Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тайна напряжения крестца



Во всех предыдущих анатомических опи­саниях вы ничего не прочли о «мышце кре­стца», которая ответственна за его напря­жение, и, возможно, уже неоднократно спрашивали себя, почему я так долго мед­лила с рассказом об этом важном участ­ке. Но такой мышцы не существует. Поня­тие «напряжение крестца» подразумева­ет такой комплекс обстоятельств, что тре­бует долгих предварительных объясне­ний, которые могли бы сделать мои разъяснения понятными. Рассмотрите еще раз внимательно рисунок анатоми­ческого строения таза и повторите для


себя прекатывающие движения вперед и назад. Седалищные бугры остаются при этом на месте, а тазовый гребень движет­ся над ними вперед или назад. Если вы стоите на слегка согнутых в коленях но­гах, то сможете перемещать и седалищ­ные бугры вперед или назад, притом, что тазовый гребень будет оставаться на ме­сте (рис. 7.5). Вы также можете двигать тазом вперед и назад, сохраняя непод­вижное положение бедер. При этом тазо­вый гребень идет вперед, а седалищные бугры сдвигаются назад, и наоборот. Я хочу объяснить вам, что одно и то же дви­жение может выглядеть совершенно по-разному, в зависимости от того, вокруг какой оси оно осуществляется, какая часть позвоночника остается стабильной, а какая становится мобильной.

Какое же из трех этих движений важно для напряжения крестца (рис. 7.5)?

Если мы хотим дать лошади толчок впе­ред, напрягая крестец, то первая версия



полностью исключается. В этом случае вес перемещается назад (вы ведь хоти­те двигаться вперед!), а седалищные бугры остаются на месте. В результате обратного движения тазового гребня округляется поясничный отдел позво­ночника, его пятый позвонок блокирует­ся, а грудная клетка, как правило, опус­кается. Это значит, что ни одно движе­ние не может быть воспринято правиль­но, а туловище не может удерживать основной тонус, не говоря уже о том, чтобы его повысить. К сожалению, слишком многие всадники считают, что они напрягают таким образом свою по­ясницу. При этом их осанка мешкооб­разна, лошадь получает в лучшем случае один удар по спине и выводится из со­стояния равновесия назад.

Во втором варианте тазовый гребень ос­тается на месте, а седалищные бугры выдвигаются вперед — лошадь получа­ет ощутимый толчок по направлению вперед. Впрочем, рычаг таза оказывает­ся слишком длинным и требует приме­нения больших усилий. Кроме того, при таком движении пятый поясничный по­звонок вновь оказывается заблокирован­ным, что влияет на подвижность всего позвоночника и туловища в целом.

Оптимальной представляется третья возможность, когда ось вращения прохо­дит через тазобедренные суставы. По­нятно, что для этого движения, при кото­ром существуют верхнее и нижнее пле­чи рычага, необходимо самое небольшое усилие. Седалищные бугры сдвигаются вперед, и движение в поясничном отде­ле позвоночника гораздо меньшее, так что пятый позвонок еще остается сво­бодным. Встаньте спокойно боком перед зеркалом попробуйте все три возможно­сти, чтобы научиться чувствовать разни­цу между этими движениями. Обхватите


 

себя руками, чтобы держать таз и тазо­бедренные суставы в покое. Туловище должно при этом быть максимально спо­койным.

Какими же участками тела вы двигаете при этом? Какие мышцы должны рабо­тать? По сути, речь снова идет о взаимо­действии двух групп мышц — живота и нижней части спины.

Мышцы живота стараются поднять пере­дний край таза наверх, тогда как мышцы спины работают на растяжение. Вы мо­жете легко ощутить, что работа на рас­тяжение — более тяжелая, она требует больших усилий. Этим объясняется, по­чему у многих всадников нижняя часть спины мокрая от пота, когда они слеза­ют с лошади.

При описанном выше движении вы как бы сдвигаетесь на своих седалищных буграх по направлению вперед. Но поскольку вы, как приклееный, сидите в седле, дав­ление седалищных бугров через седло будет передаваться спине лошади. И если седалищные бугры слишком плот­но прилегают к седлу, то велика опас­ность, что вы выполните первый вариант движения тазом, при котором седалищ­ные бугры стабильны, а тазовый гребень является мобильной частью. Чтобы из-за этого мобильного гребня не отклонить­ся назад, нужно обеспечить устойчивый противовес в туловище. Помните, в гла­ве о верхней части корпуса я разделила его на функционльные отделы — таз был потенциально подвижен, а грудная клет­ка — стабильна. Грудная клетка должна быть стабильно обращена вперед. Это происходит благодаря усиленному вып­рямлению грудного отдела позвоночни­ка и выдвижению грудины вперед. При этом должны работать глубокие мышцы лопаток и спины (сокращение), а также

 

 



верхние мышцы живота (растяжение) (рис. 7.6).

