зволить себе откинуться назад на гораздо большее расстояние, пока не сработает мускулатура живота. На практике это означает, что корпус у всадника, который смотрит вниз, постоянно немного отстает от движения лошади и скорость его реакции недостаточно высока. При посадке «как на стуле» основной мышечный тонус корпуса ниже, он как бы обмякает в седле. Как только от всадника потребуется какое-либо реагирование, он должен немедленно мобилизоваться посредством необходимого напряжения мускулатуры. Во время верховой езды зачастую происходит запоздалая реакция, а ложка, как известно, дорога к обеду. Для своевременного применения средств управления от него требуется быстрое реагирование. Всадники с тенденцией заваливаться верхней частью корпуса назад не могут воздействовать на лошадь достаточно быстро: пока действия средств управления достигнут лошади, решающий момент уже пройдет. Особенно часто случается, что всадник пропускает момет. Когда нужно отдать повод из-за того, что руки слишком отведены назад. Тенденция к отклонению верхней части корпуса назад препятствует независимому действию рук, в большинстве случаев они вместе с ней уходят назад, а в критических ситуациях задираются вверх.
При посадке «на разрезе» мускулатура всадника более жесткая, он очень напряжен, что часто вызывает неприятные и болезненные ощущения. При посадке «как на стуле» некоторые всадники чувствуют себя в высшей степени удобно, им не нужно прилагать больших усилий, они просто немного раскачиваются на спине лошади. Но они не понимают, как такое сидение «сзади» и подобная верховая езда отражаются на лошади. Что касается посадки «на разрезе», то я не знаю ни одного всадника, который чувствовал бы себя хорошо и был доволен. Эта напряженная жесткая посадка ведет к общей ригидности. Всадник удерживает себя в седле напряжением мышц внутренней стороны бедра. Он сдавливает бока лошади и цепляется за нее ногами подобно бельевой прищепке, и если лошадь слегка споткнется, всадник может окончательно потерять равновесие и упасть с нее. Таким образом, из-за чрезмерного мышечного напряжения он не сможет сопровождать корпусом движение лошади, необходимая для этого раскрепощенность будет отсутствовать. При смене аллюров и скорости движения всадник плюхается на спину лошади, в результате чего возникает порочный круг — всадник ощущает боль или просто чувствует себя дискомфортно. На все это он реагирует еще большим напряжением мышц и становится совершенно более неспособным адекватно взаимодействовать с движением лошади.
Потеря баланса немедленно вызывает у всадника чувство страха. Испуг, в свою очередь, ведет к потере ощущения движения, на что всадник реагирует по типичной схеме: в большинстве случаев он сдавливает бока лошади ногами и отводит руки назад. Но потеря всадником равновесия выводит из баланса и саму лошадь. Это нервирует и пугает ее, приводит к сбою ритма и потере раскрепощенности. Некоторые лошади начинают неуверенно и напряженно двигаться по манежу неровными точками. Они становятся мало восприимчивыми к средствам управления и в целях собственной безопасности предпочитают оставаться на месте, так как дальнейшее естественное движение вперед вызывает у них неуверенность. Одни демонстрируют напряженный, скованный шаг, другие совершенно неконтролируемо несутся вперед. 165
Лошадь, равновесие которой в прыжке было неоднократно нарушено, когда-нибудь потеряет уверенность в том, что препятствие можно преодолеть. Это «слишком тяжело для меня»! Чтобы после этого выработать у лошади уверенность в прыжке, необходимо затратить много времени и, кроме того, нужно быть готовым к возможным неудачам. Лошадь обладает великолепной памятью, она никогда не забывает полученного опыта. Можно лишь попытаться дать ей новые позитивные впечатления, которые должны быть сильнее негативных. Так, например, если она получила болевые ощущения при преодолении определенного препятствия (оксер), то уже никогда не пойдет на это препятствие естественно и непринужденно. В этом случае требуется опытный всадник, способный внушить лошади достаточное чувство уверенности, которое со временем станет сильнее робости перед препятствием. Важную роль при этом играет восприимчивость лошади и ее послушание всаднику.
Применительно к выездке все вышеупомянутое также важно, как при прыжках, но не так заметно со стороны. Если при одержке всадник будет постоянно плюхаться лошади на поясницу, она перестане доверять ему и ее спина будет напряженной. Возможные последствия этой ошибки — задранная голова и недостаточная работа переда. Баланс часто теряется при подъеме в галоп: лошадь начинает двигаться скачками с приподнятым крупом и высоко задранной головой, подъем потеряет импульс и поступательное движение вперед. Подобное поведение показывает всаднику, что такие «замашки» лошади не всегда следует считать проявлением упрямства животного, гораздо чаще это следствие плохой, несбалансированной езды. Чтобы его уст-
ранить, необходимы время, терпение, и, может быть, даже замена одного всадника другим, так как прежде всего нужно позаботиться о создании новой основы доверия лошади к всаднику.
Исправление
Как возникает баланс, как можно научиться балансировать, и как в случае необходимости его можно исправить?
Чтобы ответить на этот вопрос, я хотела бы снова обратить ваше внимание на то, как учатся двигаться дети. Они в совершенстве обладают ловкостью и чувством баланса. Дети тренируют свое чувство равновесия ежедневно в тысяче игровых ситуаций. Развитие движения протекает от действия к выработке осанки. Так, маленький ребенок учится ходить: сначала ползает на четвереньках, потом встает, раскачиваясь, пока, наконец, не обретет равновесие в положении стоя. Причем, начать бегать он может раньше, чем научится стоять.
