания все всадники так одержимы желанием, чтобы лошадь сдала в затылке, и даже са­мый слабый новичок быстро понимает, что если лошадь опустила голову вниз, урок можно считать удачным. Но некото­рые всадники так никогда и не научатся чувствовать, как задняя нога лошади при­нимает на себя тяжесть.

Атлантозатылочный сустав человека счи­тается первым двигательным сегментом; у млекопитающих движение развивается также от головы к туловищу и дальше — к конечностям. Выше было описано, на­сколько важно смотреть в направлении


 

движения, так как именно голова «начи­нает» движение и управляет им. Даже одно только движение глазами направо (взгляд направо) может повлечь за собой поворот головы вправо, а за этим после­дует поворот плечевого пояса. Готовность напряжения мускулатуры у всадника, ко­торый склоняет голову в сторону, различ­на. Разумеется, мы можем скосить глаза вправо и повернуть при этом голову вле­во — попробуйте сделать это. Но это на­много труднее, чем поворачивать голову и смотреть в одном направлении.

У лошади происходит почти то же самое. Ее атлантозатылочный сустав также яв­ляется первым двигательным сегмен­том, а голова руководит движением. Если лошадь «схвачена» в этом месте, то остальной корпус должен следовать за ним, хотя и не в принудительном поряд­ке, а скорее рефлекторно. Хорошему всаднику этот факт облегчает достиже­ние тонкой и прочувствованной верховой езды. К этому суставу крепятся мускулы, связки и сухожилия, которые очень важ­ны для баланса в движении. Длиная за­тылочная связка при опускании затылка



будет растягиваться от места прикрепле­ния и находиться в состоянии легкого на­пряжения. Только в этом случае спина ло­шади может округлиться и начать раска­чиваться. Лошади, которые уклоняются от движения именно этого последнего сегмента, часто имеют неправильный изгиб в затылке и никогда не двигаются полностью раскрепощенно; «резиновой ленты» в этом случае просто не суще­ствует.

Боковое постановление в затылке важно для сохранения всех реакций равновесия лошади. При этом у нее так же, как у че­ловека, возникает основной тонус муску­латуры. Сбалансированно пройти пово­рот лошадь может только с правильным постановлением.

Всадник может очень хорошо определить постановление по положению гребня гри­вы. Если вы, сидя на лошади, переводите ее в остановке справа налево, то увиди­те, как весь гребень гривы падает на дру­гую сторону. Если лошадь сдвигает в сто­рону только шею, сам гребень гривы мо­жет падать на другую сторону. Но в этом случае затылок лошади «сваливается» и она не чисто входит в рамку средств уп­равления. Чтобы быть уверенным в том, что положение головы лошади прямое а не перекошенное, с внутренней стороны постановления должно быть заметно тре­петание ноздрей и видна часть глаза ло­шади. Следующим критерием оценки яв­ляются уши. Они должны быть постоянно на одной высоте. Постановление выпол­нено правильно, если гребень гривы па­дает в желаемую сторону и вы можете увидеть поблескивание глаза и часть ноз­дри, а оба уха находятся на одинаковой высоте (рис.7.19). Попробуйте понаблю­дать это на возможно большем количе­стве лошадей. Каждой лошади свой­ственны индивидуальные черты, и для каждой нужно найти оптимальное поста­новление. Интересное наблюдение: мно­гие молодые лошади легче выполняют его на ту руку, на сторону которой падает гри­ва. Также и у лошадей старшего возраста сторона, на которую падает грива, часто совпадает с «любимой» стороной.

В теории можно найти следуещее поло­жение: «Внутренний повод задает поста­новление, а наружный его удерживает. При этом внутренний повод заботится о мягкости и восприимчивости.» Этот те­зис является еще одним примером того, как невероятно большое количество ин­формации может быть заключено в ко­ротком, но не всегда сразу понимаемом предложении. Оно целиком охватывает игру взаимодействия средств управле­ния. Если выполнять постановление с внутренней стороны, то лошадь будет опираться на наружные поддерживаю­щие средства управления так, что внут­ренний повод снова станет свободным и сможет вести своего рода «разговор» со




ртом лошади. Звучит просто, но выпол­нить это в действительности совсем не­легко. Самые элементарные ошибки всадник совершает именно при поста­новлении лошади, что делает невозмож­ным его переход с определенного основ­ного уровня обучения на следующий.

