Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В прыжке без нарушения баланса.





зволить себе откинуться назад на гораз­до большее расстояние, пока не сработа­ет мускулатура живота. На практике это означает, что корпус у всадника, который смотрит вниз, постоянно немного отста­ет от движения лошади и скорость его реакции недостаточно высока. При по­садке «как на стуле» основной мышечный тонус корпуса ниже, он как бы обмякает в седле. Как только от всадника потребует­ся какое-либо реагирование, он должен немедленно мобилизоваться посред­ством необходимого напряжения муску­латуры. Во время верховой езды зачастую происходит запоздалая реакция, а ложка, как известно, дорога к обеду. Для своев­ременного применения средств управле­ния от него требуется быстрое реагиро­вание. Всадники с тенденцией завали­ваться верхней частью корпуса назад не могут воздействовать на лошадь доста­точно быстро: пока действия средств уп­равления достигнут лошади, решающий момент уже пройдет. Особенно часто слу­чается, что всадник пропускает момет. Когда нужно отдать повод из-за того, что руки слишком отведены назад. Тенденция к отклонению верхней части корпуса на­зад препятствует независимому дей­ствию рук, в большинстве случаев они вместе с ней уходят назад, а в критичес­ких ситуациях задираются вверх.

При посадке «на разрезе» мускулатура всадника более жесткая, он очень напря­жен, что часто вызывает неприятные и болезненные ощущения. При посадке «как на стуле» некоторые всадники чув­ствуют себя в высшей степени удобно, им не нужно прилагать больших усилий, они просто немного раскачиваются на спине лошади. Но они не понимают, как такое сидение «сзади» и подобная вер­ховая езда отражаются на лошади. Что касается посадки «на разрезе», то я не знаю ни одного всадника, который чувствовал бы себя хорошо и был доволен. Эта напряженная жесткая посадка ведет к общей ригидности. Всадник удержива­ет себя в седле напряжением мышц внут­ренней стороны бедра. Он сдавливает бока лошади и цепляется за нее ногами подобно бельевой прищепке, и если ло­шадь слегка споткнется, всадник может окончательно потерять равновесие и упасть с нее. Таким образом, из-за чрез­мерного мышечного напряжения он не сможет сопровождать корпусом движе­ние лошади, необходимая для этого рас­крепощенность будет отсутствовать. При смене аллюров и скорости движения всадник плюхается на спину лошади, в результате чего возникает порочный круг — всадник ощущает боль или просто чув­ствует себя дискомфортно. На все это он реагирует еще большим напряжением мышц и становится совершенно более неспособным адекватно взаимодейство­вать с движением лошади.

Потеря баланса немедленно вызывает у всадника чувство страха. Испуг, в свою очередь, ведет к потере ощущения дви­жения, на что всадник реагирует по типич­ной схеме: в большинстве случаев он сдавливает бока лошади ногами и отво­дит руки назад. Но потеря всадником рав­новесия выводит из баланса и саму ло­шадь. Это нервирует и пугает ее, приво­дит к сбою ритма и потере раскрепощен­ности. Некоторые лошади начинают не­уверенно и напряженно двигаться по ма­нежу неровными точками. Они становят­ся мало восприимчивыми к средствам управления и в целях собственной безо­пасности предпочитают оставаться на месте, так как дальнейшее естественное движение вперед вызывает у них неуве­ренность. Одни демонстрируют напря­женный, скованный шаг, другие совер­шенно неконтролируемо несутся вперед. 165



Лошадь, равновесие которой в прыжке было неоднократно нарушено, когда-ни­будь потеряет уверенность в том, что пре­пятствие можно преодолеть. Это «слиш­ком тяжело для меня»! Чтобы после этого выработать у лошади уверенность в прыжке, необходимо затратить много времени и, кроме того, нужно быть гото­вым к возможным неудачам. Лошадь об­ладает великолепной памятью, она никог­да не забывает полученного опыта. Мож­но лишь попытаться дать ей новые пози­тивные впечатления, которые должны быть сильнее негативных. Так, например, если она получила болевые ощущения при преодолении определенного препят­ствия (оксер), то уже никогда не пойдет на это препятствие естественно и непринуж­денно. В этом случае требуется опытный всадник, способный внушить лошади до­статочное чувство уверенности, которое со временем станет сильнее робости пе­ред препятствием. Важную роль при этом играет восприимчивость лошади и ее по­слушание всаднику.