Ребенок воспринимает и изучает каждое новое движение комплексно всем телом. Взрослый человек с трудом составляет для себя этот комплекс из отдельных, уже знакомых ему движений.
На примере строевой рыси, которая является поистине важным критерием баланса, это становится особенно очевидным. Моя четырехлетняя племянница наблюдала за мной во время езды строевой рысью и после серьезно убеждала меня, что тоже так смогла бы. Ранее она ничего подобного не делала. На лошади она справилась превосходно, все получилось с первого раза без каких-либо указаний и поправок с моей стороны. Следовательно, дети учат движения комплексно. Хорошо выраженное чувство равновесия придает ребенку завидную ловкость и способность реагировать на новую ситу-
ацию сразу всем телом. Со взрослыми дело обстоит сложнее. Их чувство равновесия выражено не так ярко, конечности-рычаги иные, чем у ребенка, его голова прежде всего хочет знать, каким необходимым движением она должна управлять. В связи с этим рефлекторное реагирование в ощущении комплексной реакции равновесия становится невозможным. Взрослый человек составляет для себя новое движение по кусочкам до тех пор, пока не автоматизирует его, выполнив большое количество упражнений. Ребенку же нет необходимости упражняться в каком-либо ощущении, он просто осваивает новое движение.
Несмотря на это, взрослые могут научиться балансу и тренировать его. При этом было бы неплохо немного «поиграть в ребенка». Если совершенной и точной формы баланса хотят добиться немедленно, то это часто приводит к его полной потере. Здесь действует то же правило: от большого к малому, от несовершенной формы — к совершенной, от движения — к выработке осанки. Но целенаправленная тренировка баланса верхней части корпуса в процесс верховой езды вполне возможна. Подвигайте верхней частью корпуса вперед и назад от воображаемой вертикальной линии, найдите ваше собственное центральное положение, как уже было описано в главах по анатомии. При этом решающее значение имеет установка на ощущение длины во всем позвоночнике.
Частая смена облегченной посадки на учебную при средней длине стремян может оказаться весьма полезной. Постарайтесь на строевой рыси постоять несколько темпов на стременах. При этом вы сами можете почувствовать, есть ли у вас тенденция отставать или опережать корпусом движение лошади. Поощри-
тельное похлопывание по шее лошади на строевой рыси, езда по кавалетти и небольшие гимнастические прыжки через кавалетти стимулируют развитие баланса, реакции и ловкости.
Тренировка на сохранение баланса при смене аллюров и скоростей движения требует дополнительного спокойствия и терпения. Такая перемена аллюра, как рысь—галоп, является наиболее сложной для всадника. Не так-то просто одновременно приспособиться к меняющемуся движению, да при этом еще и самому быть причиной этой перемены. Вы можете проконтролировать себя при помощи ремешка на седле. Если при смене аллюра вам удастся равномерно натягивать его вперед наверх, значит, ваша рука действительно независима, а это может быть только в том случае, если верхняя часть корпуса находится в равновесии.
Ощущение собственного тела не является объективным критерием. Многие начинающие всадники считают, что сидят в седле прямо, и лишь увидев себя на фотографиях или на видео, с ужасом признают, что в действительности они заваливаются назад или едут с вытянутыми вперед ногами. Контроль баланса непосредственно тренером или при помощи видео необходим, чтобы начинающий всадник мог развить правильное чувство собственного баланса и в дальнейшем смог бы поправить себя сам.
Уравновешенное положение в седле, когда всадник совершает минимальное количество лишних движений с наименьшими силовыми затратами для сохранения стабилизированной посадки, открывает дорогу к точному осознанному применению средств управления. Красиво ездить верхом без чрезмерных физических затрат и напряжения конечностей-рычагов —
весьма привлекательная цель, для достижения которой стоит постараться — не только ради себя, но и ради лошади.
8.2. Асимметрия
У каждого из нас есть своя врожденная естественная асимметрия. Вывод, что люди сложены симметрично, можно сделать, лишь глядя на них издалека. Асимметрия нашего тела становится очевидной уже на примере асимметрии рук — если вы правша, то попробуйте хоть раз почистить зубы левой рукой. В повседневной жизни у каждого человека есть предпочитаемая опорная нога, а это определяет одностороннюю позицию стоя, влияет и на положение всего тела, и на характерную для каждого из нас манеру двигаться. У многих людей икры ног различны по толщине. Нередко одна нога втискивается в сапог с трудом, тогда как на другую он надевается легко. Ноги разной длины тоже не такое уж редкое явление. И столь асимметричное создание мы хотим посадить на лошадь, а после этого еще ждем, что она будет двигаться уравновешенно! У лошади хватает хлопот и со своей природной асимметрией, которая иногда сочетается с асимметрией всадника так, что маскирует ее. Нередко случается и наоборот, что дополнительно увеличивает проблемы всадника, у которого чувствительность одной руки всегда выше чувствительности другой.
В большинстве случаев причина какого-либо искривления скрывается в строении туловища, а конечности пытаются уравновесить эту асимметрию. Отклонение позвоночника в сторону может быть причиной разного положения плеч, кистей, рук. В обратном случае иногда асимметрия конечностей, например повреж-
дение локтя, может привести к заметной асимметрии всего тела. Для каждой успешной коррекции прежде всего важно узнать истинную причину искривления.