Разумеется, патентованного рецепта для правильного постановления любой ло­шади не существует. Некоторым лоша­дям необходим минимум применения средств управления, для других легче поставить сначала затылок и шею в тре­буемом направлении, прежде чем поста­новление снова можно будет ограничить одним затылком. В обучении движению это соответствовало бы пути от грубой формы к более тонкой и совершенной: сначала большое движение, которое за­тем совершенствуется и согласовывает­ся с желаемой степенью.

В большинстве случаев, прежде чем тре­бовать постановления от узких в ганашах и склонных к закрепощенному сбору ло-


шадей, необходимо сначала как следует прогнуть в глубину (рис. 7.20). Лошадь, нос которой находится чуть впереди вер­тикали, имеет гораздо большую свобо­ду движения в ганашах, и когда она усту­пает в постановлении, ей легче будет распрямиться в желаемое положение, не закрепощаясь при этом в ганашах.

Конечно, ни от всадника, ни от лошади нельзя требовать совершенной и тонкой формы движения с первого раза. Но очень важно всегда знать точно, куда нацелено движение, и наблюдать, приближается ли оно к желаемой тонкой форме или нет. Всаднику следует полностью сконцентри­роваться на ощущении, что лошадь идет на одном поводе, проходящем через рот ло­шади, поэтому каждое движение одной руки передается дальше в другую. При по­становлении рот лошади должен сохра­нять связь с двумя поводьями. Тогда она сможет следовать начальному движению всем корпусом, раскрепощенно и сбалан­сированно войти в поворот.



Боковое сгибание

Боковое сгибание, происходящее от го­ловы до хвоста лошади, представляет со­бой как можно более равномерное выги­бание ее позвоночника в сторону. Сгиба­ние ограничивается корпусом лошади, особенно ребрами и жестко сросшимися между собой поясничными позвонками. Максимальное сгибание требуется в уг­лах и на вольту, меньшее сгибание — на всех кривых линиях. Как правило, сгиба­ние в одну сторону всегда удается легче, чем в другую. Лошади, точно так же, как и люди, от рождения имеют хорошие и пло­хие черты. Важным условием правильно­го сгибания является сбалансированное положение всадника в движении; лишь тогда он сможет независимо от этого по­ложения воздействовать на лошадь. Большое значение при этом имеет баланс верхней части корпуса всадника. Лично мне понять механизм правильного сгиба­ния помогло то, что я представила себе будто шея лошади — это мой собствен­ный позвоночник. И если лошадь подня­ла бы свою шею вертикально вверх, то мой корпус должен быть с ней идентичен: ее уши — на уровне моих (рис. 7.21).

Эта картинка поможет вам постоянно со­провождать корпусом движение в любом направлении, а кроме того, она дает еще одну возможность для описания сложной гибкой посадки всадника. Другую возмож­ность, а именно — самим пробежать по­ворот, я подробно описала выше. Каждое боковое сгибание лошади требует от всад­ника поворота туловища. Это вращение в туловище должно быть всегда точно таким же большим, как и требуемое сгибание лошади (рис. 7.22).

Итак, теперь вы понимаете, каково опти­мальное положение вашего корпуса в повороте. Почти никто не обладает спо­собностью совершенно симметричной ротации. Из главы о верхней части кор­пуса вы уже знаете, что главный центр его ротации находится в нижней части груд-


 


Рис. 7.21. Высоко поднятая шея лошади.


Рис. 7.22. Боковое сгибание лошади/вращение всадника.




ного отдела, в том месте, где он перехо­дит в поясничный отдел; и каждый всад­ник должен контролировать этот участок. В конце концов, нельзя требовать от ло­шади того, что не в состоянии сделать сам, и при этом еще мечтать о гармонии движения между всадником и лошадью!

Боковое сгибание очень важно для того, чтобы лошадь не потеряла равновесия на более крутых поворотах и дальше смог­ла бы заступать под вес всадника. В та­ких условиях стоит при помощи внутрен­них средств управления сначала сделать лошадь «вогнутой», тем самым нагнав ее на наружные сдерживающие средства управления, чтобы внутренние средства управления снова освободились и могли быть использованы для дальнейшего воздействия. Это особенно касается сложных в езде лошадей.