Применительно к выездке все вышеупо­мянутое также важно, как при прыжках, но не так заметно со стороны. Если при одержке всадник будет постоянно плю­хаться лошади на поясницу, она переста­не доверять ему и ее спина будет напря­женной. Возможные последствия этой ошибки — задранная голова и недоста­точная работа переда. Баланс часто те­ряется при подъеме в галоп: лошадь на­чинает двигаться скачками с приподня­тым крупом и высоко задранной головой, подъем потеряет импульс и поступатель­ное движение вперед. Подобное поведе­ние показывает всаднику, что такие «за­машки» лошади не всегда следует счи­тать проявлением упрямства животного, гораздо чаще это следствие плохой, не­сбалансированной езды. Чтобы его уст-

ранить, необходимы время, терпение, и, может быть, даже замена одного всадни­ка другим, так как прежде всего нужно позаботиться о создании новой основы доверия лошади к всаднику.

Исправление

Как возникает баланс, как можно на­учиться балансировать, и как в случае необходимости его можно исправить?

Чтобы ответить на этот вопрос, я хотела бы снова обратить ваше внимание на то, как учатся двигаться дети. Они в совершенстве обладают ловкостью и чувством баланса. Дети тренируют свое чувство равновесия ежедневно в тысяче игровых ситуаций. Раз­витие движения протекает от действия к выработке осанки. Так, маленький ребенок учится ходить: сначала ползает на четве­реньках, потом встает, раскачиваясь, пока, наконец, не обретет равновесие в положе­нии стоя. Причем, начать бегать он может раньше, чем научится стоять.

Ребенок воспринимает и изучает каждое новое движение комплексно всем телом. Взрослый человек с трудом составляет для себя этот комплекс из отдельных, уже знакомых ему движений.

На примере строевой рыси, которая яв­ляется поистине важным критерием ба­ланса, это становится особенно очевид­ным. Моя четырехлетняя племянница на­блюдала за мной во время езды строевой рысью и после серьезно убеждала меня, что тоже так смогла бы. Ранее она ничего подобного не делала. На лошади она справилась превосходно, все получилось с первого раза без каких-либо указаний и поправок с моей стороны. Следователь­но, дети учат движения комплексно. Хо­рошо выраженное чувство равновесия придает ребенку завидную ловкость и способность реагировать на новую ситу-



ацию сразу всем телом. Со взрослыми дело обстоит сложнее. Их чувство равно­весия выражено не так ярко, конечности-рычаги иные, чем у ребенка, его голова прежде всего хочет знать, каким необхо­димым движением она должна управлять. В связи с этим рефлекторное реагирова­ние в ощущении комплексной реакции равновесия становится невозможным. Взрослый человек составляет для себя новое движение по кусочкам до тех пор, пока не автоматизирует его, выполнив большое количество упражнений. Ребен­ку же нет необходимости упражняться в каком-либо ощущении, он просто осваи­вает новое движение.

Несмотря на это, взрослые могут на­учиться балансу и тренировать его. При этом было бы неплохо немного «поиграть в ребенка». Если совершенной и точной формы баланса хотят добиться немед­ленно, то это часто приводит к его пол­ной потере. Здесь действует то же пра­вило: от большого к малому, от несовер­шенной формы — к совершенной, от дви­жения — к выработке осанки. Но целе­направленная тренировка баланса верх­ней части корпуса в процесс верховой езды вполне возможна. Подвигайте вер­хней частью корпуса вперед и назад от воображаемой вертикальной линии, най­дите ваше собственное центральное по­ложение, как уже было описано в главах по анатомии. При этом решающее зна­чение имеет установка на ощущение длины во всем позвоночнике.