Теперь, если для напряжения поясницы вы начнете это движение в тазобедренных су­ставах, стабилизируя таз по направлению вверх посредством грудной клетки и вниз через седалищные бугры, то фактическое движение окажется очень незначительным. В гораздо большей мере повысится основ­ной мышечный тонус корпуса, и повышен-

ное напряжение перенесется вперед дав­лением/энергией посадки. Если при напря­жении крестца движение становится замет­ным, то основной тонус снижается и не воз­никает толчка, который может передавать­ся лошади. Таким образом, проблема на­пряжения крестца является вопросом лов­кости и плотности посадки в движении, а эффективность не зависит от размеров и веса всадника (рис. 7.7).


 


Рис. 7.6. Мышцы туловища.


Рис. 7.7. Мышцы и возможные направления их движения при напряжении крестца.



Поупражняться в этом можно на стуле. Ваши стопы крепко стоят на полу и вы пробуете подвигать тазом, так чтобы верхняя часть корпуса не сковывала его движения. При этом вы почувствуете, как давление под вашими седалищны­ми буграми будет возрастать по направ­лению вперед, так что выполняя это дви­жение, можете опрокинуть стул. Ноги, упирающиеся в пол, являются вашей опорой. При езде верхом такую опору образуют бедра, действующие как ста­билизаторы, голени же при этом долж­ны оставаться независимыми и свобод­ными.

Лошадь очень тонко чувствует основ­ной тонус всадника и реагирует на него. Она отчетливо ощущает, когда всадник судорожно напряжен и испытывает страх, так же, как чувствует и опытного всадника по его посадке. Например, при переходе в рысь всадник увеличи­вает основной тонус своей мускулату­ры, а лошадь, реагируя на это, перехо­дит в рысь. В такой рабочей ситуации, когда и всадник, и лошадь сосредото­ченны, а команды подаются с очень вы­сокой точностью и тонкостью, это мож­но представить так, что лошадь следу­ет в заданном основным мышечным то­нусом направлении — т.е. вперед, в сто­рону или назад.

Такое повышение основного тонуса мышц происходит автоматически. Отве­чающие за это мышечные цепочки под­ключены к спиному мозгу, и произволь­но влиять на них можно лишь в незначи­тельной степени. Они повышают основ­ной тонус, когда вы встаете или начина­ете бежать, и ведь вы при этом даже не думаете, надо ли повысить его и как это сделать. Вы знаете только, что хотите встать или побежать.


 

Такой автоматизм вам следует перене­сти и на верховую езду. Часто помогает сравнивание движений. Например, можно сравнить переход на рысь или галоп с переходом на бег или бег с прыжками, полную остановку с останов­кой в беге...

Я хорошо помню очень талантливого на­чинающего всадника, который понача­лу все время терзал меня вопросами: «Как мне это сделать? Что я должен при этом почувствовать?» Все мои описания были недостаточны. Наконец, я спас­лась от объяснений, прибегнув к слегка авторитарной отговорке, что это невоз­можно описать, и что когда-нибудь он это почувствует. Ответ был для него ма­лоутешительным, однако моя самоуве-реннось уберегла меня на какое-то вре­мя от дальнейших назойливых вопро­сов. Через некоторое время, занимаясь с ним на корде на очень хорошо натре­нированной и чуткой лошади, я позво­лила ему самому переходить на рысь и галоп, снова останавливаться (при этом я только держала конец корды, не рабо­тая с ней по-настоящему). Я просила его поочередно переходить с шага на рысь или галоп, и вновь останавливаться. Ус­ловие было: воздействовать на лошадь только через посадку, так чтобы я с зем­ли не видела никакого движения. Уже скоро ему это стало хорошо удаваться, и когда он, довольный собой, слез с ло­шади, я спросила его, как он сумел это сделать, и что он при этом чувствовал. К моему удовольствию, я не получила удовлетворительного ответа, он сказал, что это просто чувствуется — и все. Кстати, в этом и состоит большая про­блема моей книги. Некоторые ощуще­ния нельзя описать, их можно только почувствовать.




7.7.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.