Выпрямление лошади

Задние ноги лошади ступают по следам передних таким образом, что ось тела идущей по стенке лошади совпадает с линией движения независимо от того, прямая она или изогнутая. Это правило, еще будучи ребенком, я вы­учила наизусть, что производило неотра­зимое впечатление на разных тернеров и судей. Однако на самом деле я не пони­мала заключенного в нем смысла. Что же значит «выпрямить лошадь» и почему это настолько важно, что даже нашло свое место в программе обучения лошади? Тело лошади имеет естественную кривиз­ну, и по своей анатомии она сзади шире, чем спереди. Точно так же, как у челове­ка, у лошади есть любимая опорная нога, и точно так же, как человек, лошадь замет­но лучше отталкивается какой-то одной ногой. Этой ногой она охотнее заступает под центр тяжести и лучше принимает на


себя вес. Другая же задняя нога «предпо­читает» уклоняться в сторону. Тем самым на перед лошади падает излишняя на­грузка. Лошадь, которая лучше принима­ет вес на левую заднюю ногу, одновре­менно уклоняется правой задней и «пада­ет» на диагональное плечо. Такое положе­ние вещей можно хорошо изучить, выез­жая «сырую» лошадь. Дополнительную сложность представляет разная ширина следов передних и задних ног. Особенно заметно это у жеребят. Их длинные, похо­жие на спички задние ноги, часто «не зна­ют», где они должны находиться по отно­шению к передним. Наблюдая жеребят сзади, очень часто можно видеть, как зад­ние ноги ступают далеко справа и слева от передних. Некоторые ступают одной задней ногой между передними, а другой в сторону. Если подобная манера двигать­ся сохраняется и в дальнейшем, то вып­рямить такую лошадь бывает крайне сложно. Но я ни разу не видела жеребен­ка, чьи обе задние ноги в движении сту­пали бы между передними.

Это наблюдение находит свое отражение и в процессе обучения лошади. Молодые лошади при усилении сбора или одерж-ке особенно склонны в движении широ­ко расставлять задние ноги вместо того, чтобы подводить их под центр тяжести. Только работа на выпрямление подводит задние ноги под центр тяжести и дает им возможность принять на себя вес.

Мы периодически слышим или читаем в книгах о том, как важна внутренняя задняя нога. На строевой рыси эта нога опять под­вергается нагрузке. Если всадник облегча­ется под неправильную ногу — это просто позор, поэтому уже на юношеских квали­фикационных экзаменах судьи бдительно следят за строевой рысью. При езде по от­крытой местности по склону стоит сделать постановление в сторону понижения и на 151



строевой рыси загрузить заднюю ногу со стороны понижения. Для чего? Если вы умеете ходить на лыжах, то сразу пойме­те, в чем тут дело. Лыжа со стороны пони­жения должна быть постоянно загружена, иначе на следующем повороте можно лег­ко приземлиться в сугроб. Следовательно, загрузка задней ноги лошади со стороны понижения имеет решающее значение для баланса в поступательном движении впе­ред и в повороте.

При езде верхом дело обстоит точно так­же. «Мотор» движения находится сзади, и чтобы правильно сбалансироваться, лошадь должна подводить под центр тя­жести заднюю ногу со стороны пониже­ния с большим усилием. В манеже внут­ренняя сторона приравнивается к сторо­не понижения. Это вполне логично, так как появляющаяся в повороте центро­бежная сила направлена наружу вверх. С внутренней стороны возникает «дыра».

Этот небольшой экскурс очень важен для того, чтобы понять, почему задние ноги лошади должны ступать по следам пере­дних. Тогда поддерживающий шенкель удержит наружнюю заднюю ногу в конту­ре движения и заставит ее заступать под центр тяжести.

Естественная кривизна

Лошадь не может двигаться прямо вдоль борта манежа без затруднений (рис. 7.23.). Молодая разбалансированная ло­шадь будет как бы подпирать внешним плечом бортик манежа, более опытная лошадь в конце длинной стенки часто ук­лоняется от выпрямления и начинает бо-чить.

Итак, если рассматривать выпрямление схематически, то оказывается, что перед лошади подведен далеко внутрь таким образом, что внутренняя задняя нога ступает по следу внутренней передней ноги. Наружняя задняя нога при помощи под­держивающего шенкеля подводится под центр тяжести.