Частая смена облегченной посадки на учебную при средней длине стремян мо­жет оказаться весьма полезной. Поста­райтесь на строевой рыси постоять не­сколько темпов на стременах. При этом вы сами можете почувствовать, есть ли у вас тенденция отставать или опережать корпусом движение лошади. Поощри-


 

тельное похлопывание по шее лошади на строевой рыси, езда по кавалетти и не­большие гимнастические прыжки через кавалетти стимулируют развитие балан­са, реакции и ловкости.

Тренировка на сохранение баланса при смене аллюров и скоростей движения требует дополнительного спокойствия и терпения. Такая перемена аллюра, как рысь—галоп, является наиболее сложной для всадника. Не так-то просто одновре­менно приспособиться к меняющемуся движению, да при этом еще и самому быть причиной этой перемены. Вы може­те проконтролировать себя при помощи ремешка на седле. Если при смене аллю­ра вам удастся равномерно натягивать его вперед наверх, значит, ваша рука дей­ствительно независима, а это может быть только в том случае, если верхняя часть корпуса находится в равновесии.

Ощущение собственного тела не являет­ся объективным критерием. Многие на­чинающие всадники считают, что сидят в седле прямо, и лишь увидев себя на фо­тографиях или на видео, с ужасом при­знают, что в действительности они зава­ливаются назад или едут с вытянутыми вперед ногами. Контроль баланса непос­редственно тренером или при помощи видео необходим, чтобы начинающий всадник мог развить правильное чувство собственного баланса и в дальнейшем смог бы поправить себя сам.

Уравновешенное положение в седле, ког­да всадник совершает минимальное ко­личество лишних движений с наименьши­ми силовыми затратами для сохранения стабилизированной посадки, открывает дорогу к точному осознанному примене­нию средств управления. Красиво ездить верхом без чрезмерных физических зат­рат и напряжения конечностей-рычагов —




весьма привлекательная цель, для дости­жения которой стоит постараться — не только ради себя, но и ради лошади.

8.2. Асимметрия

У каждого из нас есть своя врожденная естественная асимметрия. Вывод, что люди сложены симметрично, можно сде­лать, лишь глядя на них издалека. Асим­метрия нашего тела становится очевидной уже на примере асимметрии рук — если вы правша, то попробуйте хоть раз почистить зубы левой рукой. В повседневной жизни у каждого человека есть предпочитаемая опорная нога, а это определяет односто­роннюю позицию стоя, влияет и на поло­жение всего тела, и на характерную для каждого из нас манеру двигаться. У мно­гих людей икры ног различны по толщине. Нередко одна нога втискивается в сапог с трудом, тогда как на другую он надевается легко. Ноги разной длины тоже не такое уж редкое явление. И столь асимметричное создание мы хотим посадить на лошадь, а после этого еще ждем, что она будет дви­гаться уравновешенно! У лошади хватает хлопот и со своей природной асимметри­ей, которая иногда сочетается с асиммет­рией всадника так, что маскирует ее. Не­редко случается и наоборот, что дополни­тельно увеличивает проблемы всадника, у которого чувствительность одной руки всегда выше чувствительности другой.

В большинстве случаев причина какого-либо искривления скрывается в строе­нии туловища, а конечности пытаются уравновесить эту асимметрию. Отклоне­ние позвоночника в сторону может быть причиной разного положения плеч, кис­тей, рук. В обратном случае иногда асим­метрия конечностей, например повреж-


дение локтя, может привести к заметной асимметрии всего тела. Для каждой ус­пешной коррекции прежде всего важно узнать истинную причину искривления.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.