Если смотреть спереди на стоящуюю на всех четырех ногах лошадь, то они все дол­жны быть видны, так как сзади лошадь шире, чем спереди. Но тем не менее на вы-ездковом прямоугольнике, когда лошадь совершенно прямо поворачивается по средней линии и неподвижно и ровно ста­новится на все четыре ноги в точке Х (хо­рошо бы, если это было так), судьи видят только две ноги. Следовательно, работа на выпрямление более узко подводит задние ноги под центр тяжести всадника и лоша­ди. А более узко поставленные ноги озна­чают меньшую площадь опоры. Это значит, что остановка требует повышенного тону­са мускулатуры. Лошадь может быстрее и



легче начать движение в любом желаемом всадником направлении, имея узкую и ла­бильную площадь опоры. Поэтому успех работы на выпрямление особенно заметен в одержках, переходах движения, усиле­нии сбора.

Работа на выпрямление тесно связана со сгибанием лошади, чтобы тем самым по­ставить работу переда в зависимость от работы зада. Уменьшение или увеличение круга, серпантин, плечо внутрь, траверс и реверс — все эти упражнения помогают выпрямить лошадь. Она должна научить­ся гибко двигаться под воздействием всех средств управления всадника, не теряя при этом раскрепощенности и тенденции продвижения вперед.


Самая грубая и наиболее часто встреча­ющаяся ошибка при работе на выпрям­ление и сгибание — езда без тенденции поступательного движения. Каждый по­ворот стоит силы и импульса. И если про­движение вперед теряется в повороте, лошадь неизбежно сместится на перед и станет напряженной. Только импульс, поступающий сзади, позволяет лошади освободить перед и нести себя свобод­но. Лишь тогда всадник может воздей­ствовать на перед лошади и поставить его так, как ему нужно. Чем больше тя­жести приходится на зад лошади, тем больше освобождается перед, и тем лег­че и свободней он может двигаться.

Не случайно тренеры постоянно твердят своим ученикам: «Двигай свою лошадь вперед и выпрями ее».

Рис. 7.24. Поворот на галопе.

Сам всадник также должен выпрямиться. Все наше тело должно найти гармонич­ное равновесие в самом себе. Положе­ния плечевого пояса и таза должны быть согласованы друг с другом, с лошадью и с требуемым движением. Это очевидно из описанной выше сложной гибкой по­садки, при которой позвоночник должен


 

быть направлен в направление движения на фоне гармоничного взаимодействия мышц. И если нам тяжело добиться это­го, то нужно осознать, что проблемы мо­гут возникнуть не только у нас, но и у ло­шади, нужно быть благодарными тем ло­шадям, которые, несмотря на наши ошибки, все же двигаются правильно.

Огромное значение для выпрямления верхней части корпуса имеет ротация. В разделе о сгибании я детально останав­ливалась на взаимосвязи бокового сги­бания лошади и ротации верхней части корпуса всадника (рис. 7.24). Враща­тельное движение стоит на высшей сту­пени развития обучения движению. В большинстве случаев оно является не­дифференцированным и только оно спо­собствует возникновению поистине тон­ких реакций равновесия. Например, ро­тация необходима на протяжении всей ходьбы (рис. 7.25). Благодаря ей плече­вой пояс и таз находятся в тесном взаи­модействии с мышцами.



Если где-либо в корпусе имеется блока­да или какой-либо участок малоподвижен, то это компенсируется большей подвиж­ностью другой стороны. Нехватка рота­ции при ходьбе восполняется уклоном бедра в сторону и измененным (часто в локте) усиленным размахом руки. Движе­ния в процессе верховой езды и при ходь­бе очень похожи между собой. Всадник, верхняя часть корпуса которого не вып­рямлена, компенсирует это дополнитель­ными движениями конечностей. Чтобы уравновесить дефициты в основной по­садке, ему понадобится приложить боль­ше сил при использовании средств управ­ления. Нередко причина беспокойных

действий одной руки всадника кроется в ограниченной способности ротации по­звоночника в одну сторону. Исходя из на­копленного опыта, можно сделать неко­торые заключения и в отношении лоша­ди. У лошадей, имеющих проблемы со сгибанием и выпрямлением, часто замет­ны различные дефекты аллюра, наруше­ние такта, например сорочий скок.

Следовательно, такт движения является не только критерием раскрепощенности, но имеет и основополагающее значение в каждой фазе обучения лошади